БИЗНЕС - ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ.

Объем бизнес-плана зависит от его цели. Если это план внутрифирменного развития, то объем его не регламентируется. Для получения небольших или средних инвестиций бизнес-план обычно состоит из 20-25 листов, а бизнес-план, цель которого - привлечение крупного инвестиционного капитала, может состоять из 50-80 страниц, без учета приложений.

Структура бизнес-плана достаточно стандартна, вне зависимости от объема необходимых инвестиций, а также от того, кто обращается за ними: начинающая свой бизнес малая фирма или мощная, давно функционирующая корпорация.

Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов:

1. Оглавление.

2. Исполнительное резюме (введение).

3. Общее описание предприятия (организации).

4. Продукция и услуги.

5. Маркетинг-план.

6. Производственный план.

7. Управление и организация.

8. Капитал и юридическая форма предприятия.

9. Финансовый план.

Приложения: а - краткие сведения о конкурентах; б -проектировки объемов продаж по рынкам и ассортиментным наборам продукции; в - анализ прибыльности ассортиментных наборов.

Исполнительное резюме.Фактически резюме является сокращенной версией плана, своего рода уведомление о намерениях. После прочтения резюме рецензент должен иметь относительно ясное понимание того, что будет представлено в более детальной форме в остальной части плана. Резюме следует писать после завершения работы над планом. Исполнительное резюме должно возбуждать немедленный интерес у рецензента. Интерес должны вызывать концепция, норма прибыли или просто стиль изложения.

Общее описание предприятия (организации).Объем описания компании не должен превышать несколько страниц. Раздел лучше начинать с анализа текущего состояния дел отрасли, в которой функционирует предприятие; показать тенденции развития отрасли. Необходимо показать, какое место в отрасли занимает предприятие, и приступить к его описанию.

Здесь можно кратко рассказать об истории развития предприятия( дата основания компании, ее основные успехи или достижения). Краткие сведения о предприятии должны, как правило, включать следующее:

1. Общие сведения: расположение предприятия; занимаемая площадь; количество зданий и цехов; площадь земельного участка (собственный или арендуемый); выгодность расположения; количество работников.

2. Характеристика основных фондов предприятия: состояние, износ оборудования; оценка стоимости оборудования; стоимость арендованного оборудования; стоимость не установленного оборудования.

3.Является ли компания производственной, торговой или действует в сфере услуг. Что и как она намерена предоставлять своим клиентам.

4.В каких географических пределах она планирует развивать свой бизнес.

5.Имет ли компания разработанный ассортимент товаров; как ведет маркетинг своих продуктов и стремится расширить масштабы деятельности.

Очень важно внятно сформулировать цели бизнеса. Возможно, компания стремится выйти на определенный объем продаж или в определенные географические регионы.

Продукция и услуги. Задачей этого раздела является описание в наиболее сжатой форме характеристик товаров и услуг, предлагаемых данным бизнесом. Поскольку предприниматель, вероятно, намного лучше разбирается в избранной области, нежели инвестор, важно, чтобы характеристики и привлекательные черты продуктов и услуг были описаны в простой и ясной форме.

В этот раздел обычно включается следующая информация.

1. Физическое описание. Описание физических характеристик продукции. Фотография, рисунок продукта или рекламный проспект. При описании услуг лучше помогают диаграммы.

2. Использование и привлекательность товара. Дав точное описание продукции или услуги, предприниматель должен особо остановиться на возможности их использования и на привлекательных сторонах. Подчеркнуть уникальность товара. Например некий продукт может позволяет выполнять определенную задачу быстрее или более эффективно по сравнению с конкурирующими изделиями.

3. Разработка и развитие. Важно уделить особое внимание разработке продукта или услуги, в том числе вопросу о том, как шло развитие этого процесса вплоть до настоящего момента и как оно видится в будущем. Полезно прокомментировать готовность продукции или услуг к выходу на рынок, поскольку это поможет оценить жизнеспособность предприятия.

В приложении необходимо привести официальные документы, сертификаты, рецепты, патенты, заключения экспертов и т.п., подтверждающие качество и новизну предлагаемого товара.

Маркетинг-план. В этом разделе говорится о характере намеченного бизнеса и способах, благодаря которым можно рассчитывать на успех. Цель раздела - разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара.

Данный раздел бизнес-плана должен быть сфокусирован на реализации глобальной цели с четкой ориентацией на основные элементы совокупных механизмов: «Пять Пи» и «Четырех Си». Подход «Пять Пи» учитывает следующие факторы: продукт, цена, местонахождение, продвижение и правительственная политика. Механизм «Четыре Си» считает необходимым учитывать: клиентов, т.е. круг потребителей, которые пользуются нашими услугами и, главное, в каком объеме; компания; каналы распределения с системным обоснованием маршрутов продвижения грузов и их основных участников; основные конкуренты.

Маркетинг - план включает следующие основные моменты:

1. Определение спроса и возможностей рынка. В разделе должен определяться спрос на данный продукт или услугу, а также рынок и возможности, которые этот рынок предоставляет. Более конкретно в нем должен быть очерчен весь рынок в целом, первичные и вторичные целевые сегменты рынка, а также значение и характеристика этих сегментов.

2. Конкуренция и другие факторы воздействия. Внимание должно быть сосредоточено на рыночных условиях, которые определяются факторами, внешними по отношению к данному бизнесу. Важно обратить внимание на правительственное регулирование:

* степень конкуренции в отрасли;

* будущие источники конкуренции;

* другие внешние факторы.

3. Стратегия маркетинга. Как бизнес будет управлять средствами маркетинга. Стратегия может охватить такие факторы, как сбыт, реклама, продвижение товара, ценообразование, стимулирование продаж и анализ расположения торговых предприятий. Важно составить график деятельности компании по всем направлениям стратегии для периода, охватываемого бизнес-планом:

* стратегия сбыта и распространения. Прибегнет ли бизнес к собственной службе сбыта для прямого маркетинга или же будут использованы дилеры, дистрибьюторы или посредники? Какое вознаграждение получат? Какие стимулы будут действовать на них?

* ценообразование. Следует привести общую структуру цен и соображения, лежащие в ее основе. Следует рассмотреть политику скидок и изменения цен, а также влияние ценовой политики в целом на валовую прибыль (выручка от продаж за вычетом себестоимости реализованной продукции).

* реклама, связи с общественностью, продвижение товара. Необходимо сосредоточиться на концепции и творческом содержании кампании, на инструментах, которые будут использованы, таких, как электронные средства информации, пресса или прямая посылка по почте, и на масштабах, в которых будут использоваться каждое из этих средств.

* анализ места размещения компании.

* бюджетные данные. Предприниматель может предложить основной бюджет маркетинга. Диаграммы, графики, таблицы и другие иллюстративные материалы могут оказаться самым эффективным средством иллюстрации того, как будет организован маркетинг в целом и как будут распределяться ресурсы между различными его элементами.

* последующая стратегия маркетинга: выход на международный рынок, расширение рекламы и пр.

4. Исследование рынка:

* прогнозы объемов продаж. Здесь можно сказать о рассчитываемом росте объемов продаж; о предполагаемой части рынка, которая будет завоевана;

* объемы продаж по периодам;

* объемы продаж по продуктам и услугам. Это дает представление о приоритетах компании, о принципах, в соответствии с которыми компания распределяет свои ресурсы.

* объемы продаж по группам потребителей (по сегментам рынка);

* доля рынка - процент от общего объема продаж на рынке, который компания предполагает обеспечить для себя.

5.Дополнительные материалы, которые могут подтвердить достоверность утверждений, содержащихся в плане. В их число могут входить исследования по данной отрасли, письма в поддержку, проспекты и обзоры или статьи, имеющие отношение к товару или услуге.

Производственный план.Как документ для внутреннего планирования бизнес-план должен быть подробным планом производственной деятельности. Цель раздела - доказать потенциальным инвесторам, что экономический потенциал предприятия способен обеспечить производственную программу, предусмотренную бизнес-планом.

Основные вопросы, на которые нужно ответить в этом разделе бизнес-плана:

Изготовление продукции. Когда речь идет о производстве, важно рассмотреть процесс производства продукции. Обычно предусматривается описание зданий, оборудования, потребностей в сырье и трудовых ресурсах, технологических процессов, сборочных линий и робототехники, а также возможностей бизнеса, в частности: производственных мощностей и программы контроля качества.

Целесообразно привести технологические схемы производства основных видов продукции, технологические планировки основных цехов, характеристики головного оборудования, генеральный план предприятия.

При составлении производственного плана важно рассмотреть влияние роста выпуска продукции на производственные операции: Нужно ли будет расширять завод? Потребуется ли дополнительное станочное и другое оборудование? Понадобится ли для этого дополнительное финансирование?

2.Обслуживание и сервис. В плане может быть рассмотрен уровень сервиса, который компания обеспечивает после того, как потребитель приобретет товар или услугу. В некоторых случаях сервис после продажи может стать дополнительным источником дохода.

Очень важно обеспечить эксплуатацию и эффективный сервис в ранний период жизни продукта, поскольку именно в этот период вероятность выявления дефектов или отказа в работе наиболее высока. Способность компании быстро реагировать на такие ситуации сделает ее репутацию на рынке более устойчивой. Кроме того, надлежащий сервис может стать средством установления постоянных связей с клиентом.

3. Внешние воздействия. Следует рассмотреть такие факторы:

* ограничения, налагаемые органами по контролю за вредными выбросами или требованиями техники безопасности;

* производственные ресурсы. Способ работы компании зависит от цен и наличия производственных ресурсов, таких как труд и сырье. Такие ресурсы подвержены внешним воздействиям.

* изменения в технологии. Конкурирующие продукты могут эволюционизировать таким образом, что это будет влиять на производственную деятельность компании.

* клиенты. Предпринимателю следует считаться с влиянием, исходящим от клиентуры.

* регулирующие правила. Имеется масса правовых актов, изданных федеральными органами, которые оказывают влияние на действие компании. Необходимо в сжатой форме рассмотреть: характер и источник воздействия; потенциальные воздействия и их отрицательные или положительные итоги; способы, к которым компания может прибегнуть для преодоления их негативного влияния.

4.Меры по правовой защите. К ним относятся патенты, лицензии, товарные знаки или авторские права. Необходимо отразить:

* что является объектом правовой защиты?

* влияние правовой защиты. Такое влияние может быть глубоким, обеспечивающим долговременное преимущество в конкуренции. Это должно быть отражено.

Управление и организация. В этом разделе должны быть рассмотрены следующие вопросы:

* Менеджеры и организаторы: предприниматели-основатели дела; активные инвесторы; сотрудники на ключевых постах(директор по маркетингу, технический директор, управляющий заводом, директора и консультанты). В разделе могут быть предоставлены краткие сведения, отражающие уровень квалификации и профессиональные достижения каждого из членов команды. Иногда можно привести краткие биографии.

* Организационная структура. В этом подразделе нужно показать, прежде всего, управленческую структуру: кто персонально принимает стратегические решения, какие отделы принимают участие в принятии решения. Показать кратко количество отделов, цехов, их основные функции. При необходимости следует представить план развития организационной структуры компании.

* Кадровая политика и стратегия. Раздел должен дать представление о философии, которой руководствуется компания при решении организационных и кадровых вопросов, пояснить стандарты и процедуру найма персонала. Могут представлять интерес такие вопросы, как структура заработной платы, пакеты льгот, премии, планы стимулирования, участие в прибылях, и пр.

Капитал и юридическая форма компании.В этом разделе предприниматель сообщает, какая юридическая форма будет выбрана и как будет капитализировано предприятие:

* структура компании, юридическая форма и способы финансового участия;

* требования в отношении капитала. Источники средств, имеющихся в настоящее время, а также тех, к которым предполагается прибегнуть в будущем.

Финансовый план.Цель финансового раздела бизнес-плана - обобщение материалов предыдущих разделов и представление их в стоимостном выражении. Следует подчеркнуть важность и достоверность

представляемых данных. Имеет смысл рассмотреть несколько сценариев в силу того, что всякий финансовый анализ будущего неизбежно характеризуется той или иной степенью неопределенности. Во многих отношениях финансовый план наиболее гибкая по форме часть бизнес-плана.

Финансовый план содержит следующие основные моменты:

* Сводный прогноз доходов и расходов. Задача этого подраздела - показать, как будет формироваться и изменяться прибыль.

* Отчет о денежных потоках отражает сведения о денежных поступлениях и выплатах: поступление выручки от продаж; фактическая оплата затрат предприятия и пр.

* Баланс активов и пассивов предприятия, финансовые коэффициенты и статистические показатели.

* Анализ безубыточности (построение графика рентабельности).

Подготовленный надлежащим образом финансовый план может послужить также основой для комплексной поэтапной оценки развития предприятия, выполнения проекта. Все данные, которые могут вызвать сомнения инвестора, необходимо снабдить комментариями.

Приложения. Это не регламентируемый по объему раздел. В приложении к деловому плану приводятся документы, не являющиеся частью текста, но на которые есть ссылки в бизнес-плане.