Тема 4. Выбор темы и цель речи. Подбор материалов
Подготовка в каждой речи должна начинаться с выбора темы и формулировки общих и конкретных целей.
Тема – это то, чему посвящается речь. Ее рекомендуется обозначить в начале речи и сформулировать в одной фразе.
Цель речи – это то, что хочет разъяснить оратор, произвести впечатление, убедить и побудить к действию, или просто развлечь.
При выборе темы следует пользоваться следующими правилами:
1) выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам, но «не садитесь на любимого конька», не забывайте об интересах слушателей;
2) необходимо подбирать уместную тему, помните, что люди, собравшиеся на банкет, даже физически не воспринимают речей на научные темы;
3) выбирайте тему, которая может заинтересовать всех слушателей.
Каждое речевое воздействие должно иметь определённые цели и их надо определить. Потому формулируется сначала общая цель, а потом частные цели.
Общая цель может заключаться в том, чтобы развлечь, информировать, воодушевить, убедить, призвать к действию. Но часто речи сочетают в себе все виды целей.
1. Развлекательная речьне заключает никакой иной цели, кроме той, чтобы доставить удовольствие, потешить слушателей. Это искусство очень популярно в современном мире. Развлекательную речь можно слышать и в выступлениях комиков, и на банкете, и на концерте, и в клубе – в любом месте приятного общения и отдыха людей.
Шутка и серьезная мысль, правда и вымысел – это связная развлекательная речь. Однако связность может и отсутствовать, тогда это, например, цепь анекдотов.
Темой развлекательной речи может стать политика и погода, телевизионный сериал или один из участников разговора. Если обсуждение не касается присутствующего, то в речи могут быть юмор, ирония, сатира и сарказм. Если разговор затрагивает собравшихся, то этикетом предписано пользоваться только юмором (доброй шуткой), в юмористической речи можно рассказать и о самом себе.
2. Информационная речь сосредоточена на расширении знаний аудитории. Задача информационной речи не только возбудить любопытство, но и дать новое представление о предмете. Обычно она включает повествование, описание, объяснение. Повествование – это динамика или описание. Часто это описание предмета или события по частям, придание абстрактной информации наглядности, объяснение показывает, каков предмет, каково его предназначение или устройство. Вот некоторые примеры информационных тем:
Повествование: «Экспедиция Пржевальского в Среднюю Азию», «Жизнь домашней кошки», «Поиск и организация добычи полезных ископаемых», «Рост и упадок торгового предприятия».
Описательная речь: «Оригинальный состав блинов «а ля рус», «Экскурсии по памятникам Египта», «Жизнь в стратосфере». «Планеты, которые нас окружают», «Типы мотороллеров». «Система управления республиканского Рима», «Игры для менеджеров».
Объяснительная речь: «Как играть в преферанс», «Что вдохновляет политика». «Как делать сценарий», «Важность ораторского искусства».
Информационная речь должна быть интересна и ясна, она должна отвечать следующим требованиям:
а) в ней не должно быть ничего спорного (она не должна вызвать вопроса – верить или не верить);
б) она должна вызывать пытливость ума:
в)она направлена на удовлетворение запросов слушателя:
г) она обязана иметь практический выход.
3. Воодушевляющая речьзатрагивает глубинные интересы слушателя: ощущение конфликта, борьбы, опасности, чувства патриотизма, прекрасного, возвышенного, гнева и ненависти. Эти речи должны пробуждать мысли о насущных вопросах бытия. Темы этих речей могут быть: «Добрый друг семейный доктор», «Памяти павших героев», «Мысли в связи с юбилеем великого человека», «Высшее образование как существенная ступень культуры», «Правда и неправда о моей стране».
Обычная опасность для оратора в таких речах впасть в слащавую сентиментальность или ложный пафос.
4. Убеждающая речь.Убедить – означает логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо наложение. На практике это – агитационная речь, в которой оратор логическими и эмоциональными приемами убеждает соглашаться с ним в спорном вопросе.
Тема этой речи должна обязательно быть интересной (как и всякая речь), иначе никакие доводы не изменят мнения слушателей.
5. Речь, призывающая к действию.Действие это может наступить когда-нибудь или немедленно. Но имеется в виду действие самих слушателей, а не отсутствующих. Так, политические призывы относятся к голосованию за того или иного кандидата на официальный пост, бросить все силы на борьбу с преступностью, на устройство городского парка, за более чистый воздух, призывы к проведению референдума. Деловая речьбывает чаще убеждающей и призывающей к действию.
В процессе выбора темы и определения установок речи необходимо поставить себе ряд вопросов. Если хоть на один из них вы получите отрицательный ответ измените речь:
1. Действительно ли эта тема интересна?
2. Достаточно ли знаний по этому вопросу?
3. Возможно ли уложиться в отведенное время, придерживаться регламента?
4. Убежден ли я в том, в чем буду убеждать других?
5. Будут ли соответствовать моя тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателей?
Речь не может быть хорошей, если она лишена содержания. Нетрудно выступить с речью, если есть что сказать, но очень трудно это сделать, если только хочется сказать что-нибудь. Существует четыре источника накопления материала:
1) личный опыт;
2) размышления и наблюдения;
3) интервью и беседы;
4) чтение.
Перед каждым выступлением может и не следует использовать все четыре способа, но обдумать вопрос и заглянуть в книги нужно обязательно.
1. Личный опыт.Если вам нужно, например, приготовить речь на тему: «Книга, научившая меня многому», подумайте в начале о том, как вы читаете книги, какие из них составляют вашу библиотеку, к какой вы
обращаетесь за советом, кто ваши любимые писатели.
2. Размышления и наблюдениятребуют ответить на такие вопросы: что дают вам книги; как они меняют вашу речь, взгляды, стиль жизни?
3. Интервью и беседы.С кем вы чаше всего говорите о книгах? Что почерпнули из них, как обогатили вас эти разговоры? Что изменили в вашей жизни?
4. Чтение.Что вы прочитали о значении книг для человека, на какие мысли это вас натолкнуло, расширило ли ваши «горизонты»?
При чтении следует соблюдать правила, необходимые каждому начинающем оратору:
1. Читайте больше, чем нужно на первый взгляд. Для подготовки речи необходимо знать много, чтобы выбрать лучшее. По любому вопросу существуют и классические, и современные, и новейшие знания. Поэтому, не только книги, но и статьи из научных и общественно-политических журналов окажут вам неоценимую услугу.
2. Читайте критически: никогда не давайте овладеть вашим умом одному автору, никогда не выходите на трибуну, прочтя только одну книгу по данному вопросу – перед вами всегда должен быть спектр мнений, как сто тысяч звезд перед наблюдателем в темную августовскую ночь.
3. Читайте с пользой: приучайтесь вчитываться в книги в поисках нужной информации, т. е. читайте под определенным углом зрения. Помните знаменитый афоризм Френсиса Бэкона: «Одни книги можно лишь попробовать, другие – проглотить, и, наконец, немногие нужно разжевать и переваришь».
Тема 5. АргументацияЭффективность аргументации зависит от выбора и размещения убедительных доказательств к утверждениям, приведенным в высказывании. Важным также является умение вести дискуссию. В основу аргументации в классической риторике заложена логическая операция, которая является комбинацией суждений и доказательств: тезиса, аргумента и демонстрации.
Тезис – это изначальное утверждение, в речи оно требует дальнейшего раскрывания, подтверждения его истинности. Отметим, что истинность или неистинность тезиса рассматривается только в контексте приведенных аргументов.
Аргумент – следующее за тезисом положение, которое поясняет и обосновывает его.
Различают аргументы непосредственные (прямые) и опосредованные (непрямые). Для аргументов применимы как логические операции, так и ссылки на традиции и авторитеты.
Аргументация также бывает логичной и аналогичной.
В основе аналогичной аргументации лежит силлогизм (дедуктивный), введенный в риторику еще Аристотелем. Силлогизм – это единство двух суждений возможное за счет использования промежуточного.
Все студенты молодые.
Наша группа – студенты.
Мы – молодые.
В классической риторике существуют четыре фигуры силлогизмов:
А есть В, В есть С, А есть С;
А есть В, С есть В, С есть А;
А есть С, А есть В, С есть В;