Лекция 8.

5.5. Постановка тела.

5.5.1. Постановка тела для движения вперёд.

Постановка тела в танце это не только вопрос внешнего вида исполнителя и его здоровья. В первую очередь это один из важнейших элементов техники спортивного танца. Правильная осанка позволяет сфазировать внешние и внутренние силы, действующие на движущуюся систему, пластику тела сделать более выразительной, влияет на точность и музыкальность движений, а также позволяет партнёрам успешно взаимодействовать. Правильная постановка тела позволяет накапливать максимальное количество энергии и использовать её с максимальным КПД.

Движения вперёд сопровождается переходом ib положения равновесия,при котором тело может оставаться в покое сколь угодно долго, в положение устойчивого равновесия,при котором небольшие отклонения вызывают силу, стремящуюся возвратить тело в исходное состояние, но чтобы начать движение необходимо перейти в положение неустойчивого равновесия,во время которого уже небольшие отклонения вызывают силу, стремящуюся увеличить это отклонение.

Исходя из этого обстоятельства, необходимо расположить грудину (центр движения) впереди в пределах площади опоры в положение устойчивого равновесия, а затем усилить тянущее действие в области грудины вперед для начала движения. Эти действия позволят перейти в положение неустойчивого равновесия для начала шага.

В центральной нервной системе (ЦНС) положение устойчивого равновесия формирует состояние ожидания начала движения и мобилизует ОДА, приводя его в состояние готовности к началу движения.

Осанку формирует позвоночник. Отклонения в осанке от нормы влияют на многие функции организма и ОДА. Осанка, прежде всего, влияет на распределение ОЦМ тела относительно площади опоры. Это обстоятельство оказывает существенное влияние на двигательные функции ОДА, не позволяющие решить в полной мере двигательные задачи в танцевальном спорте.

На рисунке представлены типичные виды осанки. Все виды, кроме нормального, совершенно неприемлемы для хореографического искусства. Если танцор, занимающийся спортивным танцем, и имеет отклонения от нормы, то с уверенностью можно прогнозировать проблемы в технике и, что чаще всего происходит, в связи с ростом исполнительского мастерства из-за больших нагрузок возникают заболевания позвоночника. Как правило, к 13 годам проблемные танцоры уже страдают от болей в области позвоночника.

^■Рис. Виды осанки: а— нормальная; г — кифотическая;

б — сутуловатая; д— выпрямленная (плоская) в — лордотическая;

На рисунках представлены типы осанки и изгибов позвоночника. Отклонения от нормы влияют не только на внешний вид танцоров, но, прежде всего, исключают, как ранее указывалось, реализацию основных технических приемов танца. Если в раннем возрасте неокрепший позвоночник испытывает значительные нагрузки, то при неоднократном выполнении одних и тех же движений спортсмен может получить травму.

©Кошелев С.Н. «Биомеханика спортивного танца».




v^Phc. Позвоночный столб (вид сбоку). Изгибы позвоночного столба:

а— нормальное положение (фас);

б— сколиоз;

в— кифоз;

г— лордоз;

д-—■ нормальное положение (профиль)


5.5.2. Постановка тела для движения назад.

Для живых организмов населяющих землю, движение назад является исключительным двигательным действием, т.к. двигательный аппарат на протяжении веков формировался только для движения вперёд. Тем не менее, в спортивном бальном танце движение назад является основным, и оно должно исполняться также естественно, легко и непринужденно как вперёд. При освоении движения назад необходимо понимать то, что нельзя проводить прямую аналогию с движением вперед и использовать эти принципы для движения назад. Для успешного выполнения шагов назад необходимо преодолеть трудности, связанные с анатомическими особенностями опорно-двигательного аппарата человека, приспособленного для движения вперёд и, определённым образом, сбалансировать позицию относительно внешних и внутренних сил, действующих на тело.

Встаньте прямо, подайте ОЦМ тела (общий центр масс тела находится немного выше уровня поснично-кресцового отдела позвоночника) вперёд до проекции на носки ступней (почувствуйте устойчивое равновесие). Освободите одну ногу вытяните её и тянитесь назад включая заднюю часть бедра. Одновременно с ногой потяните шейп назад (сила тянущего действия ноги и шейпа должна быть одинаковой). При этом ОЦМ тела постоянно остаётся в проекции перед площадью опоры (на носки ступней), т.е. впереди исполнителя. Во время движения назад старайтесь контролировать проекцию ОЦМ тела перед собой как в начале движения. Эта позиция тела позволяет контролировать движение, избегать опрокидывания назад и находиться в контакте с партнёром.

Для движения назад необходимо перейти из положения устойчивого равновесия в положение неустойчивого равновесия, одновременно используя тянущее действие шейпа и ноги, но избегать заваливания корпуса назад.

5.5.3. Закрытая позиция ST. (описание)

Распределение масс тела в паре.

Обычно, требования, предъявляемые к закрытой позиции пары, относятся в большей степени к области дизайна пары - линии тела, позиции рук, головы. Это -область эстетических представлений танцоров, тренеров и судей о линиях тела танцевальной пары. Добиваясь определённых взаимных позиций частей тела партнёров, обычно достигаются искомые линии тела, общепринятые в мировом танцевальном сознании и, даже если они не совсем удобны танцорам, то с этим иногда приходится мириться. Однако с началом движения могут возникнуть проблемы. Они связаны, прежде всего, с тем, что на движущееся тело начинают действовать внешние силы, предъявляющие к линиям партнёров определённые требования. Эти требования

©Кошелев С.Н. «Биомеханика спортивного танца».


сформулированы в физических законах, в которых учитываются все силы, действующие на движущееся тело или движущуюся систему. Ранее были подробно рассмотрены некоторые из них. Прежде чем встать в пару, необходимо каждому из партнёров принять позицию, приведённую в главах «5.4.1. Постановка тела для движения вперёд», «5.4.2. Постановка тела для движения назад», а затем приступить к построению линий танцевальной пары.

Позиция партнёров относительно друг друга должна быть максимально приспособлена для решения двигательных задач с учётом действующих на движущееся материальное тело внешних и внутренних сил. С точки зрения физики танцевальная пара, находящаяся в закрытой позиции, является движущейся системой, состоящей из двух субъектов движения, обладающих собственными ОЦМ тела, а также способностью самостоятельно накапливать и использовать энергию. Во время движения на каждого из субъектов действуют внутренние и внешние силы, партнёры должны взаимодействовать друг с другом и пропорционально участвовать в двигательном процессе - другого не дано.

В главе «5.1. Классы движений и их характеристики», говорится о том, что в любом классе движений партнёры совершают вращение вокруг совместной оси. В одних случаях вращения весьма динамичны (Standing Spin), в других едва заметны (Feather Step). Каждый из партнёров должен чувствовать совместное вращение вокруг совместной оси. Понимание того, как функционирует система в каждый конкретный момент движения и как функционируют в этой системе субъекты относительно друг друга, обеспечивает нормальный двигательный процесс.

Совместная ось проходит вертикально между партнёрами в передне-правой области корпуса (линия контакта в паре), таким образом, партнёры принимают закрытую позицию, применяемую в Европейских танцах, немного справа относительно друг друга. При выполнении сильных вращений на партнёров начинают действовать центробежные силы. Чтобы сохранить стабильное вращение партнёрам необходимо создавать друг другу противовес в направлении влево и немного назад, т.е. в диаметрально противоположную друг от друга сторону. На протяжении всего танца позиция партнёров практически не претерпевает каких-либо радикальных изменений. Возможны лишь

необходимые отклонения от канонов
биомеханики, но они

| | персонифицированы для каждого

танцевального дуэта, и рассматривать всё их многообразие не представляется возможным.

^>Рис. Закрытая позиции в Европейской программе.

Находясь в закрытой позиции, партнёры постоянно взаимодействуют с массой друг друга. Ощущение активной массы партнёра даёт ЦНС (центральной нервной системе) информацию для организации двигательных действий

ОДА. Масса партнёра детерминирует двигательные реакции по принципу сенсорной обратной связи и запускает механизм кольцевого сенсорного корригирования. [4] Что позволяет сканировать действия партнёра и вносить коррекцию в собственные действия. По сути, это и есть основная задача тренировочного процесса, в решении которой достигается наилучший способ совместных двигательных действий.

Чтобы достичь полных ощущений необходимо каждому из партнёров растянуть свою передне-правую сторону вверх и немного назад от совместной оси. Корпус примет

©Кошелсв СИ. «Биомеханика спортивного танца».


позицию влево и немного назад в направлении действия центробежных сил. Тогда Партнёр будет ощущать некоторое давление на правую ладонь руки. (Важное замечание - передне-правую сторону необходимо именно вытянуть вверхот опорной правой ноги, но несогнуть спину влево и немного назад). Во время движения партнёры могут совершать вращение вокруг совместной оси с различной угловой скоростью и на них начинают действовать центробежные силы различной мощности. Направление действия этих сил оказывает существенное влияние на построение линий тела в паре. Действие сил протекает в соответствии с третьим законом Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга между собой равны и направлены в противоположные стороны». В закрытой позиции только дама оказывает давление на руку партнёра, и в зависимости от силы и направления давления, у партнёра возникает реакция на действия дамы. Действия дамы детерминируют действия партнёра в направлении построении собственных линий, двигательных действий и наоборот.

Если провести перпендикуляр от ладони правой руки партнёра, согнутой в локте, к совместной оси вращения танцевальной пары, то давление дамы на его ладонь в этом направлении не будет отрицательно сказываться на линиях партнёра. В свою очередь, в соответствии с третьим законом Ньютона «взаимодействия двух тел друг на друга между собой равны и направлены в противоположные стороны», партнёр будет составлять противовес даме в диаметрально противоположном направлении.

Во время сильных вращений на руку партнёра оказывается большое давление со стороны спины дамы. Давление лопатки дамы во время вращения воздействует на согнутый локтевой сустав партнёра и своим давлением стремится выпрямить его. Чтобы рука партнёра не выпрямлялась под действием центробежных сил её необходимо зафиксировать в локтевом суставе (см. «Фиксирующая фаза»). При отсутствии сильного вращения давление всё равно должно ощущаться, но не должно быть чрезмерным. Постоянное давление позволяет массам тела партнёров лучше взаимодействовать, детерминируя реакции на события, связанные с их общим движением.

Насколько важно, чтобы лопатка дамы оказывала давление на правую ладонь партнёра в направлении влево и немного назад? Рассмотрим одну проблему, возникающую у партнёров - подъём и выпячивание правого плеча. Эта позиции не украшает пару и приводит к значительным проблемам во взаимодействии партнёров. Как правило, тренер требует, чтобы партнёр исправил уродливую позу, но, к сожалению, многократные указания тренера и попытки партнёра исправить положение не приводят к желаемому результату. В этом случае дело не в партнёре, а в его даме. Она, показывая правильные линии, в процессе танца создаёт давление на ладонь партнёра назад, а не влево и немного назад на его ладонь. Он вынужден создавать ей противовес в противоположном направлении тоже назад. Но, чтобы удержать её во время исполнения поворотов, партнёр вынужден изменить геометрию руки (выгнуть запястье, добившись того, чтобы дама не соскальзывала с руки), а это, в свою очередь, рефлекторно через систему рычагов руки приводит плечо партнёра вперёд и вверх - такая позиция всего лишь реакция партнёра на неправильные действия дамы. Это его приспособительная реакция и только правильные действия дамы способны исправить линии партнёра. Неверные действия дамы влияют не только на дизайн пары, но, главное, в этой позиции невозможно успешно исполнять ранее перечисленные классы движения, в связи с тем, что всё время приходится преодолевать противодействия со стороны внешних и внутренних сил в неудобной позиции. Такие фигуры как Natural Spin, Pivot и конечно Standing Spin с такими проблемами никогда не будут безукоризненно исполняться. Этот пример показывает насколько важно учитывать в линиях тела танцевальной пары параметры механики в двигательных действиях, а также уметь «читать» движения тела.