Глобальная интеграция физической культуры.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. Материальные ценности – это спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, материальное обеспечение.

К духовным ценностям можно отнести, информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности и др.

В развитых формах физическая культуры продуцирует эстетические ценности (это спортивно-показательные выступления, физкультурные парады и др.)

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Физическая подготовленность это состояние человека, приобретенное в результате физической подготовки и характеризующееся опреде-ленной степенью развития физических качеств.

 

Компонентами физической культуры являются:

- физическое воспитание

- оздоровительно-реабилитационная физическая культура

- фоновые виды физической культуры

 

Физическое воспитание, включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений характеризует основу физической подготовленности людей – приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа движений», система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях, система упражнений для рационального овладения техникой основных движений и видов спорта.

Физическое воспитание направленно на физическое развитие человека.

Физическое развитиеэто биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, ОКГ, ЖЕЛ, МПК, сила быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении показатели физического развития.

В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Так же физическое развитие обусловлено законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека.

Процесс физического развития подчиняется также возрастной ступенчатости, поэтому при управлении процессом физического развития необходимо учитывать возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения.

Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды.

Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать это.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развития человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.

Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является ЛФК, которая содержит в себе лечебную гимнастику, дозированную ходьбу, бег и др. упражнения, связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжения, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий» и др. а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы – процедуры, занятия урочного типа и др.

Фоновые виды физической культуры.

К ним относятся гигиеническая физическая культура, включенная в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными физическим нагрузками) и рекреативная физическая культура, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры и, прежде всего с базовой физической культурой.

В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы. Их комплексное воздействие оказывает оздоровительный и развивающий эффект.