Формы занятий физическими упражнениями

Содержание и методика физкультурно-оздоровительных занятий с детьми дошкольного возраста

Посещая дошкольное учреждение, ребенок в основном компенсирует потребность в движении, так как программа физического воспитания в детском саду предусматривает широкий спектр форм и средств физического воспитания. Однако в настоящее время более 50 % детей дошкольного возраста воспитывают дома мама, бабушка, няня, что резко ограничивает их двигательную активность, снижает объем освоенных движений, лимитирует развитие физических качеств. Вследствие этого отмечаются нарушения в физическом развитии, чрезмерная или недостаточная масса тела, нарушение осанки, частые острые респираторные заболевания, длительный процесс адаптации при поступлении в школу и резкое отставание от своих сверстников в проявлении двигательной активности. В связи с этим возникает необходимость повысить уровень физической культуры родителей путем создания специальных телевизионных образовательных программ, организации школ здоровья, консультативных пунктов при оздоровительных центрах, подготовки и издания специальной и популярной литературы.

 
 


Биологическая потребность в двигательной активности в наибольшей степени проявляется и удовлетворяется в дошкольном возрасте при условии правильной организации режима дня и широкого использования средств физического воспитания. Здоровый ребенок подвижен, энергичен, эмоционален и любознателен

Организация рационального режима физической активности детей 3—6 лет включает использование разнообразных форм физического воспитания, средств и методов их применения, соответствующих возрастным особенностям детей.

Формы организации физического воспитания детей можно подразделить на урочные и неурочные.

Урочные формы — это физкультурные занятия в дошкольных учреждениях, неурочные — физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, организованные групповые, индивидуальные, а также самостоятельные занятия.

Кроме того, на музыкальных занятиях широко применяются физические упражнения без предметов и с предметами; подвижные игры под музыку, элементы танцев, пляски, которые также способствуют решению задач физического воспитания. В детском саду всем формам физкультурных занятий отведено определенное место в режиме дня. Они регламентируются требованиями, изложенными в программе, связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся в обязательном порядке со всеми детьми. В работе с детьми дошкольного возраста необходимо обеспечить преемственность в содержании занятий.

В детских садах получили распространение следующие формы физкультурных занятий с детьми:

занятия физическими упражнениями в форме урока;

занятия физическими упражнениями в режиме дня детского сада (утренняя гимнастика, гигиеническая гимнастика после дневного сна, подвижные игры, спортивные развлечения, физкультминутки, прогулки, дни здоровья);

физкультурные праздники;

самостоятельные занятия детей;

пешеходные прогулки в зоны отдыха

 

По мере накопления определенного двигательного опыта в возрасте от 1 года до 3 лет занятия физическими упражнениями проводят с несколькими детьми (3—6 человек) и с подгруппами до 12 человек. До полутора лет занятия проводят ежедневно, а с более старшими детьми - не реже трех раз в неделю.

Основная задача физического воспитания детей второго года жизни — совершенствование ходьбы в разнообразных условиях, обучение лазанью, подлезанию, пролезанию, катанию и броскам мячей. У них формируется умение самостоятельно двигаться и танцевать, выполнять индивидуальные

Физкультурные занятия урочного типа - основная форма работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Именно на специальных занятиях дети своевременно овладевают необходимым объемом знаний, двигательных умений и навыков, которые не могут быть усвоены только в процессе игр, повседневного общения со взрослыми, самостоятельной двигательной деятельности. Освоенные детьми на занятиях умения и навыки служат основой содержания других занятий физическими упражнениями

и совместные движения под музыку и петь. В занятиях с детьми третьего года жизни совершенствуют умения ходить, бегать, лазать, бросать, прыгать.

С детьми 3—7 лет проводят занятия урочного типа не реже трех раз в неделю продолжительностью от 20 мин в младшей группе и до 35 мин — в подготовительной. Содержание занятий определены "Программой воспитания в детском саду". В основу построения занятий положено общепринятое деление его на ввод но-подготовительную, основную и заключительную части.

Задача ввод но-подготовительной части — организовать детей, сконцентрировать их внимание на предстоящих двигательных заданиях, а также подготовить организм к выполнению упражнений основной части.

В основной части осуществляется формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств. В эту часть занятия, кроме предусмотренных программой упражнений, обязательно включают подвижную игру. Игры могут составлять основное содержание любой части занятий,

В заключительной части решают задачи постепенного перехода к другим видам деятельности и приведения организма детей в относительно спокойное состояние. Для этого используются ходьба, малоподвижные игры, хороводы.

Утренняя гимнастика. Ктретьему году создаются благоприятные предпосылки для ежедневного проведения утренней гимнастики перед завтраком.

Систематическое и квалифицированное проведение утренней гимнастики играет существенную роль в системе физического воспитания детей дошкольного возраста, так как расширяет их двигательный режим, оказывает на них не только оздоровительное, но воспитательное и образовательное воздействие

В этот период совершенствуется выполнение некоторых уже известных упражнений, формируется привычка систематически использовать их в оздоровительных целях. Дети узнают о значении утренней гимнастики для укрепления здоровья (позволяет организованно начать день в детском саду, способствует выполнению предусмотренного режима).

Если для первой младшей группы комплекс включает 3—4 упражнения игрового и подражательного характера в сочетании с ходьбой, бегом, подскоками продолжительностью до 5 мин, то для подготовительной к школе группы его увеличивают* до 7-8 упражнений продолжительностью до 12 мин. К детям седьмого года жизни требования возрастают - общеразвивающие упражнения они повторяют 10—12 раз, продолжительность бега по залу в среднем темпе доводится до 2—5 мин, а количество прыжков в заключение утренней гимнастики — до 35 раз. Таким образом, в целом увеличивается физиологическое воздействие на организм детей.

Подвижные игрыорганизует воспитатель ежедневно по нескольку раз во время прогулок до обеда и после дневного сна. Игра — важная самостоятельная деятельность детей и занимает значительное место в их жизни.

В воспитательной работе детского сада большое внимание уделяется играм творческого характера, одной из форм которых служит игра с разнообразными предметами. Игровые действия определяются характером предметов: с обручами надо бегать, прыгать, мячи — бросать, катать. Эти игры мало регламентированы, просты по структуре, допускают любое количество участников и относительно большую самостоятельность детей. Наличие широких возможностей действовать сообразно со своими силами делает такие игры наиболее доступными и привлекательными для детей. Часто дети сами придумывают содержание игры: перепрыгивать через скакалку до тех пор, пока не заденешь ее ногами; бросать и ловить мяч, пока не уронишь его, и т.п.

Интересным и весьма эффективным для дошкольников видом игровой деятельности являются игры-задания, содержание которых составляют доступные детям действия (добежать первым до условной черты, докатить обруч до конца дорожки, не уронив его, и т.п.).

Не имея достаточного запаса двигательных умений и навыков, дошкольники, особенно младших групп, в самостоятельных играх не сразу проявляют активность и инициативу. В результате этого основной замысел игры часто бывает ограниченным, а движения — однообразными. В играх с четким заданием, благодаря контрастности содержания, действия детей приобретают целенаправленный, осмысленный характер. Многократное повторение движений в таких играх под контролем воспитателя способствует совершенствованию двигательных умений и более интенсивному развитию соответствующих качеств. Условно их можно назвать играми-упражнениями.

Более сложный вид подвижных игр, широко применяемый для решения задач физического воспитания дошкольников, — сюжетные игры с правилами. Они требуют от детей умения действовать в коллективе, согласовывать свои движения с другими участниками игры, выполнять установленные правила.


Эффективность подвижных игр для решения задач физического воспитания во многом зависит от условий их проведения - эмоциональной насыщенности, разнообразия двигательного содержания, наличия просторного помещения, площадки и достаточного количества необходимых для детей предметов

Подвижная игра как самостоятельная форма физкультурных занятий дошкольников существенно дополняет занятия урочного типа и по содержанию должна быть тесно связана с ними. В процессе игры создаются благоприятные возможности для совершенствования двигательных действий, изученных на занятиях.

Прогулкизанимают большое место в режиме дня дошкольников. На них отводится от 50 мин до 2 ч времени в первой и второй половинах дня.

Основное назначение прогулок - длительное пребывание детей на открытом воздухе, заполненное подвижными играми и физическими упражнениями

Содержание прогулок тесно связано с основными задачами физического воспитания дошкольников. Главная из них — обучение детей применению двигательных умений и навыков в естественных условиях, которые часто изменяются. Организуют прогулки так, чтобы дети больше времени проводили в движении, но не слишком перегревались.

Продолжительность прогулок за пределы детского сада зависит от возраста детей (5-7 лет) и изменяется в зависимости от времени года, погоды, содержания. Воспитатель должен специально готовиться к проведению таких прогулок: продумать маршрут, предусмотреть места отдыха, игры, спортивные развлечения, подготовить необходимый инвентарь. Желательно, чтобы в проведении прогулок за пределы детского сада участвовали не менее двух взрослых (воспитатель, няня, вое питатель-методист, заведующая, кто-либо из родителей).

Физкультурная минуткакак форма активного отдыха во время малоподвижных занятий применяется начиная со старшего дошкольного возраста.

 
 


Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность на занятиях по счету, развитию речи и т.п., активизировать функции, подавляемые статическими положениями тела

По существу, физкультурная минутка проводится с целью обеспечить кратковременный активный отдых (1,5—2 мин), активизировать организм детей в целом и общий обмен веществ, в частности, содействовать выпрямлению и разгрузке позвоночника.

Спортивные развлечения.В практике целенаправленного использования средств физической культуры, начиная с четвертого года жизни детей, широкое распространение получили такие виды, как катание на санках, коньках, велосипедах, передвижение на лыжах, плавание, некоторые приемы бадминтона, настольного тенниса и т.п.

Упражнения из различных видов спорта условно названы спортивными развлечениями в связи с применением их без установки на спортивный результат. Главная их задача - развлечение, удовольствие, относительная свобода действий, отсутствие строгой регламентации, наличие ярких игровых моментов и элементов соревнования

Спортивные развлечения можно считать хотя и весьма элементарной, но действенной формой начальной спортивной подготовки. Дети овладевают несложными и доступными для них элементами техники спортивных упражнений и игр в процессе занятий физкультурой и на прогулках.

Физкультурные праздники как форма эпизодического использования физической культуры в детском саду проводятся два раза в год в старшей и подготовительной к школе группах. Назначение таких праздников — продемонстрировать результаты, достигнутые в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени. Кроме того, детям предоставляется возможность посоревноваться в праздничной обстановке в силе, ловкости, сообразительности, умении ориентироваться в неожиданных ситуациях. Праздники проводятся для одной, нескольких одновозрастных или для смежных по возрасту групп. Местом проведения праздника может быть физкультурный зал, площадка, бассейн, каток, лыжня.


Программами воспитания в детском саду предусмотрены Дни здоровья, а также два раза в год - каникулы. Они должны быть заполнены разнообразными интересными физкультурными мероприятиями, обеспечивающими активный отдых детей, укрепление их здоровья, повышение работоспособности организма

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Наряду с организованными формами физкультурных занятий в детском саду рекомендуется создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, которая строится на самодеятельных началах по их желанию и инициативе. Значение этой деятельности сохраняется для всех дошкольных возрастов, содержание ее постепенно расширяется в связи с накоплением старшими дошкольниками двигательного опыта. Стимулирующее воздействие на самостоятельную двигательную активность оказывает оснащение прогулочных площадок специальным оборудованием, физкультурными пособиями и инвентарем.


Самостоятельные занятия физическими упражнениями должны быть обеспечены педагогическим руководством воспитателя, родителей. При этом надо избегать чрезмерной регламентации деятельности детей, предоставлять им большую самостоятельность, поощрять инициативность, стремление к двигательному творчеству, развивать организаторские способности

Желательно также участие воспитателя в некоторых играх. Это повышает интерес детей к двигательной деятельности, позволяет лучше руководить группой и направлять деятельность каждого ребенка. При квалифицированном руководстве самостоятельная двигательная деятельность существенно расширяет двигательный опыт детей, что, в свою очередь, создает предпосылки для успешного овладения программным материалом на занятиях.

 
 


Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности, основу которой составляет двигательная активность ребенка. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей

Врачебно-педагогический кот роль на занятиях с дошкольниками.Особое место в физическом воспитании дошкольников занимает врачебно-педагогический контроль, который можно разделить на несколько видов:

предварительный, периодический и срочный.

В компетенцию преподавателя физического воспитания в детском саду или в физкультурно-оздоровительных центрах входит определение уровня физического развития, функционального состояния и физической подготовленности детей, которые допущены к занятиям физическими упражнениями.

Индивидуальные показатели физического развития и функциональной зрелости могут не совпадать со средневозрастными, поэтому необходимо определение биологического возраста детей. Различие между паспортным и биологическим возрастом может иногда достигать 2-3 лет. Данный факт необходимо учитывать при выборе адекватных средств и методов, включаемых в физкультурно-оздоровительные занятия. Исходные параметры физического состояния детей, определяемые на этапе предварительного контроля, служат фоном для установления эффективности процесса физического воспитания и заносятся в "Паспорт здоровья", который может быть составлен в свободной форме или с использованием схемы, разработанной А. Дубогай (1992) и В. Шаповаловой (1994).

Исследования физической подготовленности детей дошкольного возраста показали возможность тестирования физических качеств детей 3—7 лет с использованием тех движений, которыми дети хорошо владеют.

Задача предварительного врачебно-педагогического контроля - определить состояние здоровья ребенка и отнести его к соответствующей группе: основной, подготовительной или специальной, что осуществляет врач-педиатр

Скоростные способности определяются по времени пробегания (с хода) 10 м. Выбирается прямая ровная дорожка с плотным покрытием длиной не менее 20 м. До линии старта, обозначенной полосой, должно быть 4—5 м разбега и примерно столько же за линией финиша. Секундомером фиксируется время бега от старта до финиша, не считая времени начального ускорения бега до стартовой линии и снижения скорости после финиша.

Детям 5—6 лет доступен бег на 30 м с высокого старта. Средневозрастные результаты представлены в табл. 2.4.

Ловкость определяется по времени челночного бега, выполняемого на той же дорожке (бег по прямой Юме двумя поворотами, общая дистанция 30 м). На одной стороне кладут два кубика, на другой — ставят стул или скамейку. Учитывая особенности дошкольников, предлагается игровое задание: взяв один кубик, нужно побежать в противоположную сторону, положить кубик на стул и вернуться за вторым. Показателем ловкости будет время, затраченное на выполнение задания. Другое задание может заключаться в оббегании (змейкой) 8 флажков на подставках (набивные мячи, кубики), расставленных на расстоянии 1 м один от другого. До первого флажка и после последнего — расстояние 1,5 м, общая дистанция 10 м.

Выносливость можно определять при выполнении ходьбы и бега на дистанцию 300 м. Выбирается прямая без уклона дорожка 50 м, ходьба и бег чередуются (от старта до линии поворота ребенок идет, затем бежит в обратную сторону, и так повторяет 2 раза). Детям 6 лет доступен бег на выносливость "до отказа" на максимальное количество метров, которые может пробежать ребенок. По данным Е. Давиденко (1986), средние результаты в данном тесте составляют у мальчиков 6 лет 915+66 м, девочек — 765+65 м.

Однако монотонная циклическая двигательная деятельность дошкольникам не доставляет удовольствия, и поэтому отмечается низкая мотивация при выполнении тестирования. В связи с этим предлагается тест "челночный бег на 20 м с постепенно увеличивающейся скоростью" (методика "Еврофит"), который модифицируется введением игровых заданий (перенесение кубиков, флажков, вешание колечек и т.д.).

Адекватность физической нагрузки можно определить по внешним признакам.

Допустимая степень нагрузки характеризуется незначительным покраснением кожных покровов лица (выражение его остается спокойным); незначительной потливостью; несколько учащенным, но ровным дыханием; движения бодрые; задание ребенок воспринимает хорошо и правильно выполняет.

Средняя степень утомления выражается в значительном покраснении кожных покровов лица, е го напряженности; дыхание резко учащается; движения теряют координированное, четкость, появляются дополнительные лишние движения; дети жалуются на усталость.

Значительное утомление проявляется в повышении потливости, снижении темпа и амплитуды движений; вялости или чрезмерной возбудимости; прекращении деятельности.

Особенности методики занятий физическими упражнениями.Рассмотрим задачи, которые решаются в процессе физкультурно-оздоровительных занятий,

1. Укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие, повышении физической и умственной работоспособности детей. Учитывая незрелость, большую податливость скелета, слабость мышц, низкий уровень сопротивляемости организма, важно избегать таких влияний, которые выходят за пределы возможностей организма детей и поэтому вызывают различные перенапряжения, замедляют и нарушают нормальный процесс их развития. Будущие успехи в разнообразных областях учебной, трудовой, воинской, научной, спортивной деятельности потребуют от человека, прежде всего, наличия хорошего здоровья, высокой работоспособности, сопротивляемости неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Поэтому физическое воспитание должно быть направлено на закаливание, повышение жизнеспособности и сопротивляемости детского организма неблагоприятным факторам внешней среды, на укрепление костной и мышечной систем, а также суставно-связочного аппарата, на совершенствование функций сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем. В дошкольном возрасте создаются благоприятные предпосылки для формирования правильной осанки. В связи с этим центральное место занимает всестороннее и гармоническое укрепление всех групп мышц, особенно спины, живота, стоп. Опыт детских садов и отдельных семей убеждает в том, что при систематическом и правильном использовании всех средств физической культуры удается достичь значительных успехов в укреплении здоровья детей, формировании телосложения и развитии моторики.

2. Своевременное развитие моторики, формирование жизненно необходимых двигательных умений и связанных с ними элементарных знаний. За первые семь лет жизни ребенок проходит огромный и важный путь в развитии моторики от хаотичных элементарных движений руками и ногами в первые месяцы жизни до сложных двигательных действий, какими являются ходьба, бег, прыжки, метания и др. Этому ребенок впервые учится именно в дошкольном возрасте. Причем развитие движений происходит одновременно с физическим развитием. Оба процесса пребывают в сложном взаимодействии, дополняют и стимулируют друг друга. Постепенное накопление двигательного опыта благоприятно воздействует на детский организм, а Задержка И отклонение от нормы в физическом развитии замедляют формирование жизненно важных умений. Хорошо организованное и своевременное использование предусмотренных программой средств физической культуры в сочетании с режимом питания, сна и т.п. облегчает и стимулирует развитие моторики детей дошкольного возраста. Причем от качества и количества усвоенных разнообразных двигательных действий существенно зависит диапазон контактов с реальной действительностью, а значит и психическое развитие детей.

3. Направленное воздействие на развитие ловкости, быстроты, гибкости, силы, общей выносливости. В дошкольном возрасте не осуществляется специально организованное развитие того или иного качества. По мере накопления двигательного опыта, совершенствования морфофункциональных свойств детского организма создаются благоприятные предпосылки для развития всех качеств.

Организованные групповые занятия физическими упражнениями под руководством квалифицированного воспитателя способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве и во времени, согласованности и координированности движений (собственных и коллективных), точности и ритмичности. Все это, а также сам процесс овладения новыми движениями, развитие двигательного анализатора позволяют совершенствовать такое сложное и важное качество, как ловкость.

Игровые задания, связанные с необходимостью своевременно и быстро реагировать на различные сигналы, способствуют развитию быстроты двигательной реакции. Постепенно, по мере овладения разнообразными способами ходьбы и бега, повышаются требования к скорости передвижения, развивается способность к ускорениям. Поскольку детей дошкольного возраста приучают к правильной осанке, т.е. к удерживанию рациональной позы во время всех видов деятельности, встает вопрос о необходимости развития мышечной силы. Время удерживания позы постепенно увеличивается, что способствует укреплению мышц живота, спины. Однако важно использовать и специальные упражнения, развивающие силу соответствующих мышц, в том числе и мышц стопы, от которых зависит формирование полноценного свода и успешность овладения жизненно важными движениями. Для развития силы уместны кратковременные скоростно-силовые упражнения (прыжки, метания), а также некоторые упражнения в преодолении веса собственного тела (лазанье и т.п.).

Постепенное развитие силовых способностей у детей дошкольного возраста обеспечивается использованием относительно невысоких нагрузок, создаваемых, главным образом, за счет преодоления веса собственного тела и мелкого инвентаря (палочки, мячи, обручи и т.п.).

Гармоничность физического развития человека в значительной степени зависит от подвижности суставов и эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому оптимальный уровень развития гибкости обеспечивает необходимую свободу движений ребенка в повседневной жизни. В дошкольном возрасте ребенок имеет все необходимые предпосылки для успешного развития гибкости. Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата (высокая эластичность мышц, подвижность позвоночного столба) способствуют повышению эффективности упражнений для развития этого качества.

В дошкольном возрасте развивают только общую выносливость. Постепенное увеличение длительности выполняемых двигательных действий при сохранении достаточной интенсивности, чередуемое с паузами отдыха, способствует совершенствованию вегетативных функций, от которых зависит повышение работоспособности. Фактически все выполняемые двигательные действия вносят определенный вклад в развитие общей выносливости.

В процессе занятий физическими упражнениями создаются благоприятные возможности для комплексного и всестороннего формирования личности дошкольников. Однако возможности могут быть реализованы при условии своевременного решения задач умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Групповая двигательная деятельность, особенно игровая, стимулирует формирование взаимоотношений с окружающим миром

Важно формировать культуру поведения в двигательной деятельности, привычку и даже потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, умение сдерживать свои желания, эмоции, подчиняться требованиям воспитателя, коллектива, воспитывать скромность, честность, вежливость, доброжелательность и предупредительность по отношению к товарищам, стремление помогать друг другу и многое другое.

Доброжелательное отношение, уважение к ребенку должны быть основой педагогической позиции воспитателя в формировании нравственных и волевых качеств у детей в процессе проведения разных форм физической культуры в дошкольном учреждении.


Методика занятий физическими упражнениями зависит от направленности, задач и конкретного содержания занятий, условий их проведения, возрастных особенностей и двигательных возможностей детей

 
 


Одна из первостепенных и важных целей использования физического воспитания в дошкольном возрасте — развитие у детей движений. От этого в значительной степени зависит взаимодействие с окружающим миром и физическое развитие детей. В свою очередь, эффективность развития движений зависит от окружающих условий, главным образом, от соответствующего обучения и воспитания. К благоприятным условиям можно отнести: наличие простора для движений и сверстников для игр, пособий, предметов, игрушек, а главное — квалифицированного руководства со стороны взрослых.

Если в работе с детьми первого года жизни основное место в развитии движений занимали методы упражнения, то методика двигательной подготовки детей второго и третьего годов жизни опирается, кроме того, на методы словесных заданий и демонстрации упражнений. Это объясняется интенсивным развитием речи и способности подражать. Речь детей становится средством Общения С окружающими и приобретает решающее значение для их развития. Развитие способности подражать имеет особое значение не только для совершенствования поведения и овладения речью, но и для развертывания на более высоком уровне двигательной деятельности.

Игровая деятельность детей третьего года жизни становится сложнее и разнообразней. Большое место в их двигательной подготовке занимают сюжетные и ролевые игры. Поскольку уже на втором году жизни отмечаются значительные различия в темпе и характере развития отдельных детей, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка приобретает первостепенное значение.

Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста направлена на дополнительное обучение отстающих, активизацию малоподвижных и улучшение физической подготовленности ослабленных детей, своевременное выявление и исправление отклонений в телосложении. Индивидуальная работа осуществляется в течение всего дня в часы игр и прогулок, с одним ребенком или небольшой группой детей

Большое место в обучении детей движениям занимают так называемые игровые приемы (имитация движений, их образность, сюжетность, заданий и др.)- Особенно это касается детей младшего дошкольного возраста, работа с которыми насыщена подвижными играми и "игровыми упражнениями". Чем моложе возраст, тем меньше грань между "поиграть" и "поучиться".

Однако было бы ошибкой сводить обучение детей движениям только к играм. Особенно это относится к детям старшего дошкольного возраста, к которым можно предъявить уже большие требования.

Подвижные игры с правилами имеют свои особенности в педагогическом процессе. Большая эмоциональность, повышенная возбудимость, своеобразие взаимоотношений детей во время игры отвлекают их от указаний и объяснений воспитателя, направленных на улучшение качества движений. Особенно это заметно в играх с элементами соревнования и с преодолением препятствий. Процесс игры затрудняет исправление ошибок детей. Обращение воспитателя с целью коррекции действий играющих детей может нарушить ход и даже смысл игры (быстро уйти от опасности, своевременно преодолеть препятствие, проявить ловкость, смелость и многое другое).

В ряде случаев начальное обучение, особенно сложным движениям, осуществляется при помощи методов упражнения. Тем более, что упражнения в беге, прыжках, метании, лазании настолько эмоциональны сами по себе, вызывают такой интерес у детей, что игровое оформление становится излишним. Особенно важно воспитать у детей положительное отношение к процессу упражнения с целью усвоения правильных способов выполнения движений не только для повышения эффективности обучения, но и для подготовки к более сложному учению в школе.

Детей дошкольного возраста, еще неустойчивых в своих настроениях, легко возбудимых, нельзя перегружать эмоциями. Насыщенность занятия громкой музыкой, яркими предметами, игрушками, смехом вызывает слишком большое возбуждение, отвлекает их внимание от указаний, требований воспитателя, затрудняет процесс активного торможения. Надо оберегать нервную систему ребенка от сверхсильных раздражений. Вместе с тем необходимо развивать активное торможение: выслушивать до конца указания воспитателя, прекращать свои действия по сигналу и т.п. Что касается количественных достижений, то они нецелесообразны без приобретения детьми простейших двигательных умений. По мере овладения основами техники будут создаваться благоприятные предпосылки для повышения количественных показателей детей.

Обучение технике движений важно начинать с четырехлетнего возраста, поскольку этот период характеризуется большой пластичностью коры головного мозга. Благодаря этому сравнительно легко образуются нервные связи, но они неустойчивы и требуют основательного закрепления. Чтобы дети научились правильно выполнять движения, требуется большая и довольно длительная работа в этом направлении. При этом немаловажно использование показа вместе с пояснениями. При сочетании слова и показа дети получают возможность видеть движение, расширять представление о нем, приучаться осознавать, осмысливать свои действия.

При обучении детей дошкольного возраста движениям широко используются конкретные двигательные задания. Они, как правило, построены на действиях с предметами: мячами, обручами, гимнастическими палками и др. Ребенку предлагают пролезть в обруч, не задевая подвешенную погремушку, пройти по доске, удерживая на голове мешочек с песком, резиновое кольцо и т.п. Такой способ помогает детям осознать поставленную задачу и действовать более целенаправленно.

Начиная с четвертого года жизни и до седьмого включительно, содержание физического воспитания существенно расширяется и усложняется. Последовательно включаются более сложные формы ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья, равновесия и т.п. Все большее место занимают общеобразовательные упражнения. Хотя показ и подражание продолжают играть значительную роль, постепенно расширяется сфера применения словесных заданий, указаний, кратких объяснений, сравнений и оценок

Содержание всей воспитательной работы с детьми седьмого года жизни обусловлено задачами подготовки к школе.

Содержание физкультурно-оздоровительных занятий.При проведении организованных физкультурно-оздоровительных занятий как урочного, так и неурочного типа рекомендуется придерживаться определенной структуры, которая предусматривает выделение вводно-подготовительной, основной и заключительной частей, с соответствующим решением в них оздоровительных, воспитательных и образовательных задач. Продолжительность занятий 25-35 мин, периодичность — 2-4 раза в неделю.

Для определения правильности построения занятий и распределения физической нагрузки проводится измерение ЧСС до начала занятия, в конце каждой его части и в восстановительном периоде.

При правильно построенном занятии пульс учащается во время вводно-подготовительной части на 10—15 %, во время основной части после выполнения основных видов движений — на 40—50 %, в подвижной игре — на 60—70 % (в значительной степени за счет эмоций). В заключительной части пульс снижается.

При выполнении основных движений решаются задачи не только обучающего, но и развивающего характера.

При систематических занятиях физическими упражнениями и соответствующей методике, правильном дозировании физических нагрузок происходит более интенсивное

Каждое занятие независимо от возраста ребенка можно проводить по следующей схеме:

1. Ходьба с различными заданиями (с изменением темпа, с имитацией детьми повадок животных и птиц и т.д.), бег в среднем темпе (при проведении занятия на воздухе). Выполнение общеразвивающих упражнений.

2. Выполнение основных движений (двух-трех); желательно, чтобы они различались по своему влиянию на организм ребенка, развивали различные мышечные группы. Например, нецелесообразно выполнять прыжок в глубину, а затем прыжок в длину с места. Рационально объединять упражнения в прыжках с равновесием, лазание с метанием и т.д.

3. Подвижная игра, в которой закрепляются и совершенствуются ранее разученные с детьми основные движения.

Заканчивается занятие бегом в медленном темпе (если проводились игры средней интенсивности), ходьбой с замедлением темпа в пределах 30-50 с и выполнением дыхательных упражнений на расслабление - поднять медленно руки через стороны вверх и опустить вниз (6-8 раз)


развитие двигательных качеств и повышение уровня физической подготовленности.

Быстрота движений, ловкость, гибкость, сила, выносливость имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Двигательные качества играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют проявлению активности, самостоятельности. Развитие умения действовать экономно, проявляя необходимые в конкретных условиях уровень быстроты, ловкости, силы, выносливости, повышает физическую работоспособность, адаптационные возможности детей.