Тема 8. Конкурентные преимущества и анализ конкурентных ситуаций.

Основные вопросы

1. Место теории конкурентного преимущества в стратегическом маркетинге.

2. Анализ борьбы между конкурентами на различных рынках.

3. Преимущество по издержкам. Закон опыта.

 

1. Теория конкурентного преимущества: конкурентное преимущество основополагающий признак стратегического маркетинга.

Повышение конкурентоспособности – цель стратегического маркетинга

Оценка конкурентоспособности может осуществляться на уровне фирмы, отрасли, национальной экономики в целом. В связи с этим Портер отмечает следующее:

1) стержнем экономической политики страны должна быть теория конкурентной стратегии;

2) глобальная стратегия фирмы – одно из непременных условий успеха в конкурентной борьбе;

3) движущей силой конкуренции является стимулирование нововведений.

Анализ конкурентоспособности предприятия – это центральное звено в стратегическом маркетинге. Цель анализа конкурентоспособности фирмы состоит в том, чтобы оценить ее возможности на базовом рынке и свои конкурентные преимущества относительно соперника. Анализ конкурентоспособности фирмы осуществляется по следующим параметрам:

- анализ потребностей;

- анализ рынка;

- анализ конкурентов в том числе потенциальных;

- разработка нормативов для оценки конкурентоспособности.

Конкурентные преимущества – это те свойства товара или другие факторы, которые создают определенные превосходства над своими прямыми конкурентами (по всем составляющим маркетингу, менеджменту и т.д.). Этот показатель является относительным, определяемым по сравнению с самым опасным конкурентом.

Конкурентные преимущества в целом подразделяются на 5 видов:

1) новые технологии;

2) новые или изменившиеся запросы покупателей;

3) появление нового сегмента в отрасли;

4) изменение стоимости или компонентов производства (рабочей силы, сырья, энергии, оборудования);

5) изменение правительственного регулирования в таких отраслях, как стандарты, таможенная и налоговая системы. Данные преимущества позволяют лучше адаптироваться в стране импортёре.

Конкурентные преимущества подразделяются так же на:

- основные– это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны и по регионам;

- развитые– это современная инфраструктура обмена информацией, высокообразованные кадры, исследовательские центры и так далее.

По степени специализации конкурентные преимущества подразделяются на:

- общие – это сеть автомобильных дорог, доступ к капиталу, персонал с высшим образованием;

- специализированные – наличие персонала узкой специализации, инфраструктура специфических типов.

Выделяются конкурентные преимущества:

- внешние – те, которые образуют ценность для покупателя, либо за счет сокращения их издержек, либо за счет повышения эффективности использования блага. Эти преимущества увеличивают рыночную силу фирмы и предполагает стратегию дифференциации, которая опирается на маркетинговые ноу-хау.

- внутренние – базируются на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, а также управлении фирмой и товаром. Это превосходство создает ценность для производителя в идее себестоимости меньшей, чем у конкурентов. Стратегия, основанная на этом преимуществе – это стратегия доминирования по издержкам. Она базируется на организационных и производственных ноу-хау.

Портер, анализируя конкурентные силы рынка, разработал «расширенную концепцию соперничества», суть которой заключается в том, что возможность фирмы реализовать свои конкурентные преимущества зависит не только от прямой конкуренции, но и от других конкурентных сил, таких как потенциальные конкуренты на данном рынке, товары-заменители, клиенты, поставщики. Все конкурентные силы несут угрозу.

С учетом самой фирмы и прямых конкурентов определяется 5 конкурентных сил. Угроза от конкурентов – это возможность прихода новых конкурентов. Угроза со стороны товаров-заменителей – она является перманентной в отношении цена-качество. Со стороны клиентов – организованные клиенты оказывают значительное давление и они обладают способностью торговаться, в этом случае важным стратегическим решением является выбор своих покупателей со стороны поставщиков, которые способны торговаться, то есть оказывать давление с целью повышения цены на поставку.

Определяющий вид соперничества - это прямые конкуренты. Интенсивность соперничества между прямыми конкурентами зависит от характера конкурентной ситуации, определяющей то или иное поведение конкурентов