Способы оптимизации педагогического процесса

Вторым критерием оптимальности обучения является соблюдение учащимися и преподавателями определенных Уставом учебного заведения норм времени на аудиторную и внеаудиторную работу.

Критерии оптимальности обучения и воспитания

Об оптимизации процесса обучения дают возможность судить критерии оптимальности.

Необходимо помнить, что теория оптимизации не формулирует новых задач для процесса обучения, она учит находить наилучшие пути решения задач, выдвигаемых обществом на каждом историческом этапе его развития

В современных условиях считают, что каждый учащийся усваивает материал на уровне своих максимальных (реально достижимых) возможностей в данный момент (на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»), одновременно продвигаясь вперед в своей воспитанности и развитости. Поэтому оптимизация обучения предполагает обязательное изучение реальных учебных возможностей обучаемых.

Реальные учебные возможности это новое понятие, которое введено в теорию оптимизации. Реальные учебные возможности отражают в себе единство внутренних (здоровье, уровень знаний, развития мышления, отношения к учению, ответственность) и преломляемых личностью внешних условий (влияние семьи, сверстников). Педагогу важно знать не только сегодняшний уровень реальных учебных возможностей учащегося, но и зону их ближайшего развития, т.е. ему надо знать, какие задания, какого уровня трудности могут выполнить учащиеся при его направляющей помощи и руководстве.

Первым критерием оптимальности обучения является достижение каждым учащимся такого уровня успеваемости, который соответствует его реальным учебным возможностям в зоне ближайшего развития.

Значение этого критерия становится особенно ясным, если учесть положение К.Маркса о том, что мерилом всестороннего развития человека все более будет становиться свободное время. В этой связи представляется актуальной также и мысль А.С.Макаренко о том, что «для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени».

Система способов оптимизации основных компонентов педагогического процесса в практической деятельности преподавателей состоит в следующем:

1. Педагог выбирает наиболее рациональный для данного учебного занятия или воспитательного мероприятия комплекс задач образования, воспитания и развития учащихся.

2. Затем он конкретизирует задачи с учетом особенностей данной группы (на чем сделать акцент, какие стороны воспитанности и образованности подтянуть и пр.).

3. Подбирает необходимое содержание для успешного решения поставленных задач, выделяет в содержании главное, существенное.

4. Выбирает из ряда возможных вариантов подходящие методы, формы и средства обучения и воспитания. Право на такой выбор способствует преодолению шаблона и рецептурности в педагогическом процессе.

5. Оперативно корригирует процесс, когда по ходу его обнаруживаются затруднения в решении тех или иных задач. Вносит изменения в методы, формы и средства обучения и воспитания. Ведь даже хорошо обоснованный в самом начале планирования работы вариант может прийти в противоречие с меняющимися условиями, и тогда он уже не будет оптимальным. Это один из важных признаков методического мастерства преподавателей и воспитателей.

6. Завершающим способом оптимизации педагогического процесса является анализ его результатов и затрат времени педагогов и учащихся с точки зрения критериев оптимальности.

Педагог призван всегда сравнивать достигнутые образовательно-воспитательные результаты с теми, которые заранее были продуманы и обоснованы как оптимально возможные. Если их удалось достичь, то первый критерий оптимальности можно считать выполненным.

Далее надо изучить затраты времени педагогов и учащихся на подготовку и проведение мероприятия и сравнить их с нормативно допустимыми. Если окажется, что эти затраты не превысили норм, то и по второму критерию педагогический процесс можно считать оптимальным.

Если же будут в ходе анализа обнаружены расхождения между целями и результатами, между реальными и нормативными затратами, то на следующих этапах надо стремиться искать более удачное решение поставленных задач, искать новые оптимальные варианты построения учебного процесса.

Оптимизация – путь к методическому творчеству, путь преодоления шаблона и трафарета в обучении и воспитании, путь развития педагогического мышления преподавателей – мышления системного, конкретного, диалектического.

Оптимизация(от лат. optimum) – процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных. В такой сложной, динамичной, многоплановой, иерархичной системе, как педагогическая, существуют многие тысячи возможных вариантов построения, течения и организации учебно-воспитательной деятельности, достижения намеченных целей. И лишь один из них будет наилучшим в имеющихся конкретных условиях. Отыскать его – главная задача оптимизации. Она решается путем сравнения возможных вариантов и оценки имеющихся альтернатив.

Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия педагогической системы тем целям, для достижения которых она создана. Оптимальность, достигнутая для одних условий, почти никогда не имеем места при других условиях, поэтому понятие оптимизации всегда конкретно. Оптимизации не может быть «вообще» она возникает лишь по отношению к выбранной задаче. При этом необходимо четко представлять, что именно должно быть оптимизировано, какой параметр педагогической системы должен достичь оптимального значения в соответствии с поставленной целью. Принцип оптимальности предъявляет требования разумности, рациональности, чувства меры в применении всех элементов учебного процесса. Он зовет к максимально возможным результатам при минимально необходимых затратах времени и усилий. В этом состоит его большое гуманистическое значение.

«Оптимальным, - пишет академик Ю.К.Бабанский, - мы считаем процесс обучения, отвечающий одновременно следующим критериям:

а) содержание, структура и логика функционирования его обеспечивает эффективное и качественное решение задач обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с требованиями государственных учебных программ на уровне максимальных учебных возможностей каждого учащегося;

б) достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим учебным планом для классных занятий, а также без превышения максимальных норм времени, установленных школьной и трудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учителей, что одновременно должно предупредить факты переутомления учителей и учащихся». Требования критерия оптимизации однозначны – оптимальным можно считать только такой учебно-воспитательной процесс, который протекает безперегрузки учащихся и учителей, работающих в то же время с максимально возможной для них отдачей.

Итак, в качестве основного критерия оптимизации учебно-воспитательного процесса применяется во взаимосвязи два показателя:

1) получение максимально возможных (реально достижимых) в данных условиях результатов в образовании, воспитании и развитии учащихся;

2) соблюдение установленных нормативов затрат времени на классную и домашнюю работу учащихся данного возрасти и учителей.

Методологической основой оптимизации является системный подход, который требует рассматривать все компоненты педагогического процесса в единстве закономерных взаимосвязей, опираясь на общую теорию управления сложными динамическими системами.

К основным методологическим требованиям оптимизации педагогической системы относятся:

1. Целостный охват процедурой оптимизации всей системы.

2. Опора при выборе оптимального варианта на всю систему закономерностей учебно-воспитательного процесса.

3. Последовательный учет возможностей оптимизации всех компонентов системы.

4 Рассмотрение оптимизации как постоянно текущего инновационного процесса со все более высокими задачами и более совершенными технологиями их разрешения.

Последнее из требований означает, что оптимизированная в некотором отношении педагогическая система уже не будет оптимальной через некоторое время: изменение условий, возникновение новых факторов нарушат установленное равновесие и все придется начинать сначала. В это вечное противоречие педагогического процесса, из которого рождается движущая сила его прогресса.

Необходимо обратить внимание и на то, что, с одной стороны, оптимизация предполагает приспособление педагогического процесса к имеющимся условиям, а с другой – сама создает новые условия и требует приспособления к ним этого процесса. Тут нет никакого противоречии, так как оба процесса идут во взаимосвязи.

Оптимизация реализуется через систему способов, которая органически вытекает из закономерностей и принципов учебно-воспитательного процесса и носит характер конкретных мер.

Известны следующие уровни деятельности школы, педагогов и учащихся – недостаточный, критический, доступный и оптимальный. Для обеспечения последнего применяются следующие основные способы оптимизации учебно-воспитательного процесса:

1. Комплексный подход как общее требование предотвращения односторонности в проектировании, планировании, внедрении мер практической деятельности, оценке результатов.

2. Конкретизация задач с учетом особенностей (назначения, возможностей и т.д.) педагогической системы.

3. Выбор оптимального варианта содержания учебно-воспитательного процесса с помощью выделения главного, межпредметной и междунаправленческой координации, построения рациональной структуры содержания

4 Выбор тех методов и форм учебно-воспитательного процесса, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи в установленное время.

5 Осуществление дифференцированного и индивидуального подходов к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и все другим обучаемым.

6. Рациональное сочетание управления и самоуправления учебно-воспитательной деятельностью, оперативное регулирование и корригирование ее течения. Постепенное превращение обучения в самообучение, а воспитания в самовоспитание.

7. Анализ результатов учебно-воспитательного процесса и затрат времени на их достижение по установленным критериям оптимальности и в соотношении затраты-продукты.

Учителю (преподавателю) оптимизация учебно-воспитательного процесса дает следующее:

Во-первых, методика оптимизации обучения помогает ему научиться комплексно решать задачи образования, воспитания и развития учащихся.

Во-вторых, вооружает учителя умением изучать реальные учебные возможности учащихся и учитывать их при планировании уроков.

В-третьих, учит постоянно выделять главное, существенное в содержании учебного материала, избирать рациональную последовательность основных элементов урока.

В-четвертых, формирует умение выбирать эффективные методы и средства обучения.

В-пятых, учить дифференцированному подходу к слабоуспевающим, наиболее подготовленным, всем остальных учащихся.

В-шестых, учить избирать оптимальный темп обучения.

В-седьмых, формирует умение создавать необходимые условия для успешного обучения.

В-восьмых, учит экономно расходовать время и усилия учеников и учителей.

В-девятых, открывает простор для развития творчества учителей.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса возможна лишь в том случае, когда педагоги владеют основными педагогическими знаниями и умениями, знают ведущие закономерности и принципы педагогики. Они понимают задачи образования, воспитания и развития учащихся, владеют технологиями организации коллективной, групповой и индивидуальной деятельности. Избрать оптимальный вариант процесса можно, только зная всю систему в цель и каждый ее элемент в отдельности. Иначе можно дискредитировать идею оптимизации, считать ее слишком сложной. Вот почему оптимизации должно предшествовать глубокое овладение основами педагогики, ее нормативными элементами, ее фундаментом.

Лучшие педагоги всегда находили оптимальные для соответствующих условий варианты учебно-воспитательного процесса. Оптимизация опирается на опыт передовых учителей. Но она не ограничивается этим опытом, а является качественно новой и целостной системой мер, позволяющей повышать эффективность педагогического процесса.

Исследования показывают, что учителя, успешно оптимизирующие учебно-воспитательный процесс, овладевают такими личностными качествами:

- творческим стилем мышления;

- мобильностью мышления;

- конкретностью мышления;

- системностью мышления при умении выделить главное;

- чувством меры в принятии решений и в действиях;

- конкретностью в общении, чувством такта.

Все эти качества необходимо развивать на студенческой скамье, имея в виду непреходящий характер педагогических инноваций