Творчество – это не роскошь для избранных, а общая биологическая потребность человека, часто неосознанная нами.

Замечено, что равнодушные ко всему люди, относящиеся без интереса к своей учебе или работе, ничем не увлеченные, уходящие от решения задач, требующих элементов творчества чаще болеют, быстрее старятся и уходят из жизни

Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо, чтобы положительные эмоции преобладали над отрицательными эмоциями. Творчество в любой области деятельности, но особенно в изобретательстве, представляет собой наиболее мощный и неиссякаемый источник положительных эмоций.

Существует (достаточно обоснованное) мнение, что сенсорный механизм познания мира у человека развит в меньшей мере, чем у многих насекомых и даже червя. Именно поэтому основную работу по познанию окружающей действительности и особенно (тем более) познания объектов и явлений, не воспринимаемых органами чувств человека, осуществляется за счет мышления – работы полушарий мозга. Естественно поэтому, что каждый человек должен стремится максимально эффективно мыслить, знать как протекает мыслительный процесс, методы его активизации и продуктивного использования.

Является неопровержимом фактом, что страны с высоким научным и творческим (изобретательским) потенциалом доминируют в развитии промышленности, техники и технологий. При этом население указанных стран имеет высокий (по сравнению с другими странами) уровень благосостояния и может позволить себе приобретение и использование новейших и высокопродуктивных средств жизнеобеспечения и комфорта. Имеется множество примеров (Япония, Южная Корея, Сингапур и др.), которые в результате интенсификации творческих процессов и внедрения их результатов в промышленность и банковскую систему за короткие сроки достигли значительных успехов и вошли в десятку наиболее развитых стран мира.

С учетом сказанного Украине необходимо осуществить коренное повышение технического уровня выпускаемой продукции; обеспечить создание и освоение производством технических средств новых поколений, позволяющей многократно повысить производительность труда, улучшить его условия, существенно снизить материальные затраты. Решение этих задач в первую очередь связано с творческой - изобретательской деятельностью, разработкой и освоением новых машин, приборов и оборудования, новых технологий и материалов.

Для этого необходимо интенсифицировать творческий процесс, значительно увеличить число ученых, изобретателей, специалистов – профессионалов в различных областях науки и техники для чего в процессе обучения в вузе следует обратить особое внимание на формирование творческих способностей будущих специалистов и их умений использовать указанные способности при решении творческих задач

1.2.ТВОРЧЕСТВО И ЕГО СУЩНОСТЬ(основные понятия и определения)

Проблемы творчества, издавна волновавшие человечество, остаются актуальными и в настоящее время.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Каждый элемент искусственной среды (антропогенная среда) окружающей человека, - результат творчества.

Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности (в природе происходит процесс развития, но не творчества).

Творчество, как и культура, должно пронизывать всю человеческую жизнь и безусловно - всю систему образования.

Творчество – это не столько деятельность вообще, сколько деятельность в самой деятельность, увеличивающая созидательный потенциал последней. Иначе говоря, творчество заключается не только в изменении и последовательном преобразовании объекта творчества, но (и это главное), - субъекта творчества. То есть человека. «Творчество есть жизнь, а жизнь есть творчество» Иными словами. Творчество является универсальным механизмом, ведущим к развитию, оно охватывает всю нашу жизнь, через творчество человек познает себя и окружающий мир, меняется сам и меняет его.

В процессе творчества не только познаются предметы и явления объективного мира, цели, условия и причины возникновения и существования этих предметов и явлений.

1.3. ВИДЫ ТВОРЧЕСТВА

Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное, социальное, идеологическое, педагогическое.

Разным видам творчества соответствуют свои результаты (табл. 1.1.).

 

Таблица 1.1.

 

Творчество Результат творчества
Научное Открытия, теории, законы, методологии, методы, принципы, научные произведения и т.д.
Техническое Изобретения, промышленные образцы, полезные модели, «ноу-хау», рационализаторские предложения, методики, стандарты, ТУ, ремесла и т.д.
Художественное Произведения литературы и искусства, товарные (фирменные) знаки, фольклор и т.д.
Социальное Экономические и социальные реформы, конституция, законы, подзаконные акты, декреты и др.
Идеологическое Средства массовой информации, уставы, инструкции, приказы и др.
Педагогическое Справочники, учебники, учебные пособия, методические разработки, методики преподавания, привила и др.

Основной критерий, отличающий творчество от изготовления чего-либо (производства) – уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придает продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

При этом нужно иметь в виду, что творчество как специфический вид человеческой деятельности наряду с «новизной» характеризуется и «прогрессивностью», способствующего развитию человека и общества.