В положении устойчивого равновесия тело обладает минимальной потенциальной энергией.

Рассмотрим теперь равновесие тела, опирающегося не на одну точку, как в примере с шаром, а на целую площадку. В этих случаях условие устойчивости



следующее: для равновесия необходимо, чтобы вертикаль, проведенная через центр тяжести, проходила внутри площади опоры тела.

Нарушение этого условия приводит к невозможности сохранения равновесия. Например:

Рис «а». Цилиндр должен опрокинуться потому, что отвесная линия, проведенная через ЦТ, проходит вне его основания.


Рис. «б». Стоящий человек сохраняет равновесие до тех пор, пока отвесная линия из ОЦТ находится внутри площадки, ограниченной краями его ступней,

Рис. «В» Сидящий на стуле человек держит туловище вертикально, ОЦТ туловища находится внутри тела (близ позвоночника, примерно на 20см выше уровня пупка). Отвесная линия, проведенная из ОЦТ вниз, проходит через площадь опоры, ограниченную ступнями и ножками стула. В таком положении можно сидеть. Однако для того чтобы встать, человек должен перенести линию действия силы тяжести внутрь площади, ограниченной ступнями. Для этого необходимо наклонить туловище вперед и одновременно пододвинуть ноги назад (встать можно и, не меняя положения ног, если наклон вперед осуществить резко). [6]

Неустойчивое равновесие -равновесие, при котором уже малое возмущение системы приводят её к отклонению от состояния равновесия и переходу в новое состояние равновесия. То есть, при малом отклонении тела из положения равновесия возникают силы, стремящиеся увеличить это отклонение. Неустойчивое равновесие мобилизует в опорно-двигательном аппарате состояние ожидания движения. Вместо часто используемого в терминологии спортивного танца понятия «Баланс», в этой связи корректно использовать термин «Контроль движения». («У тебя недостаточный контроль движения», «Вы плохо контролируете движение»...).

Контроль движения - понятие, определяющее в спортивном танце способность танцора уверенно управлять движением, выполняя необходимые двигательные действия, предусмотренные техникой танца, в соответствии с музыкальными ритмами, скоростью движения, взаимодействием в паре и т.д. Отсутствие контролируемого движения исполнителей выражается нарушением чёткой ритмической структуры исполняемых фигур, преждевременным или несвоевременным выполнением двигательных действий, отсутствием синхронных действий у партнёров и, соответственно, страдает выразительность танца.


4.4 Тянущее действие - причина шага.

Каждый человек в своей жизни когда-то совершает первый шаг и, начиная с этого момента, этот двигательный акт совершенствуется на протяжении жизни, но принципы передвижения остаются неизменными, а причиной первого шага и всех последующих всегда является нарушение баланса (равновесия).

Спортивный танец содержит сложно координированные двигательные действия, которые, в свою очередь, состоят из единичных двигательных действий, отработка которых является содержательной частью тренировочного процесса. Спортивный танец динамичен и недоработки в выполнении единичных двигательных действий не позволяют танцорам добиться успешного исполнения программы. Одно из них -тянущеедействие. Значение тянущего действия, наряду с другими компонентами, в технике спортивного танца невозможно переоценить, тем не менее, о нём либо не говорят, либо о нём не знают.