АНАЛИЗ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИССИИ
Этапы стратегического планирования
Стратегический выбор воплощается в план стратегического маркетинга,
который является основой стратегического плана фирмы в целом. Интеграция стратегического маркетинга в корпоративную стратегию- необходимое условие успеха фирмы. В связи с этим, необходимо изменение корпоративной стратегии, а не дополнение к ней элементов стратегического маркетинга.
План стратегического маркетинга включает в себя пять пунктов:
1. Определение миссии: базовый рынок фирмы и её стратегическая миссия.
2. Анализ внешних факторов: объективная привлекательность товарных рынков, возможности и угрозы, связанные с ними.
3. Анализ конкурентоспособности: отличительные особенности фирмы по отношению к товарным рынкам, её сильные и слабые стороны, а также её конкурентное преимущество.
4. Выбор целей и стратегической ориентации: стратегия охвата и развития, уровень стратегических притязаний на товарных рынках, входящих в портфель фирмы.
5. Комплекс операционного маркетинга: как именно реализуются выбранные стратегические цели.
Разработка стратегии организации начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности (так называемой ее философии) и оглашения соответствующего послания, в котором сообщается о ее предназначении, т.е. миссии.
Миссия – это основополагающий документ, в котором фирма описывает область своей деятельности, свой базовый рынок, излагает свои руководящие принципы в отношении экономических и неэкономических показателей и постулирует свою систему ценностей.
Определение миссии – первый шаг в снижении неопределенности представлений о фирме.
Разработка стратегической миссии фирмы учитывает следующие факторы:
· Кто является клиентами фирмы
· Какие товары предлагаются
· Где фирма ведет конкурентную борьбу, какова базовая технология фирмы
· Какую экономическую цель преследует фирма
· Каковы базовые убеждения, ценности и приоритетные устремления
· Каковы отличительные качества и конкурентные преимущества
· К какому имиджу стремится фирма, и какую ответственность перед обществом она принимает
· Какова позиция фирмы по отношению к своему персоналу.
Решения по охвату базового рынка тесно связаны с эволюцией базового спроса в пределах каждого товарного рынка и, следовательно, с главными тенденциями на этих рынках. Эти тенденции принимают форму объективных возможностей и угроз для действующих здесь фирм. Для выявления возможностей и угроз следует изучить:
- тенденции рынка
- поведение покупателей
- структура сбыта
- конкуренцию
- эволюцию макроэкономической среды
- международный контекст