МАЗУРКИ

Патриотическое звучание шопеновских мазурок - в их глубоких, коренных связях с народным искусством, народными танцами, с картинами польской жизни в том, что в них звучит - «Душа народа» (Асафьев). Основу шопеновских мазурок составляют три польских народных танца: мазур, куявяк и оберек. Эти танцы отличаются от двухдольного краковяка (танцевальная форма, к которой Шопен почти не о6ращался) т р е х д о л ь н ы м размером. Все три танца имеют много общего, но между ними есть и различия в общем характере, в ритмике, в акцентировке.[1]

Из трех народных танцевальных форм в шопеновских мазурках чаще всего встречается мазур. Но лишь в сравнительно немногочисленных мазурках Шопен ограничивается мазуром. Обычно, в пределах одной пьесы, он сопоставляет с мазуром - куявяк или оберек, или оба эти танца (а иногда и вальс). Используя различия между мазуром, куявяком и обереком, Шопен достигает в своих мазурках яркой контрастности.

Далеко не во всех мазурках связи с народными жанрами тaк, очевидны. Во многих мазурках Шопен очень свободно развивает особенности народных танцевальных форм, создавая весьма различные по содержанию поэтические произведения.

Родство с польским народным искусством подчеркнуто в нескольких мазурках и ладовым строением. Например, во фригийском миноре написана основная темa мазурки cis-moll ор. 41 № 1.

 

Шопеновские мазурки можно разделить на три группы.

1. Некоторые кажутся бытовыми зарисовками, жанровыми картинками (вероятно, именно такого рода мазурки Шопен сам называл, как свидетельствует Лист, «картинками» - «образками»). В таких мазурках (особенно в кратких вступлениях) Шопен охотно имитирует звучания польских народных инструментов (обычно скрипки и волынки). Несложные танцевальные мелодии незатейливо гармонизованы, проникнуты простодушным весельем и вызывают в воображении слушающего мирную картину деревенской жизни.

· Показательна мазурка C-dur ор. 24 № 2. Чередование тоники и доминанты во вступительном четырехтакте - подражание игре народных польских музыкантов. За этим вступлением следует веселый, радостный о6ерек. Интересно, что Шопен, с его богатством гармонического мышления, с его склонностью к хроматике, во всей первой части С-dur'ной мазурки не выходит за пределы самой строгой диатоники. Первая часть, довольно длительная, целиком исполняется на белых клавишах! Переменный лад (мажор - параллельный натуральный минор) -.звучит очень свежо. Опасности однообразия Шопен из6егает тональным контрастом, перенеся среднюю часть в Des-dur.

· В другой С-dur'ной мазурке, ор. 56 № 2, Шопен создает еще более яркую зарисовку народно-бытовой сценки. Четырехтактное вступление имитирует гудение волынки (такого рода органные пункты на тонике и доминанте в польской народной музыке действительно исполняются волынками с поддержкой контрабасов). Волыночный органный пункт, который выдерживается на протяжении всей первой части, четкие танцевальные ритмы - все создает картину народного веселья.

2. Вторая группа мазурок также сохраняет очень ясные, прочные связи с танцевальной музыкой. Некоторые из этих мазурок переносят слушателя в обстановку блестящего бала. Острые акценты, как будто «притоптывания», резкие скачки в мелодии явно рисуют порывистые движения танцующих. В таких мазурках царит торжественное, приподнятое настроение, радостная атмосфера.

· Напомним мазурку B-dur ор. 17 № 1. Танцевальность господствует и в изящных, грациозных мазурках (As-dur ор. 41 № 4, D-dur ор. 33 № 2).

 

3. Многие мазурки представляют собой произведения более сложных замыслов. В этих мазурках сохраняются и жанровые краски, встречаются и танцевальные эпизоды, которые можно поставить рядом с мазуркой B-dur. Но по существу - это лирические, иногда драматические поэмы, выросшие из ритмов и интонаций народной танцевальной музыки. Они многообразны, раскрывая самые различные стороны душевного мира человека. «Вот в ритмы мазурки, пишет Асафьев,- вплетены грустные, типично славянские напевно-пластичные думы; вот сознание композитора касается граней сумрачной меланхолии. Вдруг - солнце, свет, трепет жизни, воздух полей, песня, танец, игра. Среди радостей - облако: проходя, она затеняет лазурь неба, и в мелосе мазурки - тень скорби. Ущемленная в своем чувстве общительности и приветливости, душа великого артиста выступает со стороны своих сумрачных состояний». Среди пяти десятков шопеновских мазурок немало лирических поэм, в которых танцевальные ритмы наполнены порывом, нежностью; они принадлежат к наиболее «личным» из произведений их автора. Но личное в них, как и всегда у Шопена, перенесено, по выражению Асафьева, во «всем без слов понятное».

· В мазурке cis-moll ор. 30 № 4 танцевальная основа очень ясна. Но музыка имеет мало общего с эффектной мазуркой B-dur ор. 24. Мазурка cis-mоll-пылкая поэма, в которой слышатся и мольбы, и страстные уверения, и светлая радость.

· В мазурке h-moll ор. 33 № 4 танцевальность лишь оттеняет лирику основных образов. Элегическая главная тема - одна из тех шопеновских мелодий, в которых певучесть сочетается с речевой выразительностью. Первая тема срединного эпизода - изящная, слегка кокетливая и вместе с тем полная нежной ласки песенка. Этим мягким поэтическим образам противопоставлены задорные, зажигающие звуки бальной мазурки.

И мазурка h-moll, и другие мазурки-поэмы, с обилием контрастных образов (например, b-moll ор. 24 № 4, cis-mоll ор. 50 № 3), - сравнительно крупные пьесы. Яркие контрасты встречаются и в мазурках не столь крупных масштабов. Но обычно в таких небольших мазурках преобладает одно настроение. Напомним несколько лирических пьес из тетради мазурок.

· В мазурке gis-mоll ор. 33 № 1 от танца осталось немного. Правда, сохранилась прихотливая мазурочная акцентировка. Но она приобрела здесь иной смысл, подчеркивая выразительность декламационно-кантиленной мелодии. Это своего рода п е с н я - не утерявшая танцевальной основы, но все же песня, печальная, скорбная (авторское определение характера пьесы: Меstо - печально), однако далекая от безнадежности. В «аппассионатных» интонациях центрального эпизода слышится столь типичный для Шопена гордый протест.

· Рядом с gis-mоll'ной следует назвать мазурку g-mоll ор. 24 № 1. Песенные образы мягко, без резких контрастов, сменяются мелодиями с танцевальным оттенком. Но на протяжении всей пьесы сохраняется элегически-мечтательное настроение.

· Замечательные лирические мазурки создал Шопен в последние годы жизни. Самая известная из них - a-moll ор. 67 № 4. Контрастов в ней еще меньше, чем в мазурках gis-mоIl и g-mоIl. Общий тон мазурки - задумчиво-печальный, мечтательный, определяет главная тема. В мажорном срединном эпизоде - неоколько больше света, но нежно-мечтательный, элегический характер музыки сохраняется и здесь.

· Очень близка к мазурке a-moll элегическая мазурка f-moll ор. 63 № 2. И здесь, как и в мазурке a-moll, четкие контуры песенно-речевой мелодики кое-где затуманены колоритной хроматикой.

· Другой мазуркой f-mоIl, ор. 68 № 4, Шопен завершил свой творческий путь. По стилю и по общему тону она примыкает к только что рассмотренным двум мазуркам. Но в ней больше жалобы, глубже печаль. Обильными хроматизмами окутаны песенные в основе, образы мазурки f-mоll. Кажется, что перед великим польским художником, умиравшим на чужбине, последний раз, в дымке воспоминаний, возникали напевы его далекой родины.