Россия и глобальная стратегия ВОЗ
Год
Год
Год
Год
Права граждан РФ в системе медицинского страхования
Граждане имеют право на:
- обязательное и добровольное медицинское страхование;
- выбор медицинской страховой организации;
- выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами
обязательного и добровольного медицинского страхования;
- получение медицинской помощи на всей территории РФ;
- получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям
договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;
- предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации,
медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по
их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского
страхования;
- возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском
страховании, если это определено условиями договора.
Защиту интересов граждан осуществляют Советы Министров РФ и республик в
составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной
области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
местная администрация, профсоюзные, общественные или иные организации.
На территории Российской Федерации лица, не имеющие гражданства, имеют
такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане РФ.
Медицинское страхование граждан РФ, находящихся за рубежом, осуществляется
на основе двусторонних соглашений Российской Федерации со странами пребывания
граждан.
122
§ 4.2.4. Стратегия ВОЗ в охране здоровья граждан
В реформах здравоохранения проявилась определенная историческая логика, и их
важнейшими этапами стали 1918, 1948, 1978 и 2000 годы.
Провозглашение в Советской России (1918 г.) права народа на охрану здоровья и
ответственности государства за его обеспечение, объединение "всего медико-санитарного
дела" в руках Наркомздрава (первого в мире министерства здравоохранения),
использование для решения медико-социальных проблем всей политической силы
государства, выработка новых принципов организации здравоохранения.
Национализация медицинских учреждений и создание национальной
(государственной) службы здравоохранения в Великобритании, создание в рамках ООН
Экономического и социального совета (ЭКОСОС), Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ) и Детского фонда (ЮНИСЕФ).
В 1973 г. в Всемирной организации здравоохранения была высказана идея о
"первичной медико-санитарной помощи", которая понималась как "зона первого контакта
между человеком (семьей, общиной) и национальными системами здравоохранения", как
их "неотъемлемая часть", "главная функция" и "центральное звено". Концепция была
обсуждена на Международной конференции ВОЗ и ЮНИСЕФ в Алма-Ате (6-12сентября
1978 г.) с участием делегаций 134 стран и представителей 67 международных
организаций. В итоге были приняты Алма-Атинская Декларация и 22 рекомендации. В
Декларации было провозглашено, что самой важной задачей правительств,
международных организаций и всей мировой общественности является "достижение
всеми народами мира к 2000 году такого уровня здоровья, который позволит им вести
продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни". И главным
инструментом для этого является развитие национальных систем здравоохранения,
главной функцией, центральным звеном которых является первичная медико-санитарная
помощь. В рекомендациях эти положения были развернуты подробнее.
Выводы и решения Алма-Атинской конференции были подтверждены Всемирной
Ассамблеей здравоохранения, а затем и Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 г., а также в
других международных и межгосударственных решениях и декларациях.
Мировое сообщество выдвигает новые задачи:
· устойчивого развития общества в гармонии с природой,
· формирования гуманистической парадигмы,
· защиты и обеспечения прав человека и народов во всем мире,
· достижения в XXI веке "Здоровья для всех".
ВОЗ сформулировала в рамках программы "Здоровье для всех в XXI
столетии" 10 главных целей (глобальных задач):
1. Усиление справедливости в отношении здоровья.
2. Улучшение возможностей для выживания и повышения качества жизни.
3. Обращение вспять глобальных тенденций в отношении пяти основных пандемий
(инфекционных болезней, неинфекционных заболеваний, травматизма и насилия,
алкоголизма и наркоманий, табакокурения).
4. Полная или частичная ликвидация определенных болезней (полиомиелит и др.).
5. Улучшение доступа к водоснабжению, санитарии, пищевым продуктам и жилью.
6. Содействие здоровому и противодействие нездоровому образу жизни.
7. Улучшение доступа к комплексной, качественной медико-санитарной помощи.
8. Поддержка научных исследований в области здравоохранения.
9. Внедрение глобальных и национальных систем медицинской информации и
эпидемиологического надзора.
123
10. Разработка, осуществление и мониторинг политики достижения "Здоровье для
всех" в странах.
Идея и стратегия "Здоровье для всех" еще раз подтверждает неотъемлемое право
человека на здоровье, ответственность человека и всего общества за реальное обеспечение
этого права, системное развитие здравоохранения в общенациональном плане и в
ведомственном плане, развитие сотрудничества в формировании глобальной системы
здравоохранения, а также мониторинг продвижения к этой перспективной цели.
Это стало возможным благодаря первопроходческому опыту СССР и других
социалистических стран. Многие положения повторяются из наших основ организации
здравоохранения.
Глобальная политика достижения здоровья для всех на двадцать первое столетие
должна осуществляться посредством проведения соответствующей региональной и
национальной стратегий. Для нашей страны, тяготеющей к Европейскому Региону, —
именно европейский опыт по разработке и реализации единой стратегии по "достижению
здоровья для всех в Европейском Регионе" представляет наибольший интерес.
Откликом на запросы XXI века, сформулированными во Всемирной декларации по
здравоохранению, является принятие новой Европейской стратегии по достижению
здоровья для всех — "Здоровье — 21". Пересматривая и совершенствуя прежние 38
региональных задач по достижению здоровья для всех в свете прошлого опыта и новых
задач, в рамках "Здоровье — 21" ставятся и определяются 21 задача на 21 столетие.
А. Принципы и подходы:
1. Солидарность государств-членов ЕРБ в интересах здравоохранения.
2. Равноправие различных групп внутри стран в охране здоровья.
Б. Направленность на все население и основные опасности:
3. Здоровое начало жизни.
4. Здоровье молодежи.
5. Сохранение здоровья в пожилом возрасте.
6. Улучшение психического здоровья.
7. Сокращение распространенности инфекционных заболеваний.
8. Сокращение распространенности неинфекционных заболеваний.
9. Сокращение травматизма в результате актов насилия и несчастных случаев.
В. Профилактика и здоровый образ жизни:
10. Здоровая и безопасная физическая среда.
11. Более здоровый образ жизни.
12. Уменьшение ущерба, причиняемого алкоголем, вызывающими зависимость
средствами и табаком.
13. Условия здоровой среды.
14. Многосекторальные обязательства в отношении здоровья.
Г. Изменение ориентации — направленность на конечный результат:
15. Интеграция здравоохранения.
16. Вопросы руководства и обеспечение качества медико-санитарной помощи.
Д. Ресурсы:
17. Финансирование служб здравоохранения и выделение ресурсов.
18. Развитие кадровых ресурсов здравоохранения.
19. Научные исследования и информация по вопросам здравоохранения.
20 Мобилизация партнеров в интересах здравоохранения.
21. Политика и стратегия по достижении здоровья для всех.
Ключевая цель политики "Здоровье — 21" в Европейском Регионе заключается в
полной реализации всеми людьми их "потенциала здоровья".
Ключевая цель может быть достигнута путем:
· Обеспечения равенства в вопросах охраны за счет солидарности действий;
124
· Укрепления и охраны здоровья людей на протяжении всей их жизни;
· Снижения распространенности и уменьшения страданий, вызываемых основными
болезнями, травмами и увечьями.
Таким образом, в основе политики "Здоровье для всех" лежат три
основополагающие ценности, являющиеся ее этической основой. Это:
1. Признание здоровья важнейшим правом человека.
2. Справедливость в вопросах здоровья и его охраны и действенная солидарность
стран и групп населения внутри стран в этих вопросах.
3. Участие в здравоохранительной деятельности и ответственное отношение в ней
всех слоев и секторов общества.
Задачи национальной стратегии "Здоровье для всех Россиян" можно
подразделить на три категории:
к первой категории относят две задачи, в которых рассматривается
основополагающая ориентация политики достижения здоровья для всех, а именно:
достижение справедливости и равенства в вопросах охраны здоровья и улучшение
здоровья и качества жизни;
во вторую категорию входят задачи, в которых речь идет о здоровье отдельных
групп населения — детях, молодежи и престарелых;
к третьей категории относятся задачи, в которых рассматриваются конкретные
проблемы здравоохранения: онкологические и сердечно-сосудистые болезни, другие
хронические заболевания, инфекционные болезни, несчастные случаи, проблемы охраны
психического здоровья и самоубийства.