Потребление.

Лекция №11.

Хозяйственные идеологии.

Лекция №10.

+ Идеология – рационально обоснованная система идей, системный взгляд на эк-ку. Бессмысленность спора зачастую ввиду несопоставимости точек зрения.

+ Хар-ки идеологий: 1) целостное описание систем 2) внутренне непротиворечивые схемы 3) подразумевают общественно-экономические идеалы (цели и средства) 4) способы преобразования эк-кого строя.

+ 3 вида хоз. идеологий (+ демократизм):

I. Либерализм (свобода). 1) свобода рынка 2) двигатель поведения – эгоистический интерес 3) опорно-материальные стимулы 4) экономическое неравенство при равенстве исходных формальных прав 5) минимизация роли гос-ва 6) индивид должен рассчитывать только на свои силы 7) эк-кий идеал не национален.

II. Консерватизм (традиция).: 1) не равенство, а строгая иерархия полезны для об-ва 2) патернализм (забота верха о низах в обмен на лояльность) 3) верны не материальные стимулы, а привычка исполнения долга 4) активное вмешательство гос-ва в эк-ку во имя нац. интереса 5) национальный характер экономики (Ф.Лист vs Смит - субъект эк-ки - индивид [космополит. теория]) 6) историческая преемственность, неразрывность времен.

III. Социализм. 1) радикальная эгалитарная идеология (равенство) 2) отрицание индивидуализма, расширение сферы публичной жизни 3) обобществление ФП (отрицание частной собственности) 4) план 5) регулирующая роль гос-ва 6) принуждение – основной принцип хозяйства 7) моральные стимулы должны быть выше материальных.

+ Ренессанс консерватизма в Европе (Венгрия) в либерально-ориентированных странах.

 

+ Потребление (индивидуальное, а не промежуточное)- средство соц. дифференциации и построение пространства жизненных стилей; использование полезных св-в блага, сопряженное с удовлетворением личных потребностей и расходованием стоимости блага.

Экономический взгляд на потребление Социологический взгляд на потребление
мотив – max u, т.е. потребление - конечная цель мотив – имидж, престижное потребление
потребности ограничены только ресурсами ценности общества влияют на потребление
устойчивость предпочтений как св-во рацион-ти нерацион-ть (импульсивность, вредные товары)
автономность выбора жесткий социальный контроль

+ 3 эффекта потребления 1) присоединенность к большинству 2) эффект сноба 3) эффект Веблена - рост потребления при росте цены (демонстративная праздность и потребление).

+ Потребление отражает устремленности (быть, а не казаться); зависит от платежеспособности, но жестко не детерминируется ей.

+ Символы, знаки – то, с помощью чего определяется место в обществе.

+ Меньшинство конструирует потребление.

+ Общество потребления – общ-во, где идентичность людей строится на основе потребления, а не процесса труда и прав собственности. Предпосылки: массовое произв-во → удешевление товаров; противопоставление труда (рабство) и потребления (свобода).

Св-ва общ-ва потребления: разнообразие; быстрое обновление товаров; потребительская гонка; расходы времени → реструктуризация времени; потребление как самоцель.

+ Эк. социология: потребление - исторические и социально обусловленные построения дистанций между группами людей; товар имеет символическую нагруженность (кто и в каком объёме его покупает)