Общие сведения и сущность оптимизации

ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ЛЕКЦИЯ № 9

Оптимизация в широком смысле этого слова – выбор наилучшего варианта решения любой задачи при данных условиях. Соответственно оптимизацией педагогического процесса называют научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта задач, содержания форм и методов обучения и воспитания с точки зрения определенных критериев.

Методологической основой для разработки теории выбора оптимальных педагогических решений является диалектико-материалистический системный подход. Только в том случае, когда при принятии решения учитываются все закономерные связи между компонентами системы, можно ожидать, что будет избран оптимальный вариант.

Существенное методологическое значение для оптимизации имеет диалектико-материалистическое положение о конкретности истины. Из этого положения следует, что невозможно создать универсальный вариант решения, пригодный для всех случаев. Поэтому, говоря о разработке методов обучения и воспитания, следует подчеркнуть, что недопустимы методические рекомендации без указаний условий и границ их применения.

Оптимизация опирается на методологическое положение о необходимости выделять главное звено в деятельности. В педагогическом процессе без опоры на главное, существенное невозможно найти оптимальный вариант интенсификации процесса.

Изучив сравнительную эффективность различных методов обучения, можно показать, в каких условиях, какие их сочетания могут оказаться наиболее рациональными (оптимальными).

Процесс оптимизации опирается на психологическое обоснование принятия оптимальных решений. Оптимизация с психологической точки зрения представляет собой интеллектуально-волевой акт принятия и осуществления наиболее рационального решения определенной задачи. От исходной позиции до принятия решения выделяются такие этапы:

- продумывание нескольких возможных вариантов решения поставленной задачи;

- осознание необходимости выбора из них оптимального для данных условий;

- ознакомление с данными о сравнительной эффективности возможных способов решения подобных задач;

- сокращение числа возможных вариантов до двух наиболее возможных;

- сравнение их эффективности и ожидаемых затрат времени;

- выбор одного варианта, наиболее соответствующего критерию оптимальности.

Выбор оптимального варианта требует проблемно-поискового стиля педагогического мышления. При догматическом подходе преподаватель просто копирует один из вариантов решения воспитательной задачи. При поисковом, творческом мышлении он выбирает из ряда возможных путей тот, который наиболее подходит для данной ситуации.

Оптимизация требует гибкого, нестандартного мышления, помогает освободиться от шаблона в педагогических действиях, развивает самостоятельность и творческий подход к делу, при котором педагог переживает радость методических находок, обретает чувство уверенности в своих силах.