МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ЛЕКЦИЯ № 4

4.1.МЕТОД СИНЕКТИКИ

Автором синектики– метода поиска новых решений – считается американский исследователь У.Д. Гордон. В основу синектики, разработанной им в середине 50-х гг. ХХ века, был положен метод мозговой атаки.

Слово «синектика»в переводе с греческого языка означает «совмещение разнородных элементов».

Синектические группыгруппы людей различных специальностей, которые встречаются в целях решений творческих проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов.

Рассмотрим, чем отличается синектика от метода мозговой атаки. Обычно мозговой штурм проводят люди, не обученные специальным творческим приемам. Синектика же предусматривает создание постоянных групп «профессиональных генераторов» новых идей, обладающих высоким уровнем специализации - синекторов. Очевидно, что такие группы, накапливая опыт, осваивая высокоэффективные творческие приемы, работают намного продуктивнее, чем необученные «генераторы» в случайно сформированных коллективах.

Синектические заседания проводятся специально сформированными группами из 5-7 человек, прошедших предварительное обучение. В число синекторов принимают зрелых людей, имеющих широкий кругозор и обладающих, как правило, двумя специальностями (например, химик-музыкант, врач-механик, электрик-художник).

Основная цель подготовки синекторов – это создать коллектив людей, хорошо понимающих друг друга, вызвать личную заинтересованность в наиболее эффективном решении поставленной изобретательской задачи, а также воспитать у каждого члена группы достаточную способность к «синектическому» мышлению. Для этого каждый синектор должен обладать, по крайней мере, шестью качествами, свидетельствующими о его творческой зрелости и являющимися весьма важными для решения творческих задач:

1) умение отвлекаться, абстрагироваться от обычного контекста, мысленно отдалиться от предмета обсуждения, выделить сущность задания; 2) склонность к свободным раздумьям, умение позволить себе работать совершенно свободно, легко, раскованно, поднимаясь до уровня фантазии; 3) способность «притормозить» или даже отложить дальнейшее развитие первых найденных идей, считая, что эти не лучшие, лучшие еще впереди; 4) высокая степень терпимости к идеям, высказанными другими людьми, готовность выделить эти идеи как отдельный объект для размышлений; 5) целенаправленность и безграничная вера в успешное решение задачи, уверенность в своих изобретательских способностях и своих коллег; 6) сформировавшаяся и закрепленная привычка находить в обычном необычное и наоборот. Умение находить в обычных явлениях что-то особое, оригинальное и использовать выявленную оригинальность, особенность в качестве исходной точки для старта творческого воображения.

Ранее говорилось о значении и пользе аналогий. Но если инженеры и изобретатели используют аналогии на любительском уровне, то синекторов обучают профессиональному владению процессами аналогизирования. Поэтому мозговую атаку можно рассматривать всего лишь как коллективную научно-техническую самодеятельность, в то время как работу синекторов – как выступления академического поискового ансамбля. Синекторы обучаются поиску новых идей путем применения 4-х видов аналогий: 1) прямой; 2) личностной; 3) фантастической; 4) символической.

Прямая аналогияшироко используется в изобретательской и инженерной практике. Не менее часто ее применяют и синекторы, однако их заблаговременная дидактическая и психологическая подготовка позволяет расширить и углубить область существующих аналогий. Личностная аналогия (эмпатия)– постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Синектор тоже отождествляет себя с объектом, который он пытается усовершенствовать или создать заново, и представляет себе, что бы он делал сам, если бы оказался на месте этого объекта. Изобретатель может отождествить себя: с лопастью винта вертолета, чтобы ощутить, какие силы воздействуют на нее со стороны воздушного потока и со стороны втулки и т.д. Фантастическая аналогиясвязана с желанием, чтобы произошло то, чего хочется. Размышление над фантастическими, нереальными или сверхъестественными процессами стимулирует возникновение новых идей. Символическая аналогия использует метафоры и сравнения, отождествляя характеристики одного предмета с характеристиками другого. Руководитель сеанса выбирает ключевое слово и предлагает выразить его сущность в виде короткого определения, носящего оригинальный и парадоксальный характер и состоящего из существительного и прилагательного. Например: пламя – видимая теплота, экология – чистый родник, муравьи – неутомимые труженики и т.д. Первые варианты поправляют и уточняют, а желаемый результат обычно получают после 5-10 попыток.

Синекторы работают по определенной программе, состоящей из пяти последовательных этапов:

На первом этапе синекторы формируют и уточняют «проблему, как она дана». Особенностью данного этапа является то, что никто из участников, кроме руководителя, не посвящен в конкретные условия задачи, поскольку ее преждевременная конкретизация затрудняет абстрагирование, не дает уйти от привычного стиля мышления. На втором этапе формулируют «проблему, как ее понимают». Рассматривают возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в ряд более обычных задач. Каждый участник находит и формулирует одну из целей поставленной проблемы. На третьем этапе начинается генерирование идей. Начинается «экскурсия» по различным областям техники, живой природы, психологии для выявления того, как аналогичные проблемы решаются в этих (далеких от решаемой задачи) областях. В процессе нахождения таких примеров синекторы используют все виды аналогий. На четвертом этапе выявленные в процессе генерирования идеи переносятся к «проблеме как она дана» или к «проблеме, как ее поняли». На пятом этапе синекторы изучают и обсуждают полученные результаты, консультируются со специалистами, экспериментируют, ищут лучшие способы реализации принятого решения.

Синектика является самым сильным методом решения творческих задач, сохраняющих принцип перебора вариантов. Недостаток – синектика не использует знание закономерностей развития техники, но иногда этот недостаток минимизируется значительным опытом и широкими знаниями синектора.

4.2. МЕТОД МНОГОМЕРНЫХ МАТРИЦ (морфологического анализа)

Наиболее полное обоснование и практическое применение этот метод получил при разработке системы реактивных двигателей швейцарским ученым Ф.Цвики. Анализируя проблемы, которые чаще всего стоят перед исследователями и изобретателями, Цвики разделил их на три больших класса:

1) проблемы, для решения которых можно использовать сравнительно небольшое число уже известных элементов;

2) проблемы, для решения которых требуется использовать еще неизвестные новые элементы;

3) проблемы больших чисел.

Исходная идея метода многомерных матриц в решении творческих задач заключается в следующем. Поскольку новое очень часто представляет собой иную комбинацию известных элементов (устройств, процессов, идей и т.п.) или комбинацию известного с неизвестным, то матричный метод позволяет это сделать не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно. Таким образом, данный метод базируется на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в процесс матричного анализа исследуемой проблемы.

Достоинством метода многомерных матриц является то, что он позволяет решить сложные творческие задачи и найти много новых, неожиданных, оригинальных идей.

Недостатками и ограничениями метода многомерных матриц является то. что даже при решении задач средней трудности в матрице могут оказаться сотни вариантов решений, выбор из которых оптимального оказывается затруднительным. Данный метод не гарантирует. Что будут учтены все параметры исследуемой системы. Кроме того, применение метода требует определенного навыка и мастерства.

Метод многомерных матриц в его начальном варианте может представлять двухмерную матрицу, например 7х7 элементов. Для примера построения двумерной матрицы анализа возьмем:

а) семь произвольно взятых эвристических приемов решения творческой задачи;

б) семь характеристик технико-экономических показателей объекта, который необходимо улучшить.

По одной оси матрица «отложим» эвристические приемы:

1. Прием аналогии – поиск аналога и использование всех процедур вывода по аналогии.

2. Прием дробления – поиск компонентного состава системы, расчленение ее на подсистемы.

3. Прием укрупнения – увеличения размеров, показателей, качественных характеристик системы.

4. Прием инверсии – измерение процедур деятельности на противоположные, обращение функций, взгляд на систему с противоположной точки зрения, нежели общепринятая, замена динамики – статикой и наоборот.

5. Прием приспособления – адаптация системы или ее отдельных составляющих к внешним условиям, к взаимодействию нового и старого.

6. Прием идеализации – поиск возможностей приближения системы или отдельных ее составляющих к идеальному варианту.

7. Прием локализации – поиск возможностей временного отделения части системы, временное изменение части условий, временное удовлетворение части требований задачи и т.д.

Вторым рядом характеристик при построении матрицы анализа могут быть взяты в нашем примере технико-экономические характеристики системы:

1) вес; 4) удобство эксплуатации; 7) эстетичность.

2) надежность; 5) габариты;

3) экономичность; 6) технологичность изготовления;

 

4.3. МЕТОД ОРГАНИЗОВАННЫХ СТРАТЕГИЙ

Одним из главных психологических барьеров в решении творческих задач является инерция мышления и неспособность решающего уйти, отказаться от наиболее очевидного способа и найти новый подход, новое направление в поисках решения. И даже если мы выбираем правильные направления (стратегии) поиска идеи решения, то возникают опасений, что мы упустили что-то главное, возможно, более оригинальную стратегию, идею.

В определенной мере преодолеть инерцию мышления поможет метод организованных стратегий.

В основе этого метода лежат:

а) принцип самоуправления личностив выборе новых стратегий решения творческой задачи;

б) принцип отстранения, т.е. рассмотрения объекта, предмета, процесса всякий раз с неожиданной новой точки зрения.

Эвристические правила метода организованных стратегий:

1. В процессе решения творческой задачи записывайте все спонтанно возникающие у вас идеи (стратегии).

2. Наряду с использование предлагаемых организованных стратегий используйте и проверяйте спонтанно возникающие стратегии.

3. Помните, что часто одна или несколько организованных стратегий хорошо дополняются возникающими стратегиями.

4. В процессе решения творческой задачи целенаправленно используйте следующие стратегии:

1. Стратегии функционально-целевого анализа.

1) Для чего это нужно сделать? (Анализ потребностей).

2) Что нужно сделать? (Каковы цели решения задачи?).

3) Почему следует это сделать? (Анализ и синтез причин).

4) Где следует это сделать? (Уточнение места действия).

5) Когда это можно сделать? (Время действия).

6) С помощью чего? (Средства).

7) Как это сделать? (Метод).

2. Стратегия анализа противоречия

1) Проанализируйте противоречие, как оно есть, т.е. его исходное состояние.

2) Сформулируйте, конкретизируйте суть противоречия.

3) Усильте противоречие, доведите его до степени конфликта.

4) Рассмотрите противоречие в динамике, с начала его возникновения.

5) Осмыслите наиболее вероятные процедуры разрешения противоречия.

6) Проанализируйте, что произойдет, если противоречие будет разрешаться самотеком.

7) Выявите условие, при котором можно управлять процессом разрешения противоречия

3. Стратегия преодоления барьера (препятствия)

1) Устраните препятствие.

2) Обойдите препятствие.

3) Разрешение препятствие.

4) Частично воздействуйте на препятствие.

5) Усильте препятствие.

6) Преодолейте препятствие по этапам.

7) Воздействуйте на препятствие с неожиданно новой позиции или принципиально новыми средствами.

4. Стратегия использования информации

1) Используйте известную вам информацию, применимую в решении данной задачи.

2) Соберите дополнительную информацию из смежных наук.

3) Используйте опыт других.

4) Преобразуйте информацию с учетом специфики задачи.

5) Избавьтесь от второстепенной информации.

6) Проверьте достоверность, точность, надежность информации.

7) Используйте принципиально новую и новейшую информацию

5. Стратегия поиска идеи, противоположной общепринятой или