III. Основы организации физического воспитания в вузе
Физическая культура выполняет следующие социальные функции:
· преобразовательно-созидательную –обеспечивает необходимый уровень физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления здоровья, подготовку к профессиональной деятельности;
· интегрально-организационную -возможность объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для участия в совместной физкультурно-спортивной деятельности;
· проективно-творческую –возможность участия в физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;
· проективно-прогностическую –расширяет эрудицию студентов в сфере физической культур, побуждает активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональной деятельностью;
· ценностно-ориентационную –формирует профессиональные и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;
· коммуникативно-регулятивную -формирует процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участниковфизкультурно-спортивной деятельности, отвлечения от вредных привычек;
· социализации –позволяет включить индивид в систему общественных отношений с целью приобретения им социокультурного опыта и формирования социально ценных качеств.
IV. Обязательные тесты физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений
Тест на скорость, силу и выносливость | Оценка в очках | ||||
Мужчины | |||||
Бег 100 м (с) Подтягивание на перекладине (число раз) Бег 3000 м (мин.,с) | 13,2 | 13,6 | 14,0 | 14,3 | 14,6 |
Женщины | |||||
Бег 100 м (с) Поднятие туловища из положения «лежа на спине», руки за головой, ноги закреплены (число раз) Бег 2000 м (мин.,с) | 15,7 10,15 | 16,0 10,50 | 17,0 11,15 | 17,9 11,50 | 18,7 12,10 |
Примечание: Упражнения и тесты по профессионально-прикладной подготовке, а также для студентов специального учебного отделения определяет кафедра физического воспитания.
V. Контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений
Тест | Оценка в очках | ||||
Мужчины | |||||
Бег 5000 м | 2 1,3 | 22,30 | 23,30 | 24,50 | 25,40 |
Бег на лыжах 5 км или 10 км | 23,50 50,00 | 25,00 52,00 | 26,25 55,00 | 27,45 58,00 | 28,30 б/вр. |
Плавание 50 м или 100 м | 40,0 1,40 | 44,0 1,50 | 48,0 2,00 | 57,0 2,15 | б/вр. 2,30 |
Прыжки в длину с места (см) | |||||
Прыжки в длину с разбега (см) или в высоту | |||||
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (число раз) | |||||
Переворот силой в упор на перекладине (число раз) | |||||
Поднимание в висе ног до касания перекладины |
Тест | Оценка в очках | |||
Женщины |
Бег 3000 м (с) | 19,0 | 20,15 | 21,0 | 22,0 | 22,30 |
Бег на лыжах 3 км или 5 км | 18,00 31,00 | 18,30 32,30 | 19,30 34,15 | 20,30 36,40 | 21,00 б/вр. |
Плавание 50 м или 100 м | 0,54 2,15 | 1,03 2,40 | 1,14 3,05 | 1,24 3,35 | б/вр. 4,10 |
Прыжки в длину с места см) | |||||
Прыжки в длину с разбега (см) или в высоту | |||||
Подтягивание в висе лежа (перекладина на высоте 90 см) (число раз) | |||||
Приседания на одной ноге с опорой одной рукой о стенку (число раз) |
Контрольные вопросы:
1. Физическая культура: определение, результат деятельности в физической культуре, совокупность ценностей, представляющих физическую культуру.
2. Компоненты физической культуры:
· Физическое воспитание;
· Физическое развитие;
· Профессионально-прикладная физическая культура;
· Оздоровительно-реабилитационная физическая культура;
· Фоновые виды физической культуры;
· Средства физической культуры.
3. Структура физической культуры личности.
4. Операциональный компонент физической культуры личности.
5. Мотивационно-ценностный компонент физической культуры личности.
6. Практико-деятельностный компонент физической культуры личности.
7. Система мотивов в области компонент физической культуры личности.
8. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре.
9. Уровни проявления компонент физической культуры личности.
10. Социальные функции компонент физической культуры личности в университете.