Методы сегментации
Анализ и осуществление стратегии микросегментации.
Выбор стратегии охвата рынка
Наиболее распространенным методом выбора стратегии является применение матрицы «привлекательность – конкурентоспособность».
В практике применяются следующие стратегии охвата рынка:
1. Стратегия концентрацииили фокуса – эта стратегия специалиста., стремящегося к высокой доле рынка в четко определенной нише.
2. Стратегия функционального специалиста –когда фирма специализируется на одной функции, обслуживая все группы потребителей, которые заинтересованы в этой функции.
3. Стратегия специализации по клиенту –эта стратегия оказанияуслугопределенным клиентам.
4. Стратегия специализации по продукту (диверсификации) – эта стратегия выпуска многих товаров несвязанных между собой на различные рынки.
5. Стратегия полного охвата рынка– предполагает полный ассортимент, удовлетворение всех групп потребителей.
В условиях НТП эти стратегии могут эволюционировать.
При макросегментации происходит дифференциация рынка. Дифференциация – это концепция, описывающая разнообразие предложения. А сегментация – это концепция, описывающая разнообразие спроса.
Сегментация осуществляется по 4 этапам:
1. Анализ сегментации включает разбивку рынка товаров на сегменты, однородных с точки зрения характеристик определенного товара.
2. Выбор целевых сегментов, исходя из задач фирмы и ее специфических возможностей.
3. Выбор места позиционирования в каждом целевом сегменте.
4. Разработка целевой маркетинговой программы, адаптированной к целевым сегментам.
Они определяются по различным параметрам (основаниям):
1. На основе социально-демографических характеристик – более распространенный метод, так как проще получить информацию. Имеет недостатки: он носит описательный характер и его актуальность падает в связи с растущей стандартизацией стилей жизни в различных социальных группах.
2. На основе выгод – это признаки по которым потребители ищут себе выгоду. Осуществляется метод на основе различий в системе ценностей людей. При таком методе появляется необходимость в большой информированности покупателей. Для реализации этого метода необходимы следующие данные:
- список свойств или выгод, ассоциирующихся у покупателей в той или иной категории товаров;
- оценка относительной важности, приписываемая покупателями каждому свойству;
- оценка размера и типа покупателей выбранного сегмента.
3. На основе стиля жизни – при этом методе дается наиболее полно характеристика покупателей, учитывающая систему ценностей, активность, интересы и мнения. Существуют различные модели анализа стиля жизни, например, модель Валет-Флоренс, где выделяются следующие уровни стиля жизни:
- стабильный, где не меняются ценности. Когда индивид сложившиеся ценности считает самыми лучшими;
- промежуточный – это совокупность деятельности мнений, интересов, свойственных личности. Они отражают систему ценностей, приводящей к акту покупки;
- периферийный– это совокупность приобретения и потребления как отражения двух предшествующих уровней.
4. На основе характеристик поведения покупателей при покупке – здесь можно выделить следующие критерии формирования сегмента:
1. Статус пользователя, то есть действующий/потенциальный, регулярный/нерегулярный.
2. Уровень пользования товаром – когда небольшое количество потребителей закупает значительную долю продаваемого продукта.
3. Уровень лояльности потребителей – безусловно лояльные, умеренно лояльные и нелояльные.