Цели, принципы и методы управленческого анализа.
Управленческий анализ – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.
Конечной целью управленческого анализа является предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени соответствует будущему предприятия.
Разделение стратегического анализа на две части (анализ внешней среды и управленческий анализ) связано с тем, что за их проведение должны отвечать разные службы предприятия.
Необходимость проведения управленческого анализа определяется следующими факторами:
1) Он необходим при разработке стратегии развития предприятия и в целом для реализации эффективного менеджмента, так как он является важным этапом управленческого цикла;
2) Он необходим для оценки для оценки привлекательности предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и других рейтингах;
3) Управленческий анализ позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.
В результате проведения внутреннего анализа предприятия можно выявить следующие моменты:
- переоценивает или, наоборот, недооценивает себя предприятие;
- переоценивает или недооценивает оно своих конкурентов;
- каким требованиям рынка оно придает чересчур большое или, наоборот, слишком малое значение.
Результаты анализа должны заставить персонал предприятия понять и принять необходимость изменений.
Выделяют два направления экономического анализа на предприятии и соответственно две группы показателей:
- показатели, характеризующие экономический потенциал предприятия;
- показатели, характеризующие хозяйственную деятельность предприятия.
При управленческом анализе речь идет об оценке экономического потенциала предприятия, его сравнении с другими предприятиями, определении места предприятия в системе ранжирования на национальном и международном уровне. К числу таких показателей относят активы предприятия, объем продаж, показатели валовой или чистой прибыли, число занятых, научно-технический потенциал предприятия.
В основе управленческого анализа деятельности предприятия должны лежать следующие общеметодологические принципы:
- Системный подход, в соответствии с которым предприятие рассматривается как сложная система, действующая в среде открытых систем и состоящая в свою очередь из ряда подсистем.
- Принцип комплексного анализа всех составляющих подсистем, элементов предприятия.
- Динамический принцип и принцип сравнительного анализа: анализ всех показателей в динамике, а также в сравнении с аналогичными показателями конкурирующих предприятий.
- Принцип учета специфики предприятия.
В соответствии с выделенными принципами управленческого анализ деятельности предприятия осуществляется по уровням принятия управленческих решений и разработки стратегии.
Выделяют следующие методы управленческого анализа:
- Ситуационный анализ.
- Портфельный анализ.
- Кабинетные исследования: работа с бухгалтерскими документами, статистической информацией и т.д.
- Наблюдения и опросы работников предприятия по специальным методикам.
- «Мозговой штурм», конференции и другие методы коллективной работы.
- Экспертные оценки.
- Математические методы.
Под проблемой понимается несоответствие состояния управляемого объекта целям, поставленным руководителем.
Выделяют три типа проблем:
1) Сущностные проблемы предприятий, которые нельзя решить, можно лишь снизить их остроту в конкретных ситуациях и избегать их обострения. К таким проблемам относится противоречие между стабильностью и развитием предприятия.
2) Социокультурные проблемы имеют место на предприятиях не всегда. Их наличие зависит от определенного типа деловой и организационной культуры. Эти проблемы могут быть решены через обучение персонала, развитие деловой и организационной культуры.
3) Ситуационные проблемы могут появиться из-за ошибок конкретных менеджеров, из-за особого стечения обстоятельств. Такие проблемы всегда конкретны: есть на одном предприятии, но отсутствуют на другом.