Тема 3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА. КОНТРОЛЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Рис. 1.1. Примерная организационная структура коммерческого банка

Рассмотрим основные принципы работы коммерческого банка.

Коммерческий банк работает в пределах реально имеющихся ресурсов в условиях рыночных отношений с клиентами. Т.е. он осуществляет все операции в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах. Возможность совершения специфических банковских операций (ипотечных, инвестиционных) жестко детерминирована структурой пассивов, что требует от банка серьезной работы по выбору источников формирования своих ресурсов. Отсюда острая борьба за ресурсы и поиск наиболее рентабельных сфер вложения их.

Работать в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при этом поддержание своей ликвидности, банк может только обладая высокой степенью экономической самостоятельности при полной экономической ответственности за результаты деятельности при условии регулирования его деятельности косвенными экономическими методами. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение прибылью, остающейся после уплаты налогов.

По своим обязательствам банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые в соответствии с действующим законодательством может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций банк берет на себя.

Государство определяет ”правила игры” для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

Функции коммерческого банка это посредничество в кредите, стимулирование накоплений в хозяйстве и посредничество в платежах между самостоятельными субъектами и в операциях с ценными бумагами.

Коммерческие банки, имея спрос на кредитные ресурсы, должны максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения и сформировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств на основе ограничения текущего потребления, гибкой депозитной политики и обеспечения высоких гарантий надежности своим клиентам.

Выступая в роли финансового брокера, банки выполняют посреднические операции по купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента. Если банк берет на себя роль инвестора, то он занимается организацией выпуска ценных бумаг, куплей-продажей их от своего имени и за свой счет.

Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на территории РФ определен законом ”О банках и банковской деятельности в РСФСР”, в соответствии с которым действует лицензионный порядок осуществления банковской деятельности. Все операции банков могут производиться только на основании специальной лицензии ЦБР, что вызвано повышенным риском операций банков и влиянием, которое они оказывают на уровень платежеспособного спроса в экономике. Коммерческий банк считается созданным и приобретает статус юридического лица после регистрации его устава в ЦБР.

Ключевыми вопросами процесса лицензирования являются анализ информации относительно следующих аспектов создаваемого кредитного учреждения: состав основных акционеров банка, источники первоначально инвестируемого капитала, компетентность руководства, круг предполагаемых операций и стратегия банка, правильность оценки банковских активов по их рыночной стоимости, политика по созданию резервов на случай возникновения сомнительной задолженности и др.

В лицензии указываются сроки ее действия, условия их продления, возможность внесения в нее поправок или ее аннулирования. Особо могут быть оговорены порядок утверждения центральным банком кандидатур на высшие руководящие посты, механизм слияний, а также изменения названия, возможности уменьшения оплаченного капитала.

Учредители берут на себя оформление всех необходимых для создания банка документов, формирование его уставного капитала, обеспечение материально-технической базы, определение круга клиентов и видов, совершаемых банком операций и решение других вопросов.

В течение года уставный фонд банка должен быть оплачен полностью. До этого банк не имеет право открывать филиалы, увеличивать размер Уставного фонда, участвовать в формировании капитала других юридических лиц, принимать дополнительных участников, принимать вклады населения, эмитировать собственные векселя, чеки, облигации, выдавать поручительства и гарантии, оказывать брокерские услуги и обращаться за расширением лицензии.

В особом порядке выдаются лицензии на открытие на территории РФ банков с участием иностранных инвестиций.

Уставный фонд банков формируется путем выпуска и реализации акций.

Акция – ценная бумага без установленного срока обращения, свидетельствующая о внесении средств в уставный фонд акционерного банка, дающая право ее владельцу на получение части прибыли в виде дивиденда и на участие в управлении.

Акции банка независимо от порядкового номера и времени выпуска должны иметь одинаковую номинальную стоимость в рублях, если они предоставляют право голоса на собрании акционеров. Это требование распространяется и на привилегированные акции, если уставом банка они наделены правом голоса

Цена акций одного типа и в рамках одного выпуска должна быть единой. При реализации акций первым владельцам их цена не может быть ниже номинальной стоимости.

Акционерные банки могут выпускать обыкновенные и привилегированные акции. Акции являются именными в том случае, если для реализации имущественных прав, связанных с их владением, необходима регистрация имени владельца акции в книгах учета эмитента или по его поручению в организации, осуществляющей профессиональную деятельность по ценным бумагам. Передача именной ценной бумаги от одного владельца к другому отражается изменением соответствующих записей в учете и в реестре.

Владелец акции имеет право на часть полученной банком прибыли – дивиденды.

В случае ликвидации эмитента владелец акций имеет право на часть имущества эмитента, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов и владельцев привилегированных акций, в объеме пропорциональном доли имеющихся у него акций в уставном фонде банка.

Владелец акции имеет право голоса на общем собрании акционеров, участия в выборах органов управления и ревизионной комиссии.

Акция неделима. В случаях, когда одна и та же акция принадлежит нескольким лицам, она признается их общей совместной собственностью. Владельцы акции могут осуществлять свои права через одного из них или через общего представителя. Отношения между владельцами акции – порядок владения, пользования и распоряжения общей долевой собственностью регулируется статьями Гражданского кодекса.

Обыкновенная акция дает один голос при решении вопросов на собрании акционеров и участвует в распределении чистой прибыли после пополнения резервов и выплаты дивидендов по привилегированным акциям. Однако следует отметить, что размер дивидендов по обыкновенным акциям зависит от результатов работы акционерного банка. При плохой работе банка (по итогам года не имел прибыли) дивиденды по обыкновенным акциям вообще могут не выплачиваться. Собрание акционеров может принять решение о невыплате дивидендов по обыкновенным акциям и при наличии прибыли по результатам работы за год. Это может быть в первые годы работы банка, когда идет его становление и акционеры заинтересованы в увеличении собственных средств банка для расширения его активных операций.

Привилегированные акции дают право своим владельцам на получение дивидендов в размере не менее заранее установленного твёрдого процента к их номинальной стоимости (этот процент должен устанавливаться при выпуске привилегированных акций), независимо от суммы полученной акционерным обществом прибыли в соответствующем году. В случае недостаточности прибыли выплата дивидендов по привилегированным акциям производится за счет резервного фонда, а при недостаточности средств резервного фонда может переноситься на следующий год и выплачиваться за счет прибыли следующего года.

Владелец привилегированной акции имеет право на первоочередное (по сравнению с другими акционерами) удовлетворение требований по акциям в случае ликвидации акционерного общества. Он также может иметь иные права, определяемые условиями выпуска акций и уставом эмитировавшего их акционерного банка.

Но при этом, владелец привилегированной акции не имеет права участвовать в управлении акционерным банком, если иное не предусмотрено его уставом.

По действующим нормативным документам, регулирующим выпуск и обращение ценных бумаг коммерческих банков на территории Российской Федерации, в уставном капитале банка номинальная стоимость размещенных привилегированных акций должна составлять не более 25% от уставного капитала. Если уставом банка привилегированные акции наделяются правом голоса, то количество голосов, каким может обладать владелец этих актов, должно быть закреплено в уставе банка.

Если необходима конвертация привилегированных акций в обыкновенные, то они должны пройти процедуру замены, т.е. должны быть погашены, а взамен выданы обыкновенные акции.

Порядок выпуска акций банка, создаваемого при разделении или выделении банка, а также порядок и условия конвертации акций реорганизуемого банка, создаваемого путем разделения, определяется советом директоров (наблюдательным советом) реорганизуемого банка и утверждается его общим собранием.

Оплата акций банка при его учреждении производится его учредителями по номинальной стоимости.

Увеличение уставного капитала банка может осуществляться путем увеличения номинальной стоимости уже размещенных акций или размещения дополнительных акций. Решение об этом принимается общим собранием акционеров банка.

При увеличении или уменьшении уставного капитала банка путем увеличения или уменьшения номинальной стоимости размещенных акций обязательно оформляются новые регистрационные документы.

Процедура размещения акций бывает различной для акций, сопровождающих учреждение акционерного банка или преобразование паевого банка в акционерный (что также следует расценивать как учреждение акционерного банка), и для акций, сопровождающих последующее увеличение уставного фонда.

Эти отличия будут связаны в первую очередь с формой проведения подписки на акции, а также с организационно-правовой формой, в которой создается или осуществляет свою деятельность коммерческий банк,

Выпуск ценных бумаг (эмиссия) осуществляется путем:

· частного размещения без публичного объявления, без проведения рекламной кампании, публикации и регистрации проспекта эмиссии среди заранее известного ограниченного числа инвесторов и на ограниченную сумму;

· открытого размещения с публикацией и регистрацией проспекта эмиссии среди потенциально неограниченного числа инвесторов и на сумму.

Что касается установленных ограничений по объему подписки, то от них можно абстрагироваться, поскольку Банком России принята вторая ограничительная норма по минимальному размеру капитала коммерческих банков.

Поэтому актуальным остается только количество инвесторов и порядок их участия в подписке на акции.

Открытость или закрытость подписки на акции не следует отождествлять с организационно-правовой формой деятельности банка (открытое или закрытое акционерное общество).

Основными отличительными признаками, которыми следует руководствоваться при определении закрытости или открытости акционерного общества, являются:

· порядок проведения подписки на акции при формировании уставного капитала общества;

· порядок переуступки акций общества.

Уставный фонд акционерного банка закрытого типа формируется за счет продажи акций учредителям. Эти акции могут переходить от одного лица к другому с согласия большинства акционеров. Именно это является признаком закрытости общества.

При проведении подписки на акции закрытого общества в условиях расширения круга инвесторов эмитент ценных бумаг – акционерный банк закрытого типа должен зарегистрировать и опубликовать проспект эмиссии в том же порядке, который предусмотрен для открытой подписки на ценные бумаги.

На наш взгляд, более простым и правильным при выборе критериев, определяющих открытость и закрытость подписки, должны быть не количество инвесторов и объем формируемого путем выпуска акций капитала, а ограниченность или неограниченность потенциальных инвесторов, принимающих участие в подписке на акции.

Выпуск акций для увеличения УФ акционерного банка может осуществляться лишь после полной оплаты акционерами всех ранее выпущенных банком акций.

При регистрации и продаже акций банка, связанных с увеличением уставного фонда банк платит налог в % от номинального объема выпуска.

В случае если регистрация выпуска акций банка производится без регистрации проспекта эмиссии, действия банка-эмитента включают:

· принятие решения о выпуске акций;

· регистрацию выпуска акций;

· изготовление сертификатов акций (для документарной формы выпуска);

· реализацию акций;

· регистрацию отчета об итогах выпуска.

Регистрация выпуска акций должна сопровождаться проспектом эмиссии при условии: либо число акционеров больше 500, либо общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Если регистрация выпуска акций сопровождается регистрацией проспекта эмиссии, то в действия банка-эмитента входят:

· принятие решения о выпуске;

· подготовка проспекта эмиссии;

· регистрация выпуска акций и проспекта эмиссии;

· издание проспекта эмиссии и публикация сообщения в средствах массовой информации о выпуске акций;

· изготовление сертификатов акций (для документарной формы выпуска);

· реализация акций;

· регистрацию отчета об итогах выпуска;

· публикация итогов выпуска.

К исключительной компетенции общего собрания акционеров отнесено утверждение итогов эмиссии.

Данные полномочия общего собрания акционеров не могут быть делегированы Совету директоров банка. Однако акционерное собрание банка может уполномочить Совет директоров банка в промежутке между годовыми собраниями акционеров принимать решения об установлении периодов осуществления выпусков акций и их объемах с установлением максимального прироста Уставного фонда за год.

В проспекте эмиссии, составленном на каждое увеличение уставного фонда, должна быть ссылка на решение собрания акционеров и указан общий размер увеличения уставного фонда, принятый на этом собрании.

В решении о выпуске акций необходимо указать:

· объем выпуска;

· тип выпускаемых акций (обыкновенные, привилегированные и т.д.);

· количество акций и общая сумма в целом и по типам. Объем обыкновенных и привилегированных акций строго фиксируется и не меняется их соотношение в процессе реализации акций. Необязательно указывать объем акций, реализуемых за валюту;

· номинальную стоимость акций;

· порядок выплаты дивидендов;

· срок и порядок подписки на акции;

· порядок размещения и оплаты акций;

· порядок распоряжения акциями, а также порядок обмена акций, если предусматривается их конвертация;

· права владельцев акций и дополнительные права владельцев акций (например, право первой очереди на покупку при новой эмиссии акций) и другие данные, связанные с выпуском акций.

Полномочия по решению вопросов, которые не относятся к исключительной компетенции собрания акционеров банка-эмитента, должны быть строго расписаны общим собранием, например, утверждение проспекта эмиссии и отчета об итогах выпуска, утверждение оценки вносимых в качестве оплаты акций или уставного фонда за материальные и нематериальные активы и т.д.

Проспект эмиссии состоит из трех разделов.

В первом разделе приводится информация о банке-эмитенте акций, о составе его крупных акционеров, о долях участия их в уставном капитале банка. В целях выявления косвенного контроля за деятельностью банка в начале 1994 года было введено дополнительное требование, в соответствии с которым банки-эмитенты акций в проспекте эмиссии обязаны представлять информацию об акционерах (пайщиках) крупных акционеров банка, владеющих не менее чем 25-процентной долей участия или голосующих акций в уставном капитале акционера (пайщика) банка. Расширение представляемой информации будет касаться также и членов руководящих органов банка. О каждом члене Совета директоров и правления банка (или иного органа, выполняющего аналогичные функции) необходимо представлять информацию о принадлежащих ему долях участия или голосующих акций, как в самом банке, так и вне его. В этом разделе также приводится информация о крупных участиях самого банка-эмитента акций.

Второй раздел содержит информацию о финансовом состоянии банка-эмитента, балансы по счетам второго порядка, отчет о формируемых доходах и расходах банка и данные о распределении полученной прибыли. Кроме того, здесь же даются сведения о формировании резервного фонда и порядке оплаты уставного фонда банка.

В третьем разделе приводится информация об уже выпущенных ценных бумагах и полная характеристика вновь выпускаемых акций.

Проспект эмиссии подписывается председателем правления и главным бухгалтером банка, сшивается, его страницы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью банка.

При повторном выпуске акций, или при первом, осуществляемом в процессе преобразования ранее созданного банка из паевого в акционерный, проспект эмиссии должен быть заверен независимой аудиторской фирмой.

Банк и лица, подписавшие проспект эмиссии, отвечают за достоверность информации, включенной в проспект эмиссии. В случае если в процессе выпуска или после его завершения будет установлено, что в проспект эмиссии была включена недостоверная информация, инвесторы, как введенные в заблуждение, вправе требовать от банка в установленном действующим законодательством порядке возврата всех средств, уплаченных ими в процессе приобретения ценных бумаг. Если инвесторы понесли материальный ущерб в результате указания в проспекте эмиссии недостоверной информации, они вправе требовать от банка возмещения в установленном действующим законодательством порядке такого ущерба.

Процедура регистрации акций вновь создаваемого банка отличается от процедуры регистрации акций уже действующего акционерного банка, проводящего увеличение уставного капитала.

При регистрации акций вновь создаваемого банка проспект эмиссии первого выпуска акций готовится его учредителями и подписывается членами назначенного учредителями органа по организации банка, скрепляется печатями всех учредителей банка или тех, кому такое право доверено собранием учредителей. Если банк создается только физическими лицами, то скрепление проспекта эмиссии печатями не требуется.

Регистрационные документы первого выпуска акций банка представляются в регистрирующий орган одновременно с подачей в Банк России других документов, необходимых для государственной регистрации самого банка.

Регистрация акций банка происходит после регистрации банка как юридического лица.

При регистрации акций действующего банка, если повторный выпуск акций банка сопровождается не только изменениями объема уставного фонда, но и другими изменениями в его уставных документах, регистрационные документы повторного выпуска акций подаются в регистрирующий орган одновременно с подачей в Банк России других документов, необходимых для регистрации этих изменений.

Регистрация акций осуществляется только после регистрации изменений в уставных документах банка. Например, банк увеличивает уставный фонд на 2 млрд. рублей и меняет свое название. Банк-эмитент подает документы на внесение изменений в устав и на регистрацию акций одновременно. Но вначале принимаются изменения в устав, касающиеся изменения названия банка. После этого регистрируется проспект эмиссии, затем проводится подписка на акции, далее регистрируется отчет об итогах выпуска, и только после этого вносятся изменения в устав, касающиеся величины уставного капитала.

В случае если повторный выпуск акций банка сопровождается регистрацией только увеличения его уставного фонда, регистрационные документы повторного выпуска акций подаются в регистрирующий орган в месячный срок с момента принятия решения о повторном выпуске акций.

Документы на внесение изменений в устав банка подаются в Банк России после регистрации итогов выпуска ценных бумаг.

Срок рассмотрения регистрационных документов регистрирующим органом не должен превышать двух рабочих недель, а для Управления ценных бумаг Банка России и Главного управления Банка России по г. Москве – трех рабочих недель. В случае возврата регистрационных документов на доработку срок рассмотрения доработанных документов начинает исчисляться заново, с момента представления доработанных документов в регистрирующий орган.

Причины, которые могут послужить основанием для отказа регистрации акций:

· нарушение банком-эмитентом действующего законодательства, банковских правил;

· нарушение банком-эмитентом порядка составления и оформления проспекта эмиссии;

· отсутствие в составе представленных регистрационных документов хотя бы одного из необходимых для регистрации документов;

· наличие в регистрационных документах недостоверной информации или информации, позволяющей сделать вывод о противоречии условий выпуска акций действующему законодательству, банковским правилам (например, банк не оплатил предыдущий выпуск, а представляет документы на очередной выпуск акций);

· наличие в регистрационных документах информации, позволяющей сделать вывод о том, что на момент окончания выпуска ценных бумаг банком будут нарушены экономические нормативы, установленные для банков в соответствии с действующим законодательством;

· наличие в регистрационных документах данных о невыполнении банком директивных экономических нормативов на конец последнего завершенного квартала перед датой выпуска акций. В этом случае регистрирующий орган может разрешить банку осуществлять выпуск ценных бумаг при наличии в регистрационных документах информации, позволяющей сделать вывод о том, что выпуск ценных бумаг приведет к выполнению директивных нормативов. Тогда банк-эмитент должен представить соответствующие объяснения о причинах невыполнения нормативов и разработанные мероприятия по приведению их к установленным нормам;

· банк должен быть безубыточным в течение последних трех завершенных финансовых лет либо с момента образования, если этот срок меньше трех лет. Если банк представляет информацию о финансовой деятельности за период, меньший, чем финансовый год (в случае вновь созданного банка) и по результатам этого финансового периода банк имеет убытки, то в этом случае руководящий орган банка должен представить соответствующие расчеты и гарантии, что по итогам полного финансового года банк будет безубыточным;

· банк не подвергался в течение трех лет либо с момента образования (если этот срок меньше трех лет) санкциям со стороны государственных органов по причинам нарушения действующего законодательства. Если такие санкции были, то он должен представить информацию об исполнении документов на регистрацию выпуска ценных бумаг. После этого регистрирующий орган вправе самостоятельно принять решение о регистрации выпуска;

· банк не должен иметь просроченной задолженности кредиторам и по платежам в бюджет;

· банк не должен иметь дебетового сальдо по корреспондентскому счету, открытому в Банке России, включая корреспондентские субсчета своих филиалов.

Отказ в регистрации выпуска ценных бумаг по иным основаниям не допускается.

Сообщение регистрирующего органа об отказе в регистрации выпуска ценных бумаг доводится регистрирующим органом до банка.

Прекращение деятельности банка происходит путем его реорганизации или ликвидации. Реорганизация может означать слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При реорганизации банка права и обязанности переходят к правопреемникам.

Ликвидация коммерческого банка может происходить как в добровольном, так и в принудительном порядке. Добровольная ликвидация может быть осуществлена только по решению собрания акционеров при условии выполнения всех обязательств перед кредиторами, т.е. банк при этом платежеспособен.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению ЦБ РФ об отзыве лицензии в случаях:

· установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

· задержки начала осуществления банковских операций более чем на год со дня выдачи лицензии;

· установления фактов недостоверности отчетных данных;

· осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией;

· неисполнения требований Федеральных законов и нормативных актов Банка России;

· неудовлетворительного финансового положения банка и неисполнения им своих обязательств перед клиентами.

Ликвидация (банкротство) банка предусматривает осуществление процедур предусмотренных Законом «О банкротстве (несостоятельности) кредитных организаций». Решение о создании или ликвидации банка публикуется в периодической печати.

Выводы:

Банк – посредник в сфере денежного обращения. Он перемещает денежные средства от продавцов к покупателям, осуществляя при этом обмен долговых обязательств на долговые требования с фиксированной суммой долга.

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, а также открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности.

По способу формирования уставного капитала банки делятся на акционерные (открытого или закрытого типа) и паевые.

Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления акционерным обществом.

Коммерческий банк работает в пределах реально имеющихся ресурсов в условиях рыночных отношений с клиентами. Работать в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при этом поддержание своей ликвидности, банк может только обладая высокой степенью экономической самостоятельности при полной экономической ответственности за результаты деятельности при условии регулирования его деятельности косвенными экономическими методами. Весь риск от своих операций банк берет на себя.

Государство определяет ”правила игры” для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на территории РФ определен законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР», в соответствии с которым действует лицензионный порядок осуществления банковской деятельности. Все операции банков могут производиться только на основании специальной лицензии ЦБР. В лицензии указываются сроки ее действия, условия их продления, возможность внесения в нее поправок или ее аннулирования. В особом порядке выдаются лицензии на открытие на территории РФ банков с участием иностранных инвестиций.

Уставный фонд банков формируется путем выпуска и реализации акций.

Акционерные банки могут выпускать обыкновенные и привилегированные акции. Владелец акции имеет право на часть полученной банком прибыли – дивиденды. В случае ликвидации эмитента владелец акций имеет право на часть имущества эмитента, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов и владельцев привилегированных акций, в объеме пропорциональном доли имеющихся у него акций в уставном фонде банка.

Владелец акции имеет право голоса на общем собрании акционеров, участия в выборах органов управления и ревизионной комиссии.

Порядок выпуска акций банка, создаваемого при разделении или выделении банка, а также порядок и условия конвертации акций реорганизуемого банка, создаваемого путем разделения, определяется советом директоров (наблюдательным советом) реорганизуемого банка и утверждается его общим собранием.

Оплата акций банка при его учреждении производится его учредителями по номинальной стоимости

Увеличение уставного капитала банка может осуществляться путем увеличения номинальной стоимости уже размещенных акций или размещения дополнительных акций. Решение об этом принимается общим собранием акционеров банка.

Выпуск акций для увеличения УФ акционерного банка может осуществляться лишь после полной оплаты акционерами всех ранее выпущенных банком акций.

Регистрация выпуска акций должна сопровождаться проспектом эмиссии при условии либо число акционеров больше 500, либо общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

К исключительной компетенции общего собрания акционеров отнесено утверждение итогов эмиссии.

Проспект эмиссии состоит из трех разделов.

В первом разделе приводится информация о банке-эмитенте акций, о составе его крупных акционеров, о долях участия их в уставном капитале банка.

Второй раздел содержит информацию о финансовом состоянии банка-эмитента.

В третьем разделе приводится информация об уже выпущенных ценных бумагах и полная характеристика вновь выпускаемых акций.

Проспект эмиссии подписывается председателем правления и главным бухгалтером банка. При преобразовании ранее созданного банка из паевого в акционерный или при повторном выпуске акций проспект эмиссии должен быть заверен независимой аудиторской фирмой.

Регистрационные документы первого выпуска акций банка представляются в регистрирующий орган одновременно с подачей в Банк России других документов, необходимых для государственной регистрации самого банка. Регистрация акций банка происходит после регистрации банка как юридического лица.

Прекращение деятельности банка происходит путем его реорганизации или ликвидации как в добровольном, так и в принудительном порядке. Реорганизация может означать слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При реорганизации банка права и обязанности переходят к правопреемникам.

Добровольная ликвидация может быть осуществлена только по решению собрания акционеров при условии платежеспособности банка по своим обязательствам.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению ЦБ РФ об отзыве лицензии в случаях, предусмотренных Законом «О банкротстве (несостоятельности) кредитных организаций». Решение о создании или ликвидации банка публикуется в периодической печати.

Вопросы для повторения по теме 2:

· Какие операции, вытекающие из его сущности банк преимущественно должен выполнять?

· Вы согласны или не согласны с утверждением, что товаром на финансовом рынке являются:

вклады – обязательства банков?

ссуды – требования к заемщику?

посредничество в платежах?

· Коммерческие банки создают деньги, предоставляя займы. Как они могут делать это и почему, как правило, деньги не создаются в результате кредитной деятельности других организаций или частных лиц?

· Какие основные документы регламентируют создание и деятельность коммерческих банков?

· Почему организационная структура банка зависит от вида, объемов и территориального расположения коммерческого банка?

· Как можно оценить реально имеющиеся ресурсы коммерческого банка?

· В чем выражается экономическая самостоятельность банка?

· Перечислите права акционера банка.

· Какие Вы знаете причины выпуска акций банка?

· Состав и содержание проспекта эмиссии.

· Опишите отличия в процедуре регистрации акций действующего и вновь создаваемого банка.

· В каких случаях банк может быть объявлен банкротом?

· Какие Вы знаете причины выпуска акций банка?

Тренировочные задания по теме 2:

2.1. Какие качества, черты банка выражают его сходство с предприятием, а какие имеют собственную специфику?  
2.2. В чем состоит разница ссудного капиталиста (рантье) и банка?  
2.3. Почему при построении организационной структуры банка не может быть в чистом виде использована в качестве аналога пирамидальная, географическая или функциональная структура?  
2.4. В каких действиях ограничен банк до полной оплаты первичного уставного капитала?  
2.5. Банк разместил 1000 привилегированных акций номиналом 10 тыс. руб.. Минимальный годовой дивиденд при эмиссии акций был объявлен 15% от их номинала. Определить минимальную сумму, которую банк должен выплачивать ежегодно в виде дивидендов по привилегированным акциям  
2.6. Перечислите причины, которые могут послужить основанием для отказа регистрации акций:  

Тесты по теме 2:

№1

При обмене товарами производственных предприятий:

· происходит смена собственника на товар;

· не происходит смена собственника на товар.

№2

Банк, продавая ”свой товар”:

· выступает собственником ссужаемой суммы;

· не выступает собственником ссужаемой суммы;

· передает право собственности ссудозаемщику.

№3

Понятие оплаченный и зарегистрированный Уставный фонд:

o не совпадает у акционерного банка;

o совпадает у акционерного банка;

o не совпадает у паевого банка;

o совпадает у паевого банка.

Основные вопросы темы:

· Законы РФ «О банках и банковской деятельности», «О центральном банке России». Специфика национального банковского и финансового законодательства.

· Банк России как орган контроля и регулирования деятельности коммерческих банков.

· Формы и методы контроля за деятельностью банков.

Монетаристские методы регулирования экономики в России стали применяться с 1991 г. в соответствии с законами «О центральном банке России» и «О банках и банковской деятельности», принятыми в декабре 1990 г., которые со всеми последующими изменениями является правовой основой денежно-кредитной политики России. Этими законами определены статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального Банка РФ, структура банковской системы России, ее функции и порядок и виды деятельности коммерческих банков, а также изложены методы регулирования и контроля деятельности коммерческих банков для обеспечения сбалансированности совокупного спроса и предложения.

ЦБ России является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБР – экономически самостоятельное учреждение. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Он подотчетен только Федеральному Собранию. ЦБ РФ призван методами экономического и административного воздействия в процессе проведения денежно-кредитной политики способствовать укреплению и развитию экономики России.

Основными функциями ЦБР являются: эмиссия банкнот, проведение денежно кредитной политики, рефинансирование кредитно-банковских институтов, проведение валютной политики, регулирование деятельности кредитных институтов, функция финансового агента правительства, организация платежно-расчетных отношений.

В настоящее время ЦБР обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, который осуществляется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в иностранной валюте.

Денежно-кредитная политика центрального банка, являющаяся составной частью государственного регулирования экономики, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота).

Совокупный денежный оборот включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках. Каналы обращения наличной и безналичной денежной массы связаны между собой и образуют единое целое.

Структура совокупного денежного оборота по мере развития форм товарного обмена и платежей расчетных отношений постоянно претерпевала изменения. До середины 19 века наибольший удельный вес в совокупном объеме денежного оборота составляли наличные деньги, причем до 2/3 – золотые и серебряные монеты. В результате внедрения кредитных форм обращения, и, прежде всего, системы безналичных расчетов, доля налично-денежного компонента к 1913 г. едва достигала 15%, а удельный вес золотых монет был еще меньше (в настоящее время не превышает 5- 10 %).

Регулирование совокупного денежного оборота осуществляется посредством различных мер, одной из которых является применение целевых ориентиров изменения денежной массы в обращении.

Целевые ориентиры – установление верхних и нижних пределов динамики денежной массы – по своей сути означают введение прямых ограничений на изменение объема денежной массы.

Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров, является порядок установления последних в виде контрольных цифр (во Франции), либо диапазона (в США), либо прогноза (в Японии).

Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых центральным банком.

Выбор показателей, используемых для установления целевых ориентиров, зависит от тенденций развития денежной сферы, задач, стоящих перед регулирующими органами, методов регулирования, обеспечивающих выполнение намеченных ориентиров или минимизацию отклонения от них.

Как свидетельствует 20-летний опыт, использование центральными банками различных стран целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

Денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии – кредитная экспансия, т.е. оживление конъюнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых ”перегревами” конъюнктуры – кредитная рестрикция.

Центральный банк использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются:

· по форме их воздействия (прямые и косвенные);

· по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);

· по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).

Все эти методы используются в единой системе.

Основными инструментами денежно-кредитной политики центрального банка являются:

· установление минимальных резервных требований;

· регулирование официальной учетной ставки;

· операции на открытом рынке.

Определение приоритетности инструментов денежно кредитной политики всецело зависит от тех целей, которые решает центральный банк на том или ином этапе развития страны.

Исходя из необходимости поддержания объема денежной массы в заданных параметрах, регулирования ликвидности банков и снижения уровня инфляции, центральные банки используют такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как изменение норм обязательных минимальных резервных требований, находящихся на счетах в центральном банке.

Этот метод относится к косвенным методам регулирования денежного обращения, основанным на действии рыночных механизмов.

Минимальные резервы – это обязательная норма вкладов в центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы привлеченных коммерческим банком средств. Она может зависеть от срочности вкладов и их вида.

Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной стороны, оно гарантирует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой стороны, используется как важный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка.

Обязательные резервы размещаются на счетах в центральном банке. Повышение норм обязательных резервных требований сокращает суммы свободных денежных средств, используемых для активных операций коммерческих банков, а снижение нормы резервов – напротив, увеличивает возможности кредитования.

Во многих странах нормы обязательных резервов дифференцируются по видам депозитов. Как правило, по срочным и сберегательным депозитам устанавливается относительно более высокая норма резервов. Расчет минимальных резервных требований осуществляется на месячной и квартальной базе, поскольку величина совокупных вкладов постоянно меняется и лишь в конце определенного периода можно точно определить среднюю величину вкладов.

Длительное использование этого инструмента кредитно-денежной политики может привести к использованию операций, которые не включаются в базу исчисления суммы резервных требований.

В России формирование минимальных банковских резервов началось в 1991 году, тогда была установлена единая норма в 2% без дифференциации по видам вкладов. В 1992 году в качестве одной из антиинфляционных мер нормы обязательных резервов были резко увеличены. Они были установлены: по обязательствам банка, которые он должен удовлетворить сразу по требованию клиента – 20 %, а по вкладам, которые могли быть затребованы клиентом после истечения определенного срока – 15%.

В настоящее время норма отчисления в Фонд обязательного резервирования от всех видов привлечения, кроме вкладов населения, составляет 10%, по вкладам 7,5%.

Минимальные резервные требования могут рассчитываться на месячной и недельной базе. В России расчет минимальных резервных требований осуществляется в течение месяца за каждый день, т.е. на месячной базе.

Другим инструментом влияния на денежно-кредитную политику является регулирование официальной учетной ставки центрального банка.

Учетная ставка используется центральным банком в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям центрального банка. Таким образом, официальная учетная ставка центрального банка – это плата, взимаемая им при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.

Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая уровень официальной учетной ставки, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования центрального банка, и наоборот.

Изменение учетной ставки относится к косвенным инструментам денежно кредитного регулирования. Его широкое использование обусловлено простотой применения. Если центральный банк преследует цель уменьшить кредитные возможности коммерческих банков, то он повышает официальную учетную ставку, что вызывает удорожание кредитов рефинансирования; если же цель центрального банка – расширить доступ к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень ставки.

Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам центрального банка, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.

Использование процентной ставки центрального банка особенно активно используется в условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных кризисов. Страна, испытывающая трудности в сбалансировании внешних расчетов, стремится привлечь иностранный капитал посредством повышения процентных ставок. Учетная ставка центрального банка может колебаться в довольно широких пределах, отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры.

ЦБ РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля. На протяжении 1991-1997 гг. учетная ставка неоднократно пересматривалась в диапазоне от 10% до 210% годовых, в зависимости от экономической ситуации стране. В течение 1997-2000 год учетная ставка постоянно изменялась и на сегодняшний день она составляет 25% годовых. Уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

Операции на открытом рынке, получили широкое распространение в послевоенный период, что соответствовало общей тенденции перехода центральных банков к косвенным формам регулирования.

Посредством проведения центральным банком операций на открытом рынке, т.е. купли-продажи Центральным банком ценных бумаг, увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при продаже ценных бумаг) объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

Возможность осуществления операций на открытом рынке непосредственно после принятия решения Центральным банком и в произвольных объемах делает этот метод регулирования удобным для изъятия избыточной массы из обращения.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

· условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей – так называемые обратные операции (операции РЕПО);

· объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;

· срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;

· сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;

· способа установления ставок: определяемых или центральным банком, или рынком.

В зависимости от условий сделок с ценными бумагами на открытом рынке различают прямые и обратные операции.

Прямые операции проводятся на налично-денежной – ”кассовой” основе, предполагающий полный расчет в течение дня совершения сделки. Операции на основе так называемой регулярной доставки предусматривают проведение полного расчета и доставку ценных бумаг их покупателю на следующий рабочий день.

Обратные операции на открытом рынке – операции по купле-продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу. Обратные операции, характеризующиеся более мягким воздействием на денежный рынок, являются более гибким методом регулирования, что повышает их привлекательность и масштабы использования.

В России под операциями на открытом рынке имеется в виду купля-продажа ЦБ РФ государственных ценных бумаг, прежде всего облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг является Правительство в лице Министерства финансов. ЦБ РФ играет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга.

Операции с ценными бумагами позволяют: осуществить временное заимствование у коммерческих структур, коммерческих банков и населения для Правительства через ЦБРФ временно свободных денег; сократить инфляционное финансирование дефицита государственного бюджета; использовать государственные ценные бумаги для проведения Центральным Банком кредитной политики и на ее основе регулировать общую массу денег в обращении и повысить надежность коммерческих банков, формирующих свои активы путем приобретения гарантированных государством ценных бумаг.

Центральный банк является проводником валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны. Направления валютной политики определяются экономической и политической ситуациями в стране, состоянием ее платежного баланса и денежного обращения, а также внешними обязательствами, возникающими в результате участия страны в международных валютно-кредитных организациях.

В наиболее общем виде валютная политика заключается в:

· регулировании валютного курса;

· проведении валютного регулирования и валютного контроля;

· формирования официальных валютных резервов и управления ими;

· осуществлении международного валютного сотрудничества и участии в международных валютно-кредитных организациях.

Инструментами валютной политики являются валютные интервенции и (в той или иной степени) многие инструменты денежно-кредитного регулирования (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.).

До 1992 г. в России валютные операции были монополией государства. Вся поступающая в страну валюта в обязательном порядке продавалась Внешэкономбанку. В 1991 году в составе Госбанка СССР был создан Центр проведения межбанковских валютных операций. В 1992 г. 30 ведущих коммерческих банков и ЦБ РФ учредили Московскую межбанковскую валютную биржу. На бирже регулярно определяется курс рубля к доллару США. Биржевой курс рубля стал наиболее точным индикатором динамики макроэкономических процессов и инструментом воздействия на них. Исходя из роли валютного курса и его влияния на денежное обращение в стране, ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами.

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. С переходом к свободному определению курса рубля на бирже его курс начал снижаться. Однако ЦБ РФ благодаря валютной интервенции обеспечил плавное изменение курса рубля и тем самым предотвратил развал денежной системы страны.

ЦБ РФ предпринимает ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс в направлении, отвечающим укреплению денежного обращения. К таким мерам, в частности относятся: решение об обязательной продаже части экспортной выручки, ограничение операций коммерческих банков по купле-продаже валюты на валютном рынке, разработка ЦБ РФ совместно с таможенным комитетом России системы методов экономического и административного воздействия на клиентов банков, несвоевременно отчитывающихся по приходу грузов, купленных за валюту, установление в 1996-1998 гг. верхнего и нижнего пределов колебания курса рубля при операциях на валютном рынке – валютного коридора, который позволил ЦБР обеспечить равномерную и предсказуемую динамику валютного курса, увязанную с другими макроэкономическими показателями, в том числе и с темпами инфляции и процессом сближения уровня внутренних цен с уровнем мировых цен. После кризиса 1998 года мы вновь перешли на установление валютного курса по результатам торгов.

Большое внимание ЦБР уделяет регулированию обращения наличной валюты. В России запрещается использование иностранной валюты в розничной торговле. В то же время коммерческие банки имеют право открывать обменные пункты по совершению официальных операций с иностранной валютой.

В начале 1995 г. Правительство и ЦБ РФ приняли совместное заявление об экономической политике. В нем декларировалось, что Правительство и ЦБ РФ будут и впредь развивать функционирование рынка иностранной валюты, сохраняя при этом систему единого валютного курса.

Еще одной составной частью валютной политики являются формирование официальных валютных резервов и управление ими.

Валютные резервы ЦБ РФ – это официальные запасы иностранной валюты, находящиеся на его счетах, а также в банках за рубежом, либо вложенные в иностранные ценные бумаги. Они используются для проведения международных расчетов и служат обеспечением стабильности национальной валюты.

Официальные валютные (или золотовалютные) резервы состоят из золота, иностранных валют, специальных прав заимствований (СДР), нетто-позиций в МВФ.

В целях поддержания валютных резервов на приемлемом уровне ЦБ РФ осуществляет управление валютными резервами, т.е. формирование их оптимальной структуры и рациональное их размещение, периодически пересматривает структуру валютных резервов, увеличивая удельный вес валют, которые в данный момент являются наиболее устойчивыми.

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.

Банковский надзор преследует две цели:

· защиту вкладчика от возможных потерь;

· поддержание стабильности на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков.

Необходимость банковского надзора и контроля со стороны центрального банка за деятельностью кредитных институтов обусловлена выполнением им важной роли посредника в рыночной экономике. Существует взаимосвязь между хорошо функционирующей экономикой и отлаженной банковской системой: если экономика испытывает трудности вследствие циклического спада, то банки становятся своего рода амортизаторами – источниками финансовых ресурсов для стабилизации ситуации.

При осуществлении Центральным Банком функции надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков в его задачу входят:

· выдача лицензий на банковскую деятельность;

· проверка отчетности, предоставляемой банками;

· ревизии на местах;

· контроль за соблюдением банками норм банковских операций.

Центральный банк выдает банковскую лицензию юридическим лицам на осуществление банковских операций. Лицензирование является средством, с помощью которого центральный банк определяет возможности создаваемых кредитных институтов осуществлять банковскую деятельность.

Важный этап надзорной деятельности ЦБ РФ – дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, представляемой коммерческими банками. Постоянный контроль за отчетностью банков позволяют органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск их неплатежеспособности банков и как следствие этого банкротство.

Центральный банк интересуют в первую очередь состояние и устойчивость банковской системы. Он анализирует степень соблюдения банками экономических нормативов, отчислений в централизованные фонды и определяет эффективность государственного регулирования банковской деятельности.

В процессе анализа финансового состояния банка следует различать дистанционный надзор и инспекторские проверки на местах.

Дистанционный надзор, или мониторинг, – это метод раннего распознавания негативного поведения банка и раннего оповещения о сложившейся негативной ситуации в банке органов банковского надзора. В основе дистанционного надзора лежит анализ финансовой отчетности банка (месячной, квартальной, полугодовой и годовой). Дистанционный надзор осуществляет центральный банк, с одной стороны, а также коммерческие банки осуществляют межбанковский надзор. Причем для выявления проблем в деятельности банков, как подчеркивают западные эксперты, необходимо использовать разумный банковский надзор. Мировая практика последних 15-20 лет свидетельствует о росте популярности дистанционного надзора.

Основные объекты дистанционного надзора за деятельностью банка: порядок или мероприятия по формированию капитала банка, качество активов; доходность, эффективность работы банка; ликвидность банка; темпы роста (развития) банка; чувствительность к изменению процентных ставок; риски.

Результаты дистанционного надзора используют органы банковского надзора, руководство банков для анализа и принятия управленческих решений, их используют при проведении инспекторских проверок на местах, для сравнительной оценки эффективности работы данного банка по отношению к другим банкам (региона, сопоставимой группы банков и т.д.). В мировой банковской практике в настоящее время существуют сложные и простые системы дистанционного анализа, что зависит от реальной экономической обстановки и прочих факторов.

Выводы:

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального Банка РФ, структура банковской системы России и ее функции, а также виды деятельности коммерческих банков и методы регулирования и контроля их деятельности в целях обеспечения сбалансированности совокупного спроса и предложения определены законами «О центральном банке России» и «О банках и банковской деятельности».

Основными функциями ЦБР являются: эмиссия банкнот, проведение денежно – кредитной политики, рефинансирование кредитно-банковских институтов, проведение валютной политики, регулирование деятельности кредитных институтов, функция финансового агента правительства, организация платежно-расчетных отношений.

В настоящее время ЦБР обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, который осуществляется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в иностранной валюте.

Денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии – кредитная экспансия, т.е. оживление конъюнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых ”перегревами” конъюнктуры – кредитная рестрикция.

Центральный банк использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются: по форме их воздействия (прямые и косвенные), по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), и по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).

Все эти методы используются в единой системе.

Основными инструментами денежно-кредитной политики Центрального банка являются:

· установление минимальных резервных требований;

· регулирование официальной учетной ставки;

· операции на открытом рынке.

Изменение норм обязательных минимальных резервных требований, находящихся на счетах в центральном банке, относится к косвенным методам регулирования денежного обращения, основанным на действии рыночных механизмов.

Минимальные резервы – это обязательная норма вкладов в центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы привлеченных коммерческим банком средств. Она может зависеть от срочности вкладов и их вида.

Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной стороны, оно гарантирует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой стороны, используется как инструмент денежно-кредитной политики центрального банка.

Обязательные резервы размещаются на счетах в центральном банке. Повышение норм обязательных резервных требований сокращает суммы свободных денежных средств, используемых для активных операций коммерческих банков, а снижение нормы резервов – напротив, увеличивает возможности кредитования.

Другим косвенным инструментом влияния на денежно-кредитную политику является регулирование официальной учетной ставки центрального банка.

Учетная ставка используется ЦБ РФ в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям центрального банка. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования центрального банка, и наоборот.

Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая уровень официальной учетной ставки, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков.

Повышение официальной учетной ставки снижает кредитные возможности коммерческих банков, т.к. вызывает удорожание кредитов рефинансирования; если же цель ЦБ РФ – расширить доступ к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень ставки.

Посредством проведения центральным банком операций на открытом рынке, т.е. купли-продажи Центральным банком ценных бумаг, увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при продаже ценных бумаг) объем ресурсов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

Операции с ценными бумагами позволяют: осуществить заимствование у коммерческих структур, коммерческих банков и населения для Правительства через ЦБ РФ временно свободных денег, использовать государственные ценные бумаги для проведения Центральным Банком кредитной политики и на ее основе регулировать общую массу денег в обращении и повысить надежность коммерческих банков, формирующих свои активы путем приобретения гарантированных государством ценных бумаг.

Центральный банк является проводником валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны.

В наиболее общем виде валютная политика включает в себя регулирование валютного курса, проведение валютного регулирования и валютного контроля, формирование официальных валютных резервов и управления ими и осуществление международного валютного сотрудничества и участия в международных кредитных организациях.

Инструментами валютной политики являются валютные интервенции и в определенной степени многие инструменты денежно-кредитного регулирования (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.).

Регулирование валютного курса – важнейшее направление деятельности ЦБ РФ в валютной сфере.

Валютный курс – это соотношение между денежными единицами различных стран. Основными режимами валютных курсов, при выборе которых Центральный банк исходит из сравнительных преимуществ применительно к конкретным экономическим условиям страны, являются следующие:

· фиксированный (определяется на базе одной валюты или валютной корзины);

· свободно плавающий (стихийно складывающийся под влиянием спроса и предложения на иностранные валюты);

· ”ползучий” (складывающийся в результате мелких и частых корректировок обменной стоимости национальной валюты);

· система множественности валютных курсов (использование неодинаковых курсов национальной валюты при осуществлении различных видов внешнеэкономических операций);

· двойная (двойная корректировка курса национальной валюты раздельно по коммерческим и финансовым операциям).

Важнейший механизм регулирования валютных курсов – валютные интервенции, т.е. прямое вмешательство центрального банка в функционирование валютного рынка посредством купли-продажи валюты.

Другой широко используемый способ регулирования валютного курса – дисконтная политика, осуществляемая путем понижения или повышения официальной учетной ставки центрального банка.

Валютное регулирование и валютной контроль – совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке и направленных на уравновешивание платежных балансов, поддержание курса национальной валюты и достижение других целей во внешнеэкономической сфере.

Одна из форм валютного регулирования – валютные ограничения, которые используются в случаях недостаточности или неэффективности практики валютных интервенций. Жесткость валютных ограничений зависит от конкретной ситуации во внешнеэкономической области той или иной страны.

Еще одной составной частью валютной политики являются формирование официальных валютных резервов и управление ими.

Валютные резервы Центрального банка – это официальные запасы иностранной валюты, находящиеся на его счетах, а также в банках за рубежом, либо вложенные в иностранные ценные бумаги. Они используются для проведения международных расчетов и служат обеспечением стабильности национальной валюты.

Официальные валютные (или золотовалютные) резервы состоят из золота, иностранных валют, специальных прав заимствований (СДР), нетто-позиций в МВФ.

При наделении Центрального банка функцией полного или частичного распределителя официальных валютных резервов он самостоятельно определяет формы и методы управления ими, т.е. определяет такие параметры, как допустимый уровень надежности и ликвидности официальных валютных резервов, пределы их использования для регулирования валютного курса и др.

В целях поддержания валютных резервов на приемле