ОКошелев СИ. «Биомеханика спортивного танца».


В приведенных графических «таблицах ритмов» на примере ряда танцев, автор создает методически верный материал для исследователей и практиков.

В лекции №7, №8 автор проводит грамотный анализ биомеханических свойств движения исполнителей по дуге при движении вперед и назад, при поворотных и вращательных движениях. При этом специалисту-практику становится понятно, что условием для качественного исполнения движения, (например, вращения) является биомеханика: объяснение взаимодействия центробежной и центростремительной сил, определение «момента силы» и влияние этих позиций на создание скорости движения.

Автору удалось получить с помощью научного подхода толкование такого важнейшего движения танцующего как СВМР и с помощью биомеханических законов движения по-новому определить это понятие как «Движение свободной (маховой) ноги относительно ведущей стороны». При этом тянущее действие ведущей стороны определяет направление любого шага с внешней стороны и диктует ноге направление шага.

В работе Кошелева С.Н. определены такие понятия как «точность положения в паре», «соосность пары» (соблюдение параллельности фронтальной и сагиттальной плоскостей).

Известно, что при создании легкого движения исполнители и тренеры уделяют большое значение работе стопы. И здесь работа Кошелева С.Н. дает специалистам серьезную поддержку и научное разъяснение движения стопы при движениях.

Лекция № 8 имеет описательно-познавательный характер и, безусловно, направлена на то, чтобы изучающие танец могли точно квалифицировать типичные осанки человек, и могли влиять на формирование постановки тела для исполнения тех или иных спортивных движений.

На мой взгляд, удачным является размещение в работе и словаре специальных терминов. Достаточно полной является также библиография работы.

Таким образом, могу высказать мнение, что работа Кошелева Сергея Николаевича является первой в России работой, изучающей биомеханические свойства движения в спортивном танце. Работа написана доступным языком, выстроена логически верно, привлекает много научного материала, основана на конкретных фигурах Европейских танцев.

Полезность данного вида исследований очевидна, так как может принести большую практическую пользу педагогам-практикам, судьям и, конечно, спортсменам-исполнителям.

Трубин Владимир Игоревич

доцент Владимирского Государственного педагогического университета, Заслуженный работник культуры России, судья по спортивному танцу Всероссийской категории.


Биомеханика спортивного танца.

Человек, не столкнувшийся в своем развитии и воспитании с научными знаниями, не обладает структурами мышления. Наука несёт не только знания, как устроен мир, она несёт образцы рассуждения, образцы рациональности.

Капица СП.

Лекция 1.

Вступление.

Биомеханика движений человека представляет собой частную науку, находящуюся на стыке наук: медицины, физики, математики, физиологии, биофизики. Она вовлекает в свою сферу различных специалистов, таких как инженеры, конструкторы, технологи, программисты и др. Биомеханика базируется на данных экспериментальных исследований, важнейшими из которых являются оценка различных видов двигательной деятельности человека, управления ими; определение свойств биомеханических систем при различных способах деформирования; результаты, полученные при решении медико-биологических задач.

Изучение движений человека и животных началось задолго до рождения Леонардо да Винчи, но именно с ним связано зарождение биомеханики как науки. Он гениально описал кинематику движений человека, впервые указал на то, что скелет представляет собой систему рычагов, которые приводятся в действие прикреплёнными к ним мышцами. В дальнейшем, по мере развития науки появилось много исследований в этой области во всём мире. Были написаны фундаментальные работы и учебники, по которым готовят специалистов в медицинских и спортивных учебных заведениях.

Биомеханика - это раздел биофизики, в котором изучают механические свойства тканей, органов и систем живого организма и механические явления, сопровождающие процессы жизнедеятельности. Пользуясь методами теоретической и прикладной механики, эта наука исследует деформацию структурных элементов тела, течение жидкостей и газов в живом организме, движение в пространстве частей тела, устойчивость и управляемость движений, и другие вопросы, доступные указанным методам. На основе этих исследований могут быть составлены биомеханические характеристики органов и систем организма, знание которых является важнейшей предпосылкой для изучения процессов регуляции. Учёт биомеханических характеристик даёт возможность строить предположения о структуре систем, управляющих физиологическими функциями.

До последнего времени основные исследования в области биомеханики были связаны с изучением движений человека и животных. Однако сфера приложения этой науки прогрессивно расширяется; сейчас она включает в себя также изучение дыхательной системы, системы кровообращения, специализированных рецепторов и

т.д.

Особенно плодотворно применяется классическая механика твердого тела в изучении движений человека. Часто под биомеханикой понимают именно это её приложение. При изучении движений биомеханика использует данные антропометрии,


анатомии, физиологии нервной и мышечной систем и других биологических дисциплин. Поэтому часто, может быть, в учебных целях в биомеханику опорно-двигательного аппарата (ОДА) включают его функциональную анатомию, а иногда и физиологию нервно-мышечной системы, называя это объединениекинезиологией.

Количество управляющих воздействий в нервно-мышечной системе огромно. Тем не менее, нервно-мышечная система обладает удивительной надёжностью и широкими компенсаторными возможностями, способностью не только многократно повторять одни и те же стандартные комплексы движений (синергии),но и выполнять стандартные произвольные движения, направленные на достижение определённых целей. Помимо способности организовать и активно заучивать необходимые движения, нервно-мышечная система обеспечивает приспособляемость к быстро меняющимся условиям окружающей и внутренней среды организма, изменяя применительно к этим условиям привычные действия. Эта вариативность имеет не только пассивный характер, но обладает чертами активного поиска, осуществляемого нервной системой, когда она добивается наилучшего решения поставленных задач. Перечисленные способности нервной системы обеспечиваются переработкой в ней информации о движениях, которая поступает по обратным связям, образованной сенсорной афферентацией. Деятельность нервно-мышечной системы отражается во временной, кинематической и динамической структурах движений. Благодаря этому отражению становится возможным, наблюдая механику, получить информацию о регуляции движений и её нарушениях. Такой возможностью широко пользуются при диагностике заболеваний, в нейрофизиологических исследованиях с помощью специальных тестов при контроле двигательных навыков и обучаемости инвалидов, спортсменов, космонавтов и в ряде других случаев.

Для чего нужна биомеханика? Всесторонние исследования двигательных действий человеческого организма раскрывают закономерности взаимодействия различных систем организма человека в различных условиях. Прикладные исследования разрабатывают рекомендации наилучших способов реализации техники различных видов спорта для того, чтобы добиться максимального уровня мастерства, как тренерам, так и спортсменам. Но главное - биомеханика служит связующим звеном между теорией и практикой физического воспитания, спорта и массовой физической культуры. Опираясь на знание биомеханики, педагогу легче учить своих воспитанников. Но для этого необходимо уметь анализировать двигательную деятельность и указать направление активного поиска, сформировать двигательную задачу и, на базе основ биомеханики, необходимые основы техники. Тренер должен уметь, говоря на профессиональном языке, читать движения. Проведу аналогию с музыкой. Неспециалист воспринимает фонограмму музыкального произведения эмоционально. А профессионал-музыкант различает голоса разных инструментов, тонко оценивает согласованность их звучания, замечает ошибки и, кроме того, может «мысленно услышать» звуки, записанные на нотных линейках. Так и специалист по физическому воспитанию должен уметь «мысленно увидеть» движение, если зарегистрированы его характеристики (траектория, скорость, сила и т. д.). [12]


1. Основы биомеханики спортивного танца.

Биомеханика спорта изучает возможности организма человека, его двигательного аппарата, взаимосвязанное функционирование всех систем организма, направленные на достижение наилучшего спортивного результата. Существуют исследования посвященные биомеханике различных видов спорта.

В исследованиях биомеханики спортивного танца были использованы научные работы, связанные с данной тематикой, а также исследования и разработки биомеханики различных видов спорта. В биомеханике некоторых видов спорта (лёгкая и тяжёлая атлетика, различные виды единоборств, велоспорт и др.) используются инструментальные методы исследования, благодаря чему определяются наилучшие способы двигательных действий и способы их достижения, что, имея в виду некоторые общие признаки локомоций, позволило привлечь эти исследования к рассмотрению проблем спортивного танца. В биомеханике спортивного танца нет необходимости прибегать к столь сложным и дорогостоящим исследованиям. В основе двигательных действий в спортивном танце лежит обыкновенный шаг - простая ходьба. Процесс ходьбы всесторонне изучен, и эти исследования приведены в соответствующих работах авторов (см. Библиографию).

Биомеханика спортивного танца определяет принципы движения в соответствии с техническими требованиями танцевальной программы и объясняет закономерности двигательных действий спортсменов, а также взаимодействие партнёров. При изучении закономерностей двигательных действий в спортивных танцах использовались описания фигур, изложенные в соответствующей литературе по европейской и латиноамериканской программам. Авторы этих книг определили основные внешние признаки кинематики движений танцоров и предложили подробные описания последовательности шагов и определили, что и в каком порядке необходимо выполнять, но двигательные процессы, протекающие в опорно-двигательном аппарате человека, намного сложнее, чем они представлены в учебниках описывающих технику танца. За рамками описания фигур и техники танцев осталось большое количество факторов влияющих качественные характеристики двигательных действий исполнителей. Что происходит с движущимся телом танцора, как функционирует опорно-двигательный аппарат, по каким канонам партнёры взаимодействуют друг с другом? К сожалению, в публикациях эти вопросы не рассматриваются. Они являются своеобразным реестром фигур, описывающим основные шаги, что является главным их достоинством. Отсутствие информации о построении двигательных действий приводит к разнообразной интерпретации их исполнения, а используемые на их основе упражнения для отработки единичных двигательных действий и комплекса движений усугубляют ситуацию. Биомеханика спортивного танца определяет закономерности двигательных действий и наилучшие способы решения двигательных задач направленных на совершенствование техники танца.

При изучении работ по биомеханике движений человека были использованы материалы, связанные с решением двигательных задач техники танца. Это позволило существенно сконцентрировать и оптимизировать объём информации, сделав его доступным для изучения. Знания законов биомеханики является главным условием при подготовке тренеров и танцоров любого уровня. При оценке исполнительского мастерства судьи, обладая необходимыми знаниями в этой области, могут использовать их в качестве дополнительных инструментальных критериев в судейской работе.


2. Исторические сведения.

Программа спортивных танцев формировалась на основе бытового танца, в котором использовались привычные для человека шаги, исполняемые в музыкальном сопровождении и в определённой последовательности. Первые учителя танцев, будучи хорошими исполнителями, эмпирически определяли оптимальные способы исполнения танцевальных шагов, фиксировали свои наблюдения и использовали их в учебной работе. Эти исследования позволили развить представления о процессах, возникающих во время исполнения дуэтного танца, которые были систематизированы в учебниках, частично определивших положения техники танцев. Появление учебников устанавливало международный танцевальный стандарт, что, в свою очередь, привело к возникновению соревновательной формы танца.

Прямохождение человека и простые шаги являются основным способом передвижения. Простота и привычность действий, совершаемых при выполнении простого шага, не производят впечатления сложного двигательного процесса. Мы не задумываемся над тем, как это происходит — каждый ходит как может и этого достаточно, но не везде и не всегда. Различные виды деятельности, требуют создания определённых способов решения конкретных двигательных задач, в том числе в спортивном танце. При исполнении танцевальной программы необходимо обращать внимание на множество факторов, влияющих на точность, согласованность и красоту движений партнёров. Для этого необходимо обладать конкретными знаниями для достижения совершенной техники.

Двигательные действия человека изучались на протяжении многих веков. Каждое поколение исследователей привносило свои научные знания в фундамент биомеханики. На протяжении веков наука развивалась по многим самостоятельным направлениям, инструментарий учёных всё время совершенствовался, а на стыке наук делались открытия. В настоящее время используются самые передовые методы исследований, в том числе компьютерные. Обратимся к этапам истории возникновения биомеханики как науки.

2.1. Становление биомеханики.

Биомеханика - одна из самых старых ветвей биологии. Её истоками были работы Аристотеля и Галена, посвященные анализу движений животных и человека. Но, благодаря работам одного из самых блистательных людей эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи (1452-1519) - биомеханика сделала свой следующий шаг. Леонардо особенно интересовался строением человеческого тела (анатомией) в связи с движением. Он описал механику тела при переходе из положения сидя к положению стоя, при ходьбе вверх и вниз, при прыжках и, по-видимому, впервые дал описание походок.

Р. Декарт (1596-1650) создал основу рефлекторной теории, показав, что причиной движений может быть конкретный фактор внешней среды, воздействующий на органы чувств. Этим объяснялось происхождение непроизвольных движений.

Д. Борели (1608-1679) - врач, математик, физик. В своей книге «О движениях животных», по сути, положил начало биомеханики как отрасли науки. Он рассматривал организм человека как машину и стремился объяснить дыхание, движение крови и работу мышц с позиций механики.

Первые шаги в подробном изучении биомеханики движений были сделаны лишь в конце 19 века немецкими учёными Брауном и Фишером. Они разработали совершенную методику регистрации движений, детально изучили динамическую


сторону перемещений конечностей и общего центра тяжести (ОЦТ) человека при нормальной ходьбе. [7]

И.М. Сеченов разработал теорию причинности (детерминизма)и, по его мнению, каждое явление в организме возникает в ответ на какой-либо причинный фактор, ответом на который является рефлекс. И.М. Сеченов рассматривал проблему научения с позиций физиологии. Учёный интерпретировал свои эксперименты не только с точки зрения сущности нервных и мускульных процессов, но и с позиций психологии, сущности поведения. И.М. Сеченов показал, что рефлекс, лежащий в основе двигательного акта, должен быть соотнесён с «чувствованием», которое, по его мнению, «...повсюду имеет значение регулятора движения, иными словами первое вызывает последнее и видоизменяет его по силе и направлению». Он не ограничил задачу физиологии и психологии изучением отдельных движений, указав на необходимость изучения явлений более высоких порядков, когда «чувствование превращается в повод и цель, а движение — в действие». Теория детерминизма в последствии была развита основоположником учения о невризме. И.П. Павловым, который перенёс учение о рефлексах на всю нервную систему в целом и доказал в классических экспериментах на собаках рефлекторную природу всей жизнедеятельности организма и возможность изменения рефлекторных реакций в зависимости от условий внешней среды.

Идеи И.М. Сеченова о механизмах научения послужили основой для работ И.П. Павлова и В.М. Бехтерева, исследовавших механизмы формирования рефлексов с позиций неврологии и физиологии. Подходы к изучению проблемы у них были разные, различались и применявшиеся термины, хотя оба учёных изучали механизмы приспособительного поведения и научения.

Ставшие классическими эксперименты И.П. Павлова и учёных его школы позволили выяснить, что одним из ведущих механизмов научения являются условные рефлексы. Была выявлена способность рецепторов к тонкой дифференцировке раздражителей, чем обеспечивалась точность реакций; сформулировано понятие динамического стереотипа,позволившее объяснить сложные реакции, состоящие из цепочек одновременных и последовательных более простых реакций. Чрезвычайно важным было установление роли подкрепления в формировании условного рефлекса. (Рефлекс от лат. Reflexus - отражение - ответная реакция организма на то, или иное раздражение, которое происходит при участии нервной системы).

Старое толкование связи причины и следствия, принятое в логике и механике, получило в сфере психологии новую, диалектическую трактовку: вызывая ожидание будущего поощрения, подкрепление превращается в причину, которая проявляется после следствия, действия, которое оно вызывает и, вызов поощряет.

Павловские работы обосновали сигнальную функцию условного раздражителя. В традиционной, декартовской, механической схеме рефлекса раздражитель рассматривался как носитель энергии, возбуждающий орган и вызывающий реакцию. И.П. Павлов показал, что кроме пусковой энергии раздражитель несёт и пусковую информацию, которая позволяет различать раздражители, ориентироваться во внешней среде. Раздражитель следует понимать как сигнал (это требование отразилось в названиях - «первая и вторая сигнальные системы»). Сигнальную функцию следует считать одним из наиболее важных свойств рефлекса.

К.Х. Кокчеев изучал биомеханику патологических походок, используя методику Брауна и Фишера.

П.Ф. Лесгафт создал биомеханику физических упражнений, разработанную на основе динамической анатомии. [7]


Н.А. Бернштейн дал теоретическое обоснование процессов управления движениями с позиций общей теории больших систем. Его исследования позволили установить чрезвычайно важный принцип управления движениями, общепризнанный в настоящее время, а нейрофизиологические концепции послужили основой формирования современной теории биомеханики движений человека.

Эти исследования проводились и проводятся у нас в стране и зарубежом многими исследователями и учёными. Их работы расширяют знания о природе двигательных действий человека.

Лекция 2.

3. Теоретический раздел.

Обучение технике спортивного танца не являются исключением из общих принципов обучения двигательным действиям. Эти принципы базируются на фундаментальных исследованиях, проводимых учёными в разные века.

В настоящее время трудно достичь хорошего результата в спорте без знаний фундаментальных наук, которые являются составными частями теории обучения двигательным действиям. Теория биомеханики содержит необходимые знания для практической работы тренеров и судей спортивного танца.

3.1. Оси и плоскости человеческого тела.

В теоретической и практической медицине для описания тела человека, внутренних органов, а также их расположения внутри тела используются построения осей и плоскостей человеческого тела. Использование построения осей и плоскостей человеческого тела в спортивном танце дают возможность тренерам и спортсменам расширить поиск скрытых проблем совместного танца. Точнее определить решение двигательных задач и использовать их при анализе технических проблем и взаимообусловленных двигательных действий спортсменов.

Основные плоскости телаориентируются в системе трёх взаимно перпендикулярных осей: вертикальной и двух горизонтальных - поперечной и глубинной, или переднезадней.

Вертикальная плоскость,

проходящая через переднюю срединную (Y) и позвоночную (Z) линии, а также всякая плоскость, параллельная ей, называются сагиттальными.Они разделяют тело на правую и левую части.

Вертикальная плоскость,

проходящая перпендикулярно

сагиттальной, а также всякая плоскость
параллельная ей, называются

 
 

фронтальными.Они разделяют тело на переднюю и заднюю части.

Горизонтальные плоскости,

проходящие перпендикулярно сагиттальной и фронтальной, называются трансвереальными плоскостями (поперечными).Они разделяют тело на верхнюю и нижнюю части.


11

> Продольной осью (Z)называется линия пересечения фронтальной и сагиттальной
плоскостей.

> Фронтальной осью(X) называется линия пересечения фронтальной и
трансверсальной плоскостей.

> Сагиттальной осью (Y)называется линия пересечения сагиттальной и
трансверсальной плоскостей. [8]

3.2. Внешние силы и силы реакции опоры.

Тема данного раздела связана с основным двигательным действием, применяемым во всех танцах Европейской программы, и является основным компонентом техники бального танца - «ПОДЪЁМ И ОПУСКАНИЕ». Подъём и опускание. Этому двигательному действию уделяется много внимания со стороны лекторов на различных конгрессах, об этом постоянно говорят своим ученикам тренеры, судьи пристально следят за работой стопы. Почему?! Потому что именно это двигательное действие обеспечивает контроль скорости и ритма движения, обеспечивает синхронность шагов партнёров - всем известно насколько эти и другие компоненты важны для танцевального здоровья спортсменов и успешного выступления на соревнованиях. Рассмотрим это двигательное действие в изложении различных авторов:

> Алекс Мур «ТЕХНИКА БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ»

Подъем и опускание. Это те подъем и опускание, которые вырабатываются стопами, ногами и корпусом.