ЛЕКЦИЯ № 2

2.1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

«Мышление – орудие высшей ориентации человека в окружающем мире и в себе самом» И.П.Павлов.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей.

Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явления, необходимо установить, что это связь является общим свойством вещей. Именно на обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Процесс познания человеком окружающей действительности осуществляется в единстве и взаимосвязи его ступеней – чувственной и логической. Чувственная форма познания реализуется в ощущениях, восприятиях и представлениях, а логическая – в понятиях, суждениях и умозаключениях. Однако не всякое явление доступно непосредственному восприятию. Например, человек не воспринимает ультрафиолетовых лучей, но знает об их существовании и свойствах. Такое познание становится возможным опосредованным путем. Этот путь мы назовем мышлением.

Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях; вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, т.е. опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное.

Вторая особенность мышления – его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Обобщенное отражение действительности, каким является мышление, есть результат переработки не только отдельного человека и его современников, но и предшествующих поколений.

Реальный процесс мышления – это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой, так как практически во всех случаях требует упорного труда, преодоления многочисленных трудностей и стремления достичь поставленной цели.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становиться мыслью и для себя и для других только через слово – устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение.

Физиологическую основу мышления составляют рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в коре больших полушарий. Эти связи возникают под воздействием сигналов второй системы (речи), отражающих реальную действительность, но при обязательной опоре на сигналы первой системы (ощущения, восприятие, представление). В процессе мышления обе системы тесно связаны друг с другом. Вторая сигнальная система опирается на первую и обусловливает непрерывную связь обобщенного отражения действительности, каким является мышление, с чувственным познанием объективного мира путем ощущений, восприятий, представлений.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учет условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

2.2.РАЗЛИЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Творческая деятельность человека (коллектива) – это отражение его творческого мышления, результатом которого является получение общественно значимого нового знания, нового технического решения.

Для повышения активности и результативности творческой деятельности необходимо правильное, научное понимание механизма творческого мышления, его сущности.

История познания феномена творческого мышления (изобретательского творчества) накопила немало различных концепций. Если эти концепции представить в виде цепи, то звенья ее будут содержать такие представления о механизме творческого мышления как:

1. божеское осенение;

2. иррациональная интуиция;

3. френологические показатели (количество извилин мозга и т.п.);

4. парапсихологические явления (экстрасенсорное восприятие – сверхчувствительное восприятие);

5. психологические явления (ассоциации, рефлекторное поведение, творческое воображение, логическое мышление).

Творческое мышление всегда привлекало внимание ученых, оно и в настоящее время является объектом изучения психологов, физиологов, философов и других специалистов, поскольку механизм его до конца не раскрыт, несмотря на множество различных точек зрения, теорий и гипотез.

Существуют различные точки зрения, касающиеся механизма творческого мышления (приоритетности логического и интуитивного, осознанного и подсознательного, образного и понятийного).

Под логическим мышлениемпонимают систематическое, осознанное, логическое мышление.

Под интуитивным мышлениемпонимают подсознательное, бессознательное, спонтанное, иррациональное мышление.

Рассмотри некоторые из них.

2.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПРОЦЕССЫ, ОРГАНИЗУЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

В ряде работ ученых, занимающихся вопросами технического творчества и исследованием механизма творческого мышления, выражается в целом единая точка зрения, суть которой сводится к тому, что творческое мышление представляет собой взаимодействие логического и интуитивного, сознательного и подсознательного.

Так, психолог А.М. Спиркин считает, что в целом мышление управляется волей человека на сознательном уровне, хотя при решении нестандартных задач может осуществляться неосознанно – работа подсознания, к области которого автор относит интуицию и творческое вдохновение.

По мнению Г.Я. Буша, мышление человека можно условно разделить на осознанно-логическое и интуитивно-практическое. В реальном творческом процессе оба вида мышления всегда взаимодействуют. Интуиция изобретателя не проявляется, пока у него не созрела модель проблемной ситуации. Ей предшествуют предварительные, нередко долгие и напряженные размышления, поиски и пробы. Интуиция, считает автор, это награда за упорное осознанно-логическое мышление.

Многие ученые и изобретатели считают, что сделанные ими открытия и созданные изобретения являются результатом интуитивных скачков мысли, возникших тогда, когда они меньше всего их ожидали.

Вот несколько примеров. Физиолог Л. Кларк (автор аппарата «сердце – легкие») пишет: «Многие мои лучшие идеи приходили в голову, когда в них не ощущалось особой необходимости». По его мнению, лучшие идеи появляются неожиданно.

К. Гудьер, автор вулканизации каучука во сне встретил незнакомца, подсказавшего ему в каучук добавить серу. Д.И. Менделеев во сне «увидел» свою периодическую таблицу.

Известный математик Анри Пуанкаре утверждает, что интуиция и подсознание занимают значительно большее место в творческом мышлении, чем сознательные процессы. Поскольку созревание идеи и «озарение» не поддаются сознательному, волевому контролю, а новая идея, по его мнению, не может быть получена путем обычного логического вывода, то творчество это всецело бессознательный процесс. При этом Пуанкаре подчеркивал, что … «внезапные вдохновения происходят после нескольких дней сознательных усилий, которые казались абсолютно бесплодными. Но они запустили в ход машину бессознательного». Подобного мнения придерживался А. Эйнштейн.

Противоположного мнения придерживался Т. Эдисон, использовавший в своем творчестве в основном метод проб и ошибок и имевший 1097 патентов на изобретения. Эдисон говорил: «Гений – это два процента вдохновения и девяносто восемь процентов потения».

Но, тем не менее, выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи творчества и сами творцы подчеркивали его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом.

Сознание (после запуска бессознательного в работу) пассивно и лишь воспринимает творческий продукт. Бессознательное активно порождает (см. рис. 2.1) творческий продукт и представляет его сознания. На долю разума остается только обработка, придание законченной, социально приемлемой формы продуктам творчества, отбрасывание лишнего и детализация.

 

Рис. 2.1. Взаимодействие сознания и бессознательного в творческом процессе

Все многообразие точек зрений и концепций, объясняющих творческое мышление, можно свести к трем основным категориям:

1. рациональное (логическое) мышление;

2. интуитивное (подсознательное) мышление;

3. рационально-интуитивное мышление.

Последняя (по мнению многих ученых), наиболее соответствует сущности творческого мышления, хотя на пути изучения интуитивно-подсознательного механизма мышления еще много непреодолимых трудностей.

2.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ НА ПУТИ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

В процессе создания изобретения одним из этапов является выявление технического противоречия, устранение которого должно привести к качественно новому, ранее не известному результату, то есть такому результату, который невозможно получить путем логических рассуждений и умозаключений.Возникает преграда между известным знанием и неизвестным, которое надо получить. Выход из тупиковой ситуации и получение нового знания связан с преодолением инерционности мышления(творческого барьера), которое проявляется в желании получить новый результат известными традиционными средствами. Однако феномен творчества в том и заключается, что результат его не является следствием действий по определенным правилам и алгоритмам. Однако данную точку зрения не следует рассматривать как аксиому, а необходимо принимать как гипотезу.

Психологические барьеры возникают автоматически, но автоматически не устраняются. Поэтому необходимо преодолеть психологический барьер посредством внешнего воздействия в виде «подсказки» или создать благоприятные условия для того, чтобы «сработала» интуиция.

В этом аспекте целесообразно рассмотреть факторы, тормозящие процесс познанияи меры, стимулирующие творческое мышление..

А.В. Антонов выделяет в изобретательском творчестве несколько психологических барьеров:

1. Барьер неверия в собственные силы, в свои возможности решить задачу. Этот барьер носит комплексный характер и состоит из более частных:

· барьер гиперсложности, когда изобретатель вначале склонен переоценивать объективную сложность задачи;

· боязнь авторитетов, мнения своих руководителей;

· укоренение в обществе различных запретов и «принципов невозможности».

2. Функционально-мыслительные барьеры:

· стереотипность мышления – трудность отказаться от привычного подхода;

· барьер выбора и переноса знаний. Довольно часто изобретатель обладает глубокими знаниями, но в силу трудности применения их в конкретной обстановке, задача остается не решенной.

3. Недостаток знанийконкретного человека.

4. Конформизм– желание быть похожим на другого человека.

5. Цензура.Это основной барьер творческого мышления. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или очень умным.

6. Ригидность(недостаточная подвижность и приспособление мышления к меняющимся требованиям), часто приобретаемую в процессе школьного обучения. Традиционные, общепринятые, типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить человека ставить и решать новые проблемы.

7. Интеллектуальные преграды – отсутствие у большинства людей творческих потенций, чтобы стать гением. Однако более существенным является то, что большинство даже не пытается использовать имеющиеся у них способности.

8. Эмоциональные преграды – эмоциональные конфликты, которые могут происходить на уровне подсознания и не осознаваться самим субъектом.

Кроме рассмотренных внутренних преград, существующих в самом человеке, автор выделяет и преграды со стороны внешней среды(окружения):

1. Физическое окружение – климат, количество и качество пищи, комфорт, дискомфорт и т.д.

2. Социальное окружениесоциальные условия и институты, характерные для определенного общественного и государственного строя.

Рассмотренные психологические барьеры, безусловно, не охватывают всех возможных препятствий и преград на пути творческого мышления. Сущность психологических барьеров и причины их возникновения могут быть поняты только лишь при рассмотрении проявлений психики конкретной личности изобретателя в процессе технического творчества. Можно дать лишь общие рекомендации для психологической активизации творческого мышления.

Преодолению психологических барьеров способствуют:

· сомнения в привычных способах мышления;

· смелость и склонность к риску;

· разнообразие опыта;

· тщательная подготовка;

· напряженность мышления и погруженность в проблему;

· временный уход от проблемы;

· релаксация (расслабление);

· письменное изложение;

· обмен мыслями с коллегами, друзьями;

· отсутствие помех;

· улавливание интуитивных догадок;

· жесткие сроки или отсутствие их;

· развитие воображения, тренировка памяти;

· активизация творческого мышления путем использования различных приемов и методов активизации творческого мышления.

2.5. ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Основываясь на том, что творческое мышление представляет собой рационально-интуитивное мышление, творческий процесс можно представить в виде нескольких этапов.

Первый этап (сознательная работа) – подготовка – особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи.

Второй этап (бессознательная работа) – созревание – бессознательная работа над проблемой.

Третий этап (переход бессознательного в сознание) – вдохновение – в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия, вначале в гипотетическом виде.

Четвертый этап (сознательная работа) – развитие идеи, окончательное оформление и проверка.

Знание этапов творческого процесса и их содержания позволяет активнее воздействовать на этот процесс и управлять им.