Россия и глобальная стратегия ВОЗ

Год

Год

Год

Год

Права граждан РФ в системе медицинского страхования

Граждане имеют право на:

- обязательное и добровольное медицинское страхование;

- выбор медицинской страховой организации;

- выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами

обязательного и добровольного медицинского страхования;

- получение медицинской помощи на всей территории РФ;

- получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям

договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;

- предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации,

медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по

их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского

страхования;

- возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском

страховании, если это определено условиями договора.

Защиту интересов граждан осуществляют Советы Министров РФ и республик в

составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной

области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,

местная администрация, профсоюзные, общественные или иные организации.

На территории Российской Федерации лица, не имеющие гражданства, имеют

такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане РФ.

Медицинское страхование граждан РФ, находящихся за рубежом, осуществляется

на основе двусторонних соглашений Российской Федерации со странами пребывания

граждан.

122

§ 4.2.4. Стратегия ВОЗ в охране здоровья граждан

В реформах здравоохранения проявилась определенная историческая логика, и их

важнейшими этапами стали 1918, 1948, 1978 и 2000 годы.

Провозглашение в Советской России (1918 г.) права народа на охрану здоровья и

ответственности государства за его обеспечение, объединение "всего медико-санитарного

дела" в руках Наркомздрава (первого в мире министерства здравоохранения),

использование для решения медико-социальных проблем всей политической силы

государства, выработка новых принципов организации здравоохранения.

Национализация медицинских учреждений и создание национальной

(государственной) службы здравоохранения в Великобритании, создание в рамках ООН

Экономического и социального совета (ЭКОСОС), Всемирной организации

здравоохранения (ВОЗ) и Детского фонда (ЮНИСЕФ).

В 1973 г. в Всемирной организации здравоохранения была высказана идея о

"первичной медико-санитарной помощи", которая понималась как "зона первого контакта

между человеком (семьей, общиной) и национальными системами здравоохранения", как

их "неотъемлемая часть", "главная функция" и "центральное звено". Концепция была

обсуждена на Международной конференции ВОЗ и ЮНИСЕФ в Алма-Ате (6-12сентября

1978 г.) с участием делегаций 134 стран и представителей 67 международных

организаций. В итоге были приняты Алма-Атинская Декларация и 22 рекомендации. В

Декларации было провозглашено, что самой важной задачей правительств,

международных организаций и всей мировой общественности является "достижение

всеми народами мира к 2000 году такого уровня здоровья, который позволит им вести

продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни". И главным

инструментом для этого является развитие национальных систем здравоохранения,

главной функцией, центральным звеном которых является первичная медико-санитарная

помощь. В рекомендациях эти положения были развернуты подробнее.

Выводы и решения Алма-Атинской конференции были подтверждены Всемирной

Ассамблеей здравоохранения, а затем и Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 г., а также в

других международных и межгосударственных решениях и декларациях.

Мировое сообщество выдвигает новые задачи:

· устойчивого развития общества в гармонии с природой,

· формирования гуманистической парадигмы,

· защиты и обеспечения прав человека и народов во всем мире,

· достижения в XXI веке "Здоровья для всех".

ВОЗ сформулировала в рамках программы "Здоровье для всех в XXI

столетии" 10 главных целей (глобальных задач):

1. Усиление справедливости в отношении здоровья.

2. Улучшение возможностей для выживания и повышения качества жизни.

3. Обращение вспять глобальных тенденций в отношении пяти основных пандемий

(инфекционных болезней, неинфекционных заболеваний, травматизма и насилия,

алкоголизма и наркоманий, табакокурения).

4. Полная или частичная ликвидация определенных болезней (полиомиелит и др.).

5. Улучшение доступа к водоснабжению, санитарии, пищевым продуктам и жилью.

6. Содействие здоровому и противодействие нездоровому образу жизни.

7. Улучшение доступа к комплексной, качественной медико-санитарной помощи.

8. Поддержка научных исследований в области здравоохранения.

9. Внедрение глобальных и национальных систем медицинской информации и

эпидемиологического надзора.

123

10. Разработка, осуществление и мониторинг политики достижения "Здоровье для

всех" в странах.

Идея и стратегия "Здоровье для всех" еще раз подтверждает неотъемлемое право

человека на здоровье, ответственность человека и всего общества за реальное обеспечение

этого права, системное развитие здравоохранения в общенациональном плане и в

ведомственном плане, развитие сотрудничества в формировании глобальной системы

здравоохранения, а также мониторинг продвижения к этой перспективной цели.

Это стало возможным благодаря первопроходческому опыту СССР и других

социалистических стран. Многие положения повторяются из наших основ организации

здравоохранения.

Глобальная политика достижения здоровья для всех на двадцать первое столетие

должна осуществляться посредством проведения соответствующей региональной и

национальной стратегий. Для нашей страны, тяготеющей к Европейскому Региону, —

именно европейский опыт по разработке и реализации единой стратегии по "достижению

здоровья для всех в Европейском Регионе" представляет наибольший интерес.

Откликом на запросы XXI века, сформулированными во Всемирной декларации по

здравоохранению, является принятие новой Европейской стратегии по достижению

здоровья для всех — "Здоровье — 21". Пересматривая и совершенствуя прежние 38

региональных задач по достижению здоровья для всех в свете прошлого опыта и новых

задач, в рамках "Здоровье — 21" ставятся и определяются 21 задача на 21 столетие.

А. Принципы и подходы:

1. Солидарность государств-членов ЕРБ в интересах здравоохранения.

2. Равноправие различных групп внутри стран в охране здоровья.

Б. Направленность на все население и основные опасности:

3. Здоровое начало жизни.

4. Здоровье молодежи.

5. Сохранение здоровья в пожилом возрасте.

6. Улучшение психического здоровья.

7. Сокращение распространенности инфекционных заболеваний.

8. Сокращение распространенности неинфекционных заболеваний.

9. Сокращение травматизма в результате актов насилия и несчастных случаев.

В. Профилактика и здоровый образ жизни:

10. Здоровая и безопасная физическая среда.

11. Более здоровый образ жизни.

12. Уменьшение ущерба, причиняемого алкоголем, вызывающими зависимость

средствами и табаком.

13. Условия здоровой среды.

14. Многосекторальные обязательства в отношении здоровья.

Г. Изменение ориентации — направленность на конечный результат:

15. Интеграция здравоохранения.

16. Вопросы руководства и обеспечение качества медико-санитарной помощи.

Д. Ресурсы:

17. Финансирование служб здравоохранения и выделение ресурсов.

18. Развитие кадровых ресурсов здравоохранения.

19. Научные исследования и информация по вопросам здравоохранения.

20 Мобилизация партнеров в интересах здравоохранения.

21. Политика и стратегия по достижении здоровья для всех.

Ключевая цель политики "Здоровье — 21" в Европейском Регионе заключается в

полной реализации всеми людьми их "потенциала здоровья".

Ключевая цель может быть достигнута путем:

· Обеспечения равенства в вопросах охраны за счет солидарности действий;

124

· Укрепления и охраны здоровья людей на протяжении всей их жизни;

· Снижения распространенности и уменьшения страданий, вызываемых основными

болезнями, травмами и увечьями.

Таким образом, в основе политики "Здоровье для всех" лежат три

основополагающие ценности, являющиеся ее этической основой. Это:

1. Признание здоровья важнейшим правом человека.

2. Справедливость в вопросах здоровья и его охраны и действенная солидарность

стран и групп населения внутри стран в этих вопросах.

3. Участие в здравоохранительной деятельности и ответственное отношение в ней

всех слоев и секторов общества.

Задачи национальной стратегии "Здоровье для всех Россиян" можно

подразделить на три категории:

к первой категории относят две задачи, в которых рассматривается

основополагающая ориентация политики достижения здоровья для всех, а именно:

достижение справедливости и равенства в вопросах охраны здоровья и улучшение

здоровья и качества жизни;

во вторую категорию входят задачи, в которых речь идет о здоровье отдельных

групп населения — детях, молодежи и престарелых;

к третьей категории относятся задачи, в которых рассматриваются конкретные

проблемы здравоохранения: онкологические и сердечно-сосудистые болезни, другие

хронические заболевания, инфекционные болезни, несчастные случаи, проблемы охраны

психического здоровья и самоубийства.