Барьеры выхода из отрасли.

Взаимосвязь с другими видами бизнеса.

Позиции фирмы.

Интенсивность конкуренции.

Перспективы рынка.

Стратегические проблемы в отраслях, переживающих спад.

Отрасли, переживающие спад.

Практически любая отрасль может попасть в полосу спада, за исключением отраслей, важных для жизнедеятельности людей. Важнейшим при выработке стратегии является вопрос о том, можно ли предсказать спад, каковы его причины и является ли он временным. Если выясняется, что перспективы малоутешительны, необходим поиск рыночных ниш или сегментов сохранившегося устойчивого спроса. Если такого сегмента нет, то следует выяснить, можно ли выйти из данной отрасли, каковы барьеры выхода или возможности проникновения на внешние рынки. Если другие предприятия покидают отрасль, то возможная стратегия – остаться одним из немногих предприятий на рынке, переживающих спад.

 

Обычно выделяют следующие преимущества такой отрасли:

1. Тесные связи с выгодными покупателями.

2. Известная торговая марка.

3. Гибкость в использовании активов и ресурсов.

4. Значительная доля рынка, если имеется экономия на масштабе производства.

5. Возможности уменьшения издержек, когда бизнес сокращается.

 

Выбор оптимальной стратегии при спаде зависит от анализа пяти составляющих: перспектив рынка, взаимосвязи с другими направлениями бизнеса, интенсивности конкуренции, позиции фирмы, барьеров выхода из отрасли.

 

1) Являются ли темпы спада в отрасли непредсказуемыми?

2) Существуют ли в отрасли рыночные ниши, где спрос не уменьшился?

3) Каковы причины спада? Является ли он временным?

 

 

1) Есть ли в отрасли доминирующие конкуренты с уникальными активами и сферами деятельности?

2) Многие ли конкуренты не намерены продолжать бизнес?

3) Дифференцированы ли продукты? Существует ли приверженность покупателей к торговой марке?

4) Существует ли ценовое давление?

 

 

1) Является ли бизнес прибыльным? Каковы дальнейшие перспективы?

2) Каковы позиция фирмы на рынке (ее доля рынка) и перспектива сохранения и упрочения этой позиции?

3) Имеются ли уникальные конкурентные преимущества для захвата ключевых рыночных сегментов?

4) Может ли фирма уменьшить издержки в случае уменьшения объема продаж?

 

 

1) Существует ли синергетический эффект?

2) Может ли фирма поддержать необходимый для бизнеса денежный поток?

 

 

1) Какие есть барьеры выхода из отрасли?

2) Может ли фирма управлять инвестиционными альтернативами?

 

Стратегию сокращения обычно используют предприятия, имеющие слабые конкурентные позиции. В рамках этой стратегии возможны следующие альтернативные решения.