Абсолютная монархия. Эта форма правления типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального. 12 страница

Формы взаимодействия внутригосударственного и международного права.Национальные системы права регулируют внутригосударственные отношения. Нормы внутригосударственного права не могут регулировать международные отношения. Однако это не означает, что эти нормы, вся система внутреннего права не могут воздействовать на международное право. Есть определенные формы влияния норм внутригосударственного права на международные отношения и международное право.

Внутригосударственное право, законодательство определяют организацию и деятельность государства, его политику внутри страны и на международной арене. Особенно зримо это проявляется в правовом государстве, выражающем суверенную волю народа.

Внутригосударственное право находит выражение во внешней политике и дипломатии государства. Конечно, внешняя политика и дипломатия государства не должны вступать в противоречие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Через политику, дипломатию государство выражает и утверждает правовые идеи, взгляды, нормы, закрепленные в политическом, правовом, нравственном сознании народа, в нормативно-правовых актах и тем самым воздействует на международную жизнь, межгосударственные отношения, на международное право.

Одной из таких форм воздействия внутреннего права на международные отношения, нормы международного права является закрепление в Конституции государства, других правовых актах принципов международного права. В преамбуле Конституции Российской Федерации получили выражение принцип уважения прав и свобод человека, общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов, принцип суверенной государственности России. Конституция Российской Федерации установила, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (п. 4 ст. 15).

Следует отметить, что Конституция Союза ССР 1977 г. провозгласила основой внешней политики государства принципы международного права, в том числе и такой, как выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 29).

Конституционные положения об основных принципах и нормах международного права создают высокие юридические гарантии того, что эти принципы и нормы будут реальной основой внешней политики государства, что государственные органы и должностные лица будут учитывать эти положения и во внутренней жизни страны, общества. Внутригосударственное право, вся система его норм представляют собой своеобразный источник норм международного права. Национальное право, прежде всего, отражает происходящие в государственно-организованном обществе изменения. Развитие науки, техники, культуры, изменения самого человека, демографические процессы, развитие общественных отношений и т.д. - все это происходит в пределах государства, находит отражение и закрепление в нормах национального права. Создается и умножается опыт сотрудничества государств в определенных областях жизни, в реализации совпадающих или близких интересов, умножается решение дел, связанных с иностранным элементом.

Опыт международного сотрудничества государств находит выражение в разных формах унификации регулирования отношений между ними. Значительный теоретический и практический интерес представляет правовая система Европейского Союза, который был создан в 1992 г. Отличительной особенностью права Европейского Союза является его верховенство и прямое действие на территории всех стран, входящих в Союз[132]. Граждане государств, входящих в Европейский Союз, являются одновременно гражданами Европейского Союза. Гражданство Союза дополняет, а не подменяет национальное гражданство.

Нормы международно-правовых актов, для того чтобы регулировать внутригосударственные отношения, должны войти в систему права этого государства, т.е. быть имплементированы во внутреннее право. Важное средство имплементации представляет трансформация, которая проявляется в нескольких формах (прямая, опосредствованная, смешанная).

Прямая трансформация означает, что нормы заключенного и ратифицированного международного договора непосредственно обретают силу закона, а если государства об этом достигнут соглашения, то и силу, превосходящую закон. Опосредствованная трансформация означает принятие особого закона, другого нормативного правового акта, переводящего норму международного договора во внутригосударственную норму права. Очевидно, что правовой статус личности по международному договору, по международному праву нуждается во внутригосударственном юридическом механизме обеспечения и защиты. А для этого необходимо разработать систему норм внутреннего права, которые обеспечили бы комплекс юридических, социальных, экономических гарантий правового статуса личности.

Наиболее распространенной является смешанная трансформация, которая представляет собой сочетание элементов первых двух видов трансформации.

Закон и нормы международного права в обеспечении конституционного порядка в России.В обеспечении конституционного порядка в Российской Федерации закон, другие нормативно-правовые акты взаимодействуют с международным правом. Об этом свидетельствуют положения Конституции Российской Федерации. Важные вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, вопросы внутренней и внешней политики государства решают органы государства на основе законов, международных договоров Российской Федерации, других опирающихся на них нормативных актов.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией России. Основной Закон Российского государства закрепил право гражданина в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (п. 3 ст. 46).

В Конституции Российской Федерации постановлено, что гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ст. 61).

Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62). Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В этой же статье Конституции России указывается, что в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государства осуществляется на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Конституция закрепила федеративное устройство государства. В ряде статей гл. 3 содержатся положения о нормах международного права, международных договорах Российской Федерации. Так, в ст. 69 Конституции России говорится, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Регулятивная роль норм международного права в закреплении территориальных прав России признается в ст. 67 Конституции, где указывается, что территория Российской Федерации включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ним. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом и нормами международного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет, что в ведении Российской Федерации находятся внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации (ст. 71). В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. Президент Российской Федерации является главой государства. Он в соответствии с Конституцией России и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент России ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей (ст. 86).

Конституция Российской Федерации признает и закрепляет право России участвовать в межгосударственных объединениях и определяет условия, препятствующие этому участию. Статья 79 гласит, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85).

Конституционный Суд России разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Конституционный Суд дает толкование Конституции Российской Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (п. 6 ст. 125).

Проблема взаимосвязей закона, международного договора, норм международного права в регулировании внутригосударственных отношений обретает новые аспекты в связи с развитием отношений между Российской Федерацией, ее центром и субъектами Федерации (регионами). Представляет интерес в теоретическом и практическом плане исследование правовых проблем международной деятельности субъектов Российской Федерации. Предстоит большая работа по исследованию и обобщению материалов, характеризующих взаимодействие внутригосударственного и международного права в государствах, входящих в СНГ. Когда-то эти государства были «союзными республиками». В настоящее время это суверенные государства, являющиеся членами Организации Объединенных Наций; отношения между ними регулируются международным правом. В то же время существуют совместные акты СНГ, внутригосударственные правовые акты стран, входящих в Содружество Независимых Государств. Объединительным тенденциям в странах СНГ противоборствуют определенные национальные силы, и предстоит, по-видимому, многолетняя, длительная работа по превращению СНГ в действительно эффективную организацию государств.

 


 


[1] Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов. А.Б. Венгеров. – 4-е изд. стер. – Москва: Омега-Л, 2007. С. 26.

[2] Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 61.

3 В.А. Ранов. Древнейшие страницы истории человечества. Просвещение 1988

[4] Вишневский П. Ф. и др. Общая теория государства и права. М.: Тесей, 1999.

[5] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1996. С. 27.

[6] Теория государства и права. Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 1997. С. 41.

[7] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малым. М., 1997. С. 42.

[8] Венгеров А.Б. Теория государства и права. Т. 1. Теория права. М., 1996. С. 45.

[9] Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990. С. 287, 288, 346.

[10] Там же. С. 288.

[11] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. М., 1998. С. 136.

[12] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учебное пособие. М., 1995. Т. 2. Вып. 2, 3,4. С. 112.

[13] Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. С. 288.

[14] Лейст О.Э. Сущность и исторические типы права // Вестник Моск. ун-та. Сер. И. Право. 1992. № 1.

[15] Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972. С. 54

[16] Аннерс Э. История европейского права. М., 1996. С. 10.

[17] Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986. С. 53.

[18] Кельзен Г. Чистое учение о праве. Вып. 1. М., 1987. С. 48.

[19] Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1997. С. 378.

[20] Цит. по: Подгурецкий А. Очерк социологии права. С. 94. Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. С. 102.

[21] Аннерс Э. История европейского права. С. 18-19.

[22] Цит. по: Подгурецкий А. Очерк социологии права. С. 101-102.

[23]Аннерс Цит. по: Подгурецкий А. Очерк социологии права. С. 103.

[24] Э. История европейского права. С. 19.

[25] Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. С. 379.

[26] Аннерс Э. История европейского права. С. 15.

[27] Эванс-Причард Э.Э. Нуэры. Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. М., 1978. С. 144.

[28] Подгурецкий А. Очерк социологии права. С. 95.

[29] Бочаров В.В. Власть. Традиции. Управление. М., 1992. С. 40.

[30] Там же.

[31] Стингл М. Таинственная Полинезия. М., 1991. С. 157.

[32] Там же. С. 157.

[33] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 73.

[34] Подгурецкий А. Очерк социологии права. С. 97

[35] Аннерс Э. История европейского права. С. 13.

[36] Подгурецкий А. Очерк социологии права. С. 93.

[37] Аннерс Э. История европейского права. С. 13.

[38] Кельзен Г. Чистое учение о праве. Вып. 1. М., 1987. С. 57-58.

[39] Аннерс Э. История европейского права. С. 12.

[40] Там же. С. 12-15.

[41] Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996. С. 88-89.

[42] Там же. С. 91.

[43] Подгурецкий А. Очерк социологии права. С. 107.

[44] Карбонье Ж. Юридическая социология. С. 61.

[45] Карбонье Ж. Юридическая социология. С. 61.

[46] Там же. С. 61.

[47] Broekman Jan M. Droit et anthropologie. P., 1993. P. 94.

[48] Венгеров А.Б. Теория государства и права. Теория права. С. 54.

[49] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учебное пособие. С. 114.

[50] Там же. С. 115.

[51] Там же. С. 113-114.

[52] Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. Учебное пособие. Москва, Юристъ, 1999. С.219.

[53] Там же. С.221.

[54] Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. Москва, 1996. С.282.

[55] Там же. С.283.

[56] Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. Москва, 1996. С.284.

[57] Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. Учебное пособие. Москва, Юристъ, 1999. С.224.

[58] Там же. С.226.

[59] Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. Учебное пособие. Москва, Юристъ, 1999. С.226.

[60] Там же. С.228.

[61] Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. Учебное пособие. Москва, Юристъ, 1999. С.229.

[62] Теория государства и права Учебник для юридических вузов и факультетов. Авторский коллектив: Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М., Левшин В.И., Перевалов В.Д., Пучков О.А., Русинов Р.К., Семитко А.П., Тарасов Н.Н., Шабуров А.С. 1998. С. 47.

[63] Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. Учебное пособие. Москва, Юристъ, 1999. С.230.

[64] См.: Основы теории политической системы. М. 1985 г. Главы I-IV.

 

[65] Раянов Ф.М. Юриспруденция. Курс лекция для студентов юридических вузов. – Изд-е Башкирск. Ун-та. – Уфа, 2001. С. 116.

[66] См. там же. С. 116-117.

[67] Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 130.

[68] Теория государства и права Учебник для юридических вузов и факультетов. Авторский коллектив: Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М., Левшин В.И., Перевалов В.Д., Пучков О.А., Русинов Р.К., Семитко А.П., Тарасов Н.Н., Шабуров А.С. 1998. С. 103.

[69] Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 174.

[70] Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб.: - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 216

[71] Мошелков Е.Н. Переходные процессы в России. М., 1996. С. 4.

[72] Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб.: - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 222-232.

[73] Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб.: - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С.242.

[74] Тойнби А. Дж. Постижение истории. С. 532.

[75] Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. Под ред. доктора юридических наук, профессора М.Н. Марченко. М. 1999. С. 104.

[76] Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденция). Учебный курс для юридических вузов. М.: Издательский дом «Право и государство». С.

[77] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. — М.: Издательство "Интерстиль", 1998.

[78] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. — М.: Издательство «Интерстиль», 1998.

[79] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. — М.: Издательство «Интерстиль», 1998.

[80] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1996. С 117

[81] Алексеев С.С. Государство и право. М.,1999 г.

[82] Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденция). Учебный курс для юридических вузов. М.: Издательский дом «Право и государство». С.

[83] Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Под ред. Страшуна Б.А. М.: Бек, 2000 г

[84] Петров В.С. Сущность, содержание и формы государства Л. 1971. С. 112

[85] См. Там же.

[86] Петров В.С. Тип и формы государства ЛГУ. 1967. С. 56.

[87] См. Там же

[88] Теория государства и права. М., 1970. С 103.

[89] Явич Л. С. Общая теория права. Л., 1976. С. 111.

[90] Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 142.

[91] Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1992. С. 22.

[92] Иоффе О. С., Шаргородский М. Д. Указ. соч. С. 59.

[93] Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Саратов, 1995. С. 112.

[94] Курс лекций МГУ по теории государства и права // Под ред. проф. М. Н. Марченко. – М., 2004.

[95] Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М., 2000.

[96] Российская газета. 1997. 25 сент. Изменения и дополнения внесены Федеральным законом от 30 марта 1999 г. (Российская газета. 1999. 6 апр.).

[97] Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 674.

[98] Тихомиров Ю.А. Законодательная техника как фактор эффективности законодательной и правоприменительной деятельности// Проблемы юридической техники / Под ред. В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2000, С. 38.

[99] См.: Иеринг Р. Юридическая техника СПб., 1906, С. 5-8.

[100] Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 676-680.

[101] Венгеров А.Б. «Теория государства и права», Москва, 2002, «Омега-Л», С.261-262.

[102] Корельский В.М., Перевалов В.Д. «Теория государства и права», Москва, 2002, С. 397-398.

[103] Карташов В.Н. «Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность», Саратов, 1989, С. 165.

[104] Хропанюк В.Н. «Теория государства и права. Хрестоматия», Москва, 1998, С. 678-679.

[105] Матузов Н.И., Малько А.В. «Теория государства и права», Москва, 2003, «Юристъ», С. 334-337.

[106] Лазарев В.В. «Применение советского права», Казань, 1972, С, 303-305.

[107] Юсупов В.А. «Правоприменительная деятельность органов управления», М., 1979, С. 100-107.

[108] Лазарев В.В., Липень С.В. «Теория государства и права», Москва, 2004, «Спарк», С. 372-373.

[109] Хропанюк В.Н. «Теория государства и права», Москва, 2000, «Интерстиль», С. 264-265.

[110] Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 698-699.

[111] Это отмечает профессор Г.И. Муромцев, анализируя соотношение международного и внутригосударственного права в свете Конституции Российской Федерации // Право и политика современной России. М., 1996. С. 126.

[112] Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1996. С. 9.

[113] Международное право: Учебник / Отв. ред. Г.И. Тункин. М., 1982. С. 44-45.

[114] Международное право: Учебник / Отв. ред. Г.И. Тункин. С. 3

[115] Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. М., 1993. С. 11.

[116] Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970. С. 93.

[117] Там же.

[118] Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. С. 99.

[119] Курс международного права. Т. 2. М., 1989. С. 5.

[120] Талалаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права в Конституции Российской Федерации // Журнал международного права. 1994. №4. С.5.

[121] Международное право в документах. М., 1982. С. 11-12

[122] Международное морское, воздушное и космическое право: общее и особенное / Отв. ред. А.П. Мовчан, Е.П. Каменецкая. М., 1992. С. 12.

[123] Международное атомное право / Отв. ред. А.И. Иойрыш, A.M. Петросян, В.Ф. Петровский. М., 1987. С. 20.

[124] Там же.

[125] Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1996. С. И.

[126] Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1996. С. И.

[127] Конституции буржуазных государств. М., 1982. С. 31.

[128] Черниченко С.В.Международное право: современные теоретические проблемы. С. ПО.

[129] Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С. 17.

[130] Лукашук И.И. Применение норм международного права в свете федерального закона в международных договорах России // Российский юридический журнал. 1996. № 4. С. 51.

[131] Там же. С. 47.

[132] Основы права Европейского Союза. Учебное пособие. М., 1997. С. 162