Пример 2. По аналогии с этим решением добываются семечки из шишек, производится очистка семечек, стручков сладкого перца, очищаются фильтры или пористые объекты.

Наилучшее, на наш взгляд, следующее решение. Орех помещают в герметичный сосуд и создают избыточное давление воздуха. Воздух постепенно проникнет под скорлупу. Через некоторое время в сосуде резко сбрасывается давление. Внутри ореха давление больше чем снаружи - скорлупа раскалывается и затем удаляется.

Можно наоборот, поместить орех в вакуум. Возможно скорлупу ореха обмазать крем с большим количеством ферромагнитных частичек и поместить орех в сильное магнитное поле, скорлупа этим полем разорвется.

Вспомним, как традиционно колют грецкий орех. Обычно орех колют щипцами или молотком, создавая усилия снаружи, направленные к ядру. Понравится ли Вам (ядру) такой способ? В лучшем случае Вас травмируют. Значит, усилия необходимо создавать (чтобы не травмировать ядро) не снаружи, а изнутри (мы применили инверсию). У Вас для этого сил нет. Вы же ядро. Очевидно, необходимо привлекать внешние силы (опять использовали инверсию). Причем как должны быть направлены эти силы? Безусловно, усилия должны быть направлены от ядра на внутреннюю поверхность скорлупы (и снова мы использовали прием инверсии).

Пример 1. Проиллюстрируем прием на примере добывания ядра из грецкого ореха. Представим себя ядром грецкого ореха, находящегося внутри скорлупы. Там темно и хочется выбраться наружу, не правда ли?

Пример 3. Обычно траву сначала косят, а потом сушат, выбирая для этого самые жаркие и сухие дни. А что если делать на оборот – сначала сушить, причем как можно быстрее, а потом косить? Голландские специалисты сконструировали машину, которая довольно быстро подсушивает траву, обрабатывая ее паром при температуре 300 градусов по Цельсию. Ширина захвата машины 6 метров, производительность 40 т/час. Паром можно обработать не только будущее сено, но и картофельную ботву перед уборкой или какую-либо другую культуру, если нужно замедлить ее рост.

Пример 2. Устройство для тренировки пловца. Пловец находится на месте, а движется вода.

Пример 1. Спортсмены тренируются. Бегая по беговой дорожке на стадионе. Сейчас имеются движущиеся беговые дорожки и тренажеры, в которых можно задавать скорость движения ленты, ее наклон и другие параметры.

Аналогично рассмотренным примерам сконструирован эскалатор (человек стоит, а лестница движется) и многое другое.

 

3.4.МЕТОД ЭМПАТИИ (ЛИЧНОЙ АНАЛОГИИ)

Метод аналогий всегда был важным эвристическим методом решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные; ведутся поиски аналогий живой природы с неживой, например, в технике, В этих последних аналогиях могут быть, в свою очередь, установлены аналогии по форме и по структуре, по функциям, процессам и т.д.

В ситуациях мысленного построения аналога иногда хорошие эвристические результаты дает такой прием, как гиперболизация, например, значительно увеличение или, наоборот, уменьшение масштабов технического объекта или его отдельных узлов. Чаще всего эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого, когда пытаются мысленно поставить себя в положение другого. Не случайно эмпатия, или личная аналогия, в решении творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, процессом, некоторой системой. Когда применяется метод эмпатии, то объекту приписывают чувства, эмоции самого человека: человек идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы, например машины, со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом исследования, объекту приписывается поведение, которое возможно в фантастическом варианте.

Таким образом, в основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим. С учетом сказанного, метод эмпатии – это один из эвристических методов решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, т.е. отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе «вживания» в образ изобретения, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать и т.д.

Метод эмпатии применим к различным видам творческий деятельности (в рационализаторской, изобретательской, управленческой деятельности, в процессе художественного творчества). В условиях применения метода эмпатии необходимо как бы слиться с объектом исследования, что требует огромной фантазии, воображения. Происходит активизация фантастических образов и представлений, что приводит к снятию барьеров «здравого смысла» и отысканию оригинальных идей. Метод эмпатии, как правило, широко используется в решении задач художественного творчества. Всем писателям свойственно высокое развитие способностей к эмпатии. Так, Густав Флобер говорил: «Мадам Бовари – это я!». «В борьбе за жизнь…и истинную самозащиту природа развила в человеке две мощные творческие силы: познание и воображение. Познание – это способность наблюдать сравнивать, изучать явления природы и факты социальной жизни. Другими словами, познание – есть мышление. Воображениетоже, в сущности своей, мышление о мире, но мышление, преимущественно, образами, «художественное». Именно поэтому можно сказать, что воображение – это способность придавать стихийным явлениям природы и вещам человеческие качества, чувствования, даже намерения. Мы читаем и слышим: «ветер плачет», «стонет», «задумчиво светит луна», «река нашептывала старинные былины», «лес нахмурился», «волна хотела сдвинуть камень, он морщился под ее ударами, но не уступал ей», «стул крякнул, точно селезень», «сапог не хотел влезать на ногу», стекла запотели», - хотя у стекла нет потовых желез» (А.М.Горький).

Все это делает явления природы как бы более понятными для нас и называется «антропоморфизмом» от греческих слов: «антропос» - человек и «морфе» - образ, форма. Здесь мы замечаем, что человек придает всему, что видит, свои человеческие качества, - воображает, вносит их всюду – во все явления природы, во все созданные его трудом, его разумом вещи. Есть люди, которым кажется, что антропоморфизм неуместен и даже вреден, но они сами часто говорят: «мороз щипал уши» «солнце улыбалось», «наступил май» или «дождь идет», хот дождь не обладает ногами, «погода подлая», хотя явления природы не подлежат нашим моральным оценкам.

В техническом творчестве человек отождествляет себя с техническим объектом, процессом, некоторой системой. Когда применяется метод эмпатии, то объекту приписывают чувства, эмоции самого человека: человек идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы, например машины, со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом, объекту приписывается поведение, которое возможно в фантастическом варианте [15, 20].

Метод эмпатии применим к различным видам творчества (в рационализаторской, изобретательской, управленческой деятельности, в процессе художественного творчества). В условиях эмпатии необходимо как бы слиться с объектом исследования, что требует огромной фантазии, воображения. Происходит активизация фантастических образов и представление, что приводит к снятию барьера «здравого смысла» и отысканию оригинальных идей.

Вжиться в образ исследуемого объекта помогает применение словесных предписаний типа: «Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова – это цветок, туловище – стебель, руки – листья, ноги – корни…». В момент наилучшего «вживании» учащийся задает вопросы объекту-себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы.

Учащиеся обычно отмечают, что подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства.

Метод эмпатии можно использовать как прием при разработке объекта. Проектировщик отождествляет себя с разрабатываемым объектом, процессом, деталью. Применение приема заключается в том, что человек, просмотрел с позиции детали (с ее точки зрения»), что можно сделать для устранения недостатков или для выполнения новых функций.

Чисто технически эту проблему можно решить разными способами. Просверлить отверстие и подать туда воздух под давлением.

3.5. МЕТОД СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ

Замечено, что результативность творческой деятельности, особенно на этапе генерирования новых идей, существенно повышается, если широко использовать все новые и новые ассоциации, которые в итоге порождают по-настоящему продуктивные идеи решения проблемы. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира, включая компоненты прежнего опыта творческой деятельности лиц, участвующих в коллективном решении проблемы, творческой задачи. В результате процесса зарождения новых ассоциативных связей и возникают творческие идеи решения проблемы.

Для усиления антиконформизма необходим, чтобы каждый член группы стремился предложить и предлагал свое слов, понятие, которое должно быть базисом для установления ассоциативных связей с процессом генерирования новых идей.

Принципы, на которые следует опираться в процессе применения этого метода, следующие:

1 – свободных ассоциаций;

2. – антиконформизма;

3. – отсрочки критического анализа.

Фрагмент примера метода свободных ассоциаций. Допустим, выявляетесь руководителем типографии. Вам необходимо наработать идеи решения такой проблемы: как повысить эффективность рекламы выпускаемой вами продукции. Руководитель группы на основе метода свободных ассоциаций предлагает, например, слово «студент». Это слово дает несколько ассоциаций и, следовательно, идей того, как активизировать рекламу продукции типографии. На основе ассоциаций, которые зарождаются у членов группы на основе слова «студент» генерируются следующие идеи:

1) необходимо шире рекламировать нашу продукцию среди студенческой, учащейся молодежи;

2) необходимо дифференцированно подходить к рекламе среди студентов, учащихся и других категорий населения, предлагать «продукцию». которая интересна для студентов,

3) для рекламы следует привлекать самих студентов, учащихся;

4. необходимо чаще публиковать рекламу нашей продукции в изданиях, которые читают студенты, учащиеся и т.д. Затем кто-то из членов группы в качестве зарождения новых ассоциативных связей и генерирования новых идей предлагает слово «телевизор». Это слово также может использоваться как стимул для генерирования новых идей по проблеме: как повысить эффективность рекламы выпускаемой типографией продукции.

3.6. МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

Согласно укоренившемуся в сознании людей мнению, решающий задачу человек страдает от того, что не может обработать большое количество вариантов. В действительности же дело обстоит как раз наоборот – человек страдает от того, что не видит, не знает достаточного количества возможных вариантов решения задачи и ограничивается только теми, которые лежат, как бы на поверхности. А такие варианты не могут привести к изобретению, потому что они в большинстве своем очевидны и приводят только к стандартным, тривиальным решениям. Для создания яркого, оригинального изобретения необходимо сознательно использовать различные случайности, «подсказки» и далее с помощью анализа взаимоотношений однородности и отличий разных объектов пытаться найти новые идеи.

Основываясь на таких же предпосылках в 1920-х годах профессор Берлинского университета Ф. Кунце предложил метод «каталога», согласно которому нужно наугад открыть любой каталог (словарь, журнал, книгу), взять любое слово и состыковать его с названием совершенствуемого объекта (прототипа).

Например, если прототипом – фокальным объектом является «фреза», а случайным словом «снег», то получается сочетание «снежная фреза». Это сочетание можно развивать, используя ассоциации» ледяная фреза, скользкая фреза и т.д.

В 1950-х годах метод был усовершенствован Ч. Вайтингом (США) и получил название метода фокальных объектов.

Метод фокальных объектов основан на перенесении признаков случайно взятых объектов на прототип, который лежит как бы в фокусе переноса.

Применяют метод в следующем порядке:

1) выбор фокального объекта (например, часы);

2) выбор 4-6 случайных объектов (например, кино, змея, касса, цветок, карман);

3) составление списков признаков случайных объектов:

- кино: чернобелое, цветное, широкоэкранное, звуковое, объемное и т.д.;

-змея:ядовитая, одноцветная, многоцветная, большая, маленькая, агрессивная, разная форма;

-касса:деньги, счетные механизмы, цифры, охрана, сигнализация, выдача денег в определенные дни и т.д.;

- цветок:любой цвет, красота, приятный запах, разнообразная форма; ядовитый и неядовитый и т.д.

- карман:различная форма, наружный и внутренний, потайной, с конкретным назначением и т.д.

4) генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов (широкоэкранные часы, объемные часы, звуковые часы, часы любой формы; часы в виде змеи или цветка, часы с калькулятором или календарем, часы с звуковым сигналом т.д.);

5) развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций (широкоэкранные часы – вместо узкого циферблата взять широкий, при широком циферблате появляется возможность использования калькулятора и календаря, выпускать часы разного цвета с учетом предпочтений покупателя и разной формы: шестиугольной, в виде эллипса, и т.д.);

6) оценка полученных идей и отбор полезных решений (целесообразно оценку поручить эксперту или группе экспертов, а затем совместно отобрать полезные решения).

Метод фокальных объектов может использоватьсядля тренировки и развития воображения.