Введение. Общество как сложная динамическая система

План урока:

Общество. Основные сферы общественной жизни. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной

 

C давних пор люди, живя в коллективе, задумывались об особенностях и закономерностях совместной жизни, стремились обеспечить ее организованность и стабильность. Число терминов, которыми обозначают формы совместной деятельности людей, со временем увеличивается. Группа земледельцев, живущих рядом друг с другом и связанных в некоторых случаях ведением общего хозяйства, называлась общиной. Совместное проживание людей в одном месте при коллективном решении коммунальных вопросов называют общежитием. Наряду с этими понятиями существует и понятие общество. Все три слова являются однокоренными и имеют в своей основе понятие «общий», т.е объединяющий людей в некую группу.

Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать, что он является членом группы. Усложнение общественной структуры и появление государства вызывали необходимость обобщить представления об устройстве общества как объекта управления.

Древнегреческие философы Платон и Аристотель сравнивали общество с живым организмом, которое также может болеть, выздоравливать, оказывая влияние на каждого человека и испытывая на себе его воздействие. Действительно, общество представляет собой сложную систему организации жизни людей, в которой действуют свои социальные законы. Под влиянием общества человек становится личностью. Именно в обществе люди развивают речь, приобретают навыки определенного образа поведения.

Человек – существо общественное. Он не может жить изолированно, не взаимодействуя с другими людьми.

Общество – это продукт взаимодействия людей. Общество появилось тогда, когда человек выделился из мира животных.

В современной научной литературе существует множество трактовок понятия «общество». Оно понимается как определенная группа людей, объединившихся для совместного выполнения какой-либо деятельности (общество охотников и рыболовов), и как продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, включающая их многообразные связи и взаимоотношения; как этап в историческом развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество) и как социальная организация какой-либо страны, имеющая определенную структуру (российское общество, германское общество).

С точки зрения мотива совместной деятельности общество –это совокупность индивидов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся их отношения, регулируемые общеобязательными правилами поведения (нормами), поддерживаемые и охраняемые организованной властью.

Американский социолог Э.Шилз считал, что общество – это объединение людей, которое обладает определенными признаками:

1. не является частью крупной системы;

2. браки заключаются между представителями данного объединения;

3. пополняется за счет детей представителей этого объединения;

4. имеет свою территорию;

5. имеет свое название и даже свою историю;

6. обладает собственной системой управления;

7. существует дольше средней продолжительности жизни индивида;

8. его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и прочее), которые находят выражение в определенной культуре.

Указанные критерии можно считать универсальными, так как они подходят к разнообразным объединениям людей, которые существовали в прошлом и существуют сейчас. Эти критерии могут быть применены к таким общественным явлениям, как страна, государство, нация.

Страной обычно называют определенную территорию, имеющую государственную принадлежность. Территориальное единство поддерживается гос.власть РФ. Граждане имеют равные права, подчиняются единым законам. В некоторых случаях граждане России объединяются для выполнения одной общей задачи, например избрания федеральных органов власти – Президента и Государственной Думы.

В отличие от страны государствоявляется политической организацией, осуществляющей управление населением определенной территории. Государство имеет свою систему власти (парламент, правительство), определенный тип отношений с населением (демократия или антидемократический режим), специфику распределения власти по территории (унитарное или федеральное государство).

Нация –это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка, культуры, сознания своего внутреннего единства и отличия от подобных образований. Нации могут существовать в рамках одной территории и государства.

Все многообразные связи между людьми, возникающие в процессе их взаимодействия, называются общественными отношениями.

Разновидности общественных отношений:

- производственные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения, материальных благ;

- политические отношения, возникающие в процессе управления обществом и борьбы за власть;

- брачно-семейные отношения – личные отношения, связанные с рождением и воспитанием детей;

- межнациональные отношения – между представителями разных наций;

-социальные отношения между различными группами (например, богатыми и бедными).

На основе системы общественных отношений можно охарактеризовать структуру общества, под которой понимается совокупность его составных частей:

1. производство материальных и духовных благ;

2. социальные общности – группы людей, объединенные на основе каких-либо общих признаков;

3. политические организации, главное место среди которых занимает государство;

4. институты общества.

В широком смысле институт – совокупность норм, правил поведения в определенной сфере жизнедеятельности человека.

Первичный социальный институт – институт семьи, связанный с воспроизводством человека как биологического вида и его воспитанием и социализацией как члена общества.

Важным общественным институтом выступает политический институт, включающий отношения в сфере управления обществом (правила поведения, которые регулируют внутреннюю жизнь общества и отношения между различными социальными группами).

Экономический институт связан с производством материальных благ, средств к существованию (орудия труда, различные технологии).

Духовный институт связан с удовлетворением духовных потребностей человека, появлением и передачей знаний новым поколениям (культура, наука, религия и образование).

Общество и природа – явления, которые не могут существовать изолированно друг от друга. Под природой понимается все многообразие окружающего мира как на Земле, так и во Вселенной. Природа представляет собой совокупность естественных условий существования всего живого. Она возникла задолго до появления человека. Историю природы можно считать начавшейся с образования Земли и зарождения первых форм жизни на ней.

Сфера общества – это определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей. В науке выделяют четыре сферы общества: экономическую, социальную, политическую и духовную.

Экономическая сфера обществавключает в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности. Первоначально человек брал от природы все в готовом виде. Современные ученые назвали этот способ производства присваивающей экономикой. Важным достижением древних людей стало создание первых орудий труда. Так производство материальных благ разделилось на производство продуктов питания и производство непродовольственных изделий.

Постепенно люди вместо собирательства и охоты начинают заниматься земледелием и скотоводством. Происходит переход от присваивающей экономики к производящей. Происходит первое общественное разделение труда (на землевладельцев и скотоводов).

Если в родовой общине существовали кровнородственные связи между ее членами и общность имущества, то в соседской общине каждая семья обладала обособленным имуществом и собственностью на орудия труда и производимую продукцию, что создало основу для появления частной собственности.

Появились излишки, произошло второе общественное разделение труда. Представители 3 групп людей – земледельцы, скотоводы и ремесленники – при наличии излишков обменивались между собой результатами своего труда. Появляются группы людей (купцы, торговцы), выполняющие роль посредников между тремя группами производителей. Так произошло третье общественное разделение труда.

Обмен между производителями носил сначала натуральный характер. Далее, люди придумали деньги, с помощью которых стали определять стоимость всех вещей.

В 15-17 вв. на смену ремеслу приходит мануфактурное производство, основанное на разделении труда. А в 17-19 вв. во многих странах происходит промышленный переворот – переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Производство становится массовым. Увеличивается и объем потребления. Распределением материальных благ занимается государство. Оно изымает деньги у населения в виде налогов, а затем использует их для поддержания своей жизнедеятельности, содержания аппарата управления, а также для помощи определенным слоям населения.

Социальная сферавключает в себя разнообразные взаимоотношения между различными группами общества. Увеличение объема производства и образование излишков производимой продукции привели со временем к появлению богатых и бедных. Так общество разделилось на группы по имущественному признаку. В современном мире общество может делиться на множество разнообразных групп, выделяемых на основе определенных признаков: уровня доходов, профессии, возраста, политических взглядов и т.д.

Политическая сферасвязана с понятием власти. Составляющий элемент власти – способность одних групп людей и их представителей влиять на другие группы. При этом возможность влияния опирается на обычай или закон. Основным элементом политической системы вступает государство. Оно имеет монополию и может признать невозможным проявление любой другой власти.

Духовная сфера обществавключает в себя отношения, возникающие в процессе создания, освоения и передачи духовных ценностей. Одной из составляющих духовной сферы является культура. В широком смысле культура– совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении своего существования. В узком смысле культура – это совокупность знаний и ценностей, передаваемых последующим поколениям. Сюда входят литература, искусство, архитектура, наука, образование, религия, правила и нормы поведения, сложившиеся в обществе.

Контрольные вопросы:

1. Что такое общество? Как оно возникло?

2. Может ли человек жить вне общества? Представьте себя изолированным от общества. Каким мог бы быть результат такой ситуации?

3. Дайте определение понятия «общество». Какие признаки общества выделил американский социолог Э.Шилз?

4. Сравните понятия «страна», «государство», «нация»

5. Что такое общественные отношения? Каковы их виды? В чем состоит их взаимосвязь?

6. Какова структура общества? Дайте характеристику основных его элементов

7. Приведите примеры групп людей, одни из которых являются обществами, а другие нет. Обоснуйте свое мнение

8. Что такое «институт»? Какие институты Вы знаете?

9. В чем состоит взаимосвязь человека и природы?

10. Защита природы – дело не только государства, но и каждого человека. Как каждый из нас может способствовать охране природы?

11. Что такое власть? В чем отличие власти в первобытном обществе от власти государства?

12. В чем заключается взаимосвязь сфер общества? Могут ли они существовать независимо друг от друга? Обоснуйте свой ответ

 

 

Тема. Многовариантность общественного развития

План урока:

Факторы развития общества. Эволюция и революция. Реформы. Прогресс и его критерии. Типы обществ

 

Развитие общества – это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития. В социологии для характеристики движения общества употребляются понятия «социальное развитие» и «социальные изменения». Первое из них характеризует определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения и совершенствования. Но существует множество других изменений. Например, возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходный период. Эти изменения не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла.

Понятие «социальные изменения» обозначает различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут происходить на уровне межличностных отношений (например, изменения в структуре и функциях семьи), на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержания, и в плане их организации), на уровне малых и больших социальных групп.

Выделяют 4 вида социальных изменений:

1. структурные изменения, касающиеся структур различных социальных образований (семьи, общества в целом);

2. изменения, затрагивающие социальные процессы (отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности);

3. функциональные социальные изменения, касающиеся функций различных социальных систем (изменения в функциях законодательной и исполнительной власти);

4. мотивационные социальные изменения, касающиеся функций различных социальных систем (мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влияние на их поведение, мышление, сознание).

Понятие развития как процесса качественных изменений появилось в средневековой христианской философии. Августин Блаженный сравнивал историю с человеческой жизнью, проходящей этапы детства, юности, зрелости и старости. Начало истории сопоставлялось с рождением человека, а ее окончание (страшный суд) – со смертью.

В эпоху буржуазных революций возникла идея исторического развития, выдвинутая известными французскими просветителями Вольтером и Руссо. Ее развил Кант, который поставил вопрос о развитии нравственности и социальном развитии человека.

Целостную концепцию развития разработал Гегель. Многообразные изменения он находил в природе, но подлинное развитие видел в истории общества, в его духовной культуре.

Развитие общества совершается поступательно, проходя определенные этапы. Каждый последующий этап как бы отрицает предыдущий. По мере развития появляется новое качество, происходит новое отрицание, которое в науке получило название отрицание отрицания. Однако отрицание нельзя считать уничтожением старого. Наряду с более сложными явлениями всегда существуют более простые. С другой стороны, новое, высокоразвитое, возникая из старого, сохраняет все ценное, что в нем было.

Основой развития Маркс считал совершенствование орудий труда (производительных сил), влекущее за собой изменение общественных отношений.

Однако процесс развития нельзя понимать как неукоснительное движение от низшего к высшему. Разные народы на Земле отличаются в своем развитии друг от друга. В зависимости от этого выделяют эволюционное и революционное развитие.

Эволюция –постепенные, медленные количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние. В развитии общества эволюционные изменения проявились в совершенствовании орудий труда, возникновении новых, более сложных форм взаимодействия людей в разных сферах их жизни.

Революция –это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся, в некоторых случаях, на насилие. Революция носит скачкообразный характер.

В зависимости от продолжительности революции бывают кратковременные и долговременные. К кратковременным относятся буржуазные революции в Англии и Франции, социалистическая революция в России 1917 г. Долговременные революции имеют глобальное значение, затрагивают процесс развития разных народов. Первой такой революцией была неолитическая революция, которая продолжалась несколько тысяч лет и привела к переходу человечества от присваивающей экономики к производящей, те от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию.

Промышленная революция в 18-19 вв. произошел переход от ручного труда к машинному.

В характеристике процесса развития применительно к экономике часто выделяют экстенсивный и интенсивный пути развития.

Экстенсивный путь развития связан с увеличением производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных площадей в земледелии.

Интенсивный путьсвязан и использованием новых методов производства, опирающихся на достижения научно-технического прогресса.

Изменения в процессе развития сложны и многообразны. Двумя противоположными тенденциями развития выступают прогресс и регресс.

Под прогрессом понималось развитие человеческого общества по восходящей линии от низших к высшим, более совершенным. Идея прогресса долгое время носила ценностный характер, воплощая в себе высокие цели, идеалы равенства, справедливости, свободы, человеческого достоинства.

Если же в результате процесса развития уменьшается объем полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, сокращается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.

К концу 20-21 вв. понятие прогресса стало включать в себя, идею об освобождении людей от всех видов угнетения, порабощения и насилия. Современные представления о прогрессе предполагают также союз людей с живой и неживой природой, высокие достижения науки и техники, освобождение человечества на этой основе от пагубных физических недостатков, болезней, высокой смертности и т.д.

Понятие «тип» подразумевает форму, которая составляет основу ряда родственных объектов, являясь образцом для предметов определенного вида. В современном мире существуют различные типы обществ:

Простое общество – общество, в котором составные его части однородны; в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структурное деление либо отсутствует, либо находится в зачаточном состоянии. Таким было первобытное общество.

Сложное общество – общество с сильно развитыми структурными элементами, которые взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. В этом обществе происходит деление на богатых и бедных; возникает государство; развитие общества происходит быстрыми темпами.

Дописьменные общества – письменности не было, люди передавали информацию только с помощью речи.

Письменные общества – передача информации с помощью знаков (рисунков, алфавита)

Общество собирателей и охотников существовало в период господства присваивающей экономики в рамках первобытно-общинного строя.

Земледельческие и скотоводческие общества долгие века существовали по соседству друг с другом. Нередко нападали кочевники.

Индустриальное общество основанное на промышленном производстве.

Закрытое общество – неизменная социальная структура, невосприимчивость к нововведениям, консерватизм, догматичная идеология, коллективизм.

Открытое общество характеризуется способностью к обновлению, индивидуализмом и демократической идеологией.

Традиционное общество отличалось преобразованием натурального хозяйства, сословной иерархией, традиционным способом регулирования общественных отношений.

Индустриальное общество сложное общество, основанное на промышленном производстве. Человеку дается весь набор прав и свобод, и только от него зависит, как ими воспользоваться.

В информационном обществе добывание и переработка продуктов природы уступает свое приоритетное значение производству и переработке информации, меняется структура общества.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под категорией «изменение»? Какие виды изменений вы можете назвать?

2. Чем развитие отличается от других видов изменений?

3. Какие виды социальных изменений вы знаете?

4. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы проявлялись в жизни отдельных народов, всего человечества?

5. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития. Почему они не могут существовать один без другого?

6. В чем проявляется взаимосвязь прогресса и регресса?

7. Какой смысл вкладывается в понятие прогресса в наше время?

8. В чем состоит отличие простого общества от сложного?

9. В чем заключаются различия между закрытым и открытым типом?