Цели, принципы и методы управленческого анализа.

Управленческий анализ – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.

Конечной целью управленческого анализа является предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени соответствует будущему предприятия.

Разделение стратегического анализа на две части (анализ внешней среды и управленческий анализ) связано с тем, что за их проведение должны отвечать разные службы предприятия.

Необходимость проведения управленческого анализа определяется следующими факторами:

1) Он необходим при разработке стратегии развития предприятия и в целом для реализации эффективного менеджмента, так как он является важным этапом управленческого цикла;

2) Он необходим для оценки для оценки привлекательности предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и других рейтингах;

3) Управленческий анализ позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.

В результате проведения внутреннего анализа предприятия можно выявить следующие моменты:

- переоценивает или, наоборот, недооценивает себя предприятие;

- переоценивает или недооценивает оно своих конкурентов;

- каким требованиям рынка оно придает чересчур большое или, наоборот, слишком малое значение.

Результаты анализа должны заставить персонал предприятия понять и принять необходимость изменений.

Выделяют два направления экономического анализа на предприятии и соответственно две группы показателей:

- показатели, характеризующие экономический потенциал предприятия;

- показатели, характеризующие хозяйственную деятельность предприятия.

При управленческом анализе речь идет об оценке экономического потенциала предприятия, его сравнении с другими предприятиями, определении места предприятия в системе ранжирования на национальном и международном уровне. К числу таких показателей относят активы предприятия, объем продаж, показатели валовой или чистой прибыли, число занятых, научно-технический потенциал предприятия.

В основе управленческого анализа деятельности предприятия должны лежать следующие общеметодологические принципы:

- Системный подход, в соответствии с которым предприятие рассматривается как сложная система, действующая в среде открытых систем и состоящая в свою очередь из ряда подсистем.

- Принцип комплексного анализа всех составляющих подсистем, элементов предприятия.

- Динамический принцип и принцип сравнительного анализа: анализ всех показателей в динамике, а также в сравнении с аналогичными показателями конкурирующих предприятий.

- Принцип учета специфики предприятия.

В соответствии с выделенными принципами управленческого анализ деятельности предприятия осуществляется по уровням принятия управленческих решений и разработки стратегии.

Выделяют следующие методы управленческого анализа:

- Ситуационный анализ.

- Портфельный анализ.

- Кабинетные исследования: работа с бухгалтерскими документами, статистической информацией и т.д.

- Наблюдения и опросы работников предприятия по специальным методикам.

- «Мозговой штурм», конференции и другие методы коллективной работы.

- Экспертные оценки.

- Математические методы.

Под проблемой понимается несоответствие состояния управляемого объекта целям, поставленным руководителем.

Выделяют три типа проблем:

1) Сущностные проблемы предприятий, которые нельзя решить, можно лишь снизить их остроту в конкретных ситуациях и избегать их обострения. К таким проблемам относится противоречие между стабильностью и развитием предприятия.

2) Социокультурные проблемы имеют место на предприятиях не всегда. Их наличие зависит от определенного типа деловой и организационной культуры. Эти проблемы могут быть решены через обучение персонала, развитие деловой и организационной культуры.

3) Ситуационные проблемы могут появиться из-за ошибок конкретных менеджеров, из-за особого стечения обстоятельств. Такие проблемы всегда конкретны: есть на одном предприятии, но отсутствуют на другом.