Региональное сотрудничество

 

-1-

Вторая мировая война, длившаяся 6 лет с 1939 по 1945 г., закончилась победой стран антигитлеровской коалиции. В войне участвовали 72 государства. Вторая мировая война привела к новой расстановке политических сил в мире. Фашистские режимы Германии, Италии и Японии были повержены. Усилились роль и политическое влияние стран антигитлеровской коалиции – ССР, США, Великобритании и Франции, которым принадлежал приоритет в решении вопросов послевоенного устройства мира.

Существенное воздействие война оказала и на экономику ведущих капиталистических стран. Особенно сильный ущерб она нанесла экономике Западной Европы, для которой были характерны огромные материальные разрушения, деформированная милитаризованная структура производства, дефицит самых необходимых продуктов, растущая инфляция.

Послевоенная экономическая стратегия США в отношении Европы была изложена государственным секретарем США Дж.Маршаллом в 1947г. План Маршалла, или программа восстановления и развития Европы, преследовал как экономические, так и политические цели. Он предусматривал восстановление экономики Западной Европы и стабилизацию социально-политической ситуации, включение ее в зону американского влияния и уменьшения влияния СССР в Восточной Европе. Страны Восточной Европы могли принять участие в программе восстановления Европы только в случае отказа ориентации их экономики на Советский Союз. В плане Маршалла приняли участие 16 государств: Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция. СССР оказался от участия в плане Маршалла. Помощь по плану Маршалла предоставлялась на основании закона «об экономическом сотрудничестве». В 1948 г. для проведения в жизнь плана Маршалла была создана постоянно действующая Организация по европейскому экономическому сотрудничеству (позднее Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭСР). Эта организация осуществляла контроль за распределением средств и условиями их использования. Законом «об экономическом сотрудничестве» предусматривалось заключение двусторонних соглашений, по которым европейские страны-участницы плана обязывались обеспечить рост производства и финансовую стабильность, сотрудничать с другими странами в снижении торговых барьеров, поставлять США дефицитные материалы, поддерживать частные американские инвестиции. США брали на себя расходы по обучению европейских менеджеров, рабочих и фермеров. План Маршалла с самого начала призван был оздоровить американскую экономику за счет экспорта товаров и услуг в Европу, создания рабочих мест и избавления от «инфляционных» долларов. Кроме того, он устранял угрозу финансового кризиса, спада производства и массовой безработицы. Главные цели плана Маршалла – восстановление экономики, рост производства, расширение европейской торговли – были осуществлены. В результате осуществления плана Маршалла ВВП Европы увеличился на 32,5%. Промышленное производство выросло на 40%, объем с\х продукции на 11%, объем европейской торговли на 40%.

Послевоенное восстановление экономики Японии осуществлялось при непосредственном содействии США. После окончания войны по решению Потсдамской конференции Япония была оккупирована американскими войсками. В 1946-1949 гг. в Японии была проведена аграрная реформа, которая ликвидировала помещичью собственность на землю. В 1947 г. была принята новая конституция, согласно которой Япония стала конституционной парламентской монархией. Важную роль в послевоенном экономическом восстановлении сыграли реформы государственного бюджета, налогов и внешнеэкономической деятельности, а также стабилизация валюты. Были приняты меры по расширению японского экспорта. В 1952 г. Япония вступила в МВФ, а в 1955 г. подписала генеральное соглашение о тарифах и торговле.

После Второй мировой войны механизм международных расчетов был практически разлажен, во многих странах применялись жесткие формы регулирования всех внешнеэкономических связей, протекционизм достиг рубежа.

В 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) прошла международная финансовая конференция, где рассматривались вопросы формирования и функционирования в послевоенный период международной валютной системы. Основные принципы этой системы: введение золотодолларового стандарта; сохранение за золотом функции мировых денег; конвертируемость валют; регулирование международных валютных отношений через специальный институт – МВФ (1947 г.). Одновременно с МВФ был организован МБРР – финансовая организация, стимулирует экономически развитые стран- участниц банка. Сначала услугами банка пользовались страны, экономика которых сильно пострадала после войны, а далее – страны развивающиеся.

Ослабление позиций США в мировом хозяйстве, хронический дефицит платежного баланса, отлив золота и накопление долларов за пределами США, инфляция – все это привело к падению Бреттон- Вудской валютной системы.

На смену пришла Ямайская валютная система.Решение о ее образовании было принято в 1976 г. в г. Кингстон (Ямайка) и набрало силу в 1978 г. Принципы ямайской валютной системы: демонетизация золота, переход к использованию национальных валют в международных расчетах, на смену фиксированных валютных паритетов пришли «плавающие» курсы.

Хозяйственные связи в послевоенное время обновлялись медленно. Но в это время созданы все условия для развития НТР и быстрого развития мирохозяйственных связей.

-2-

После П мировой войны экономика охватила три подсистемы: хозяйство экономически развитых стран, государств социалистического лагеря и стран, которые развиваются. Главной тенденцией в экономическом развитии всех стран была индустриализация. Изменялась структура национальных государств. Важными факторами развития мирового хозяйства были развитие научно-технического прогресса, дальнейшее мирового разделения труда, интернационализация производства. Сформировалась мировая инфраструктура – комплекс отраслей, обслуживающих мировые экономические отношения (транспортная система, информационные коммуникации и т.д.). Расширились и обновились все формы международных экономических отношений. Для хозяйственного развития характерным было усиление взаимосвязи между всеми странами.

Экономически развитые страныво второй половине ХХ в. перешли к новому экономическому развитию. Был осуществлен резкий поворот в инвестиционной сфере в пользу массового потребления и социальной инфраструктуры. Характерной особенностью было рост в производстве роли научно-технического прогресса (НТП), внедрялась механизация и автоматизация производства, новые технологии. Это дало возможность освободить значительные человеческие ресурсы из материальной сферы производства и использовать их в сфере услуг. На фоне структурных изменений в производстве наблюдалось повышение жизненного уровня населения..

Наиболее динамично развивается промышленность, ведущая отрасль хозяйства. Росло значение обрабатывающей промышленности. Опережающими темпами развивалось производство электроэнергии и газа, химической промышленности. Зарождались новые отрасли: аэрокосмическая, радиоэлектронная. Возникли новые технологии – лазерная, плазмовая.

Снизилось количество населения, занятого в сельском хозяйстве. Оно превратилось в индустриальную отрасль.

С середины 70-х годов особенно быстро росло производство персональных компьютеров. В 1968 г. появился первый робот.

С середины 70-х гг. началось быстрое развитие энергосберегающих производств. Огромные затраты вкладывались в технологическую перестройку. Быстро развивалась биотехнология – еще одна важная отрасль постиндустриального хозяйства.

Резко возрастает роль, социальное и экономическое значение информационной деятельности, возникают и развиваются способы массовой информации.

Значительные затраты осуществляются на военные заказы. В 1970г. в США часть военных затрат в федеральном бюджете составила 40%, в Японии -7.1, ФРГ – 23,7, Англия – 13,7, Франция – 16,7%.

Огромное значение в государственном регулировании имели налоговые стимулы: ускоренная амортизация, снижение налоговых ставок, освобождение от уплаты налогов и т.д.

Изменилось само качество труда. Прирост з\п в развитых индустриальных странах составлял в среднем 3% в год, что стимулировало рост потребления.

Значительно повысился и уровень потребительского спроса.

Большое значение имело создание в 1950 г. Европейского платежного союза, который обеспечивал способность снятия торговых ограничений и укреплению двусторонних торговых соглашений. С 1955 г. тарифная политика стала регулироваться ГАТТ.

Государство взяло на себя решение таких задач, как социальное обеспечение, образование, здравоохранение, защита окружающей среды, расходы на НИОКР. Оно стало проводить регулирование занятости, цен и заработной платы, внешнеэкономической деятельности.

Во второй половине ХХ в. ведущие индустриальные страны вместе с бурным поднятием экономического развития пережили и его спад. В 1974—1975 гг. они ощутили острый экономический кризис, который сопровождался падением производства: в США на 3%, в Германии – на 7,5%, в Японии – на 14%. Одна из причин кризиса – резкое падение цен на нефть и нефтепродукты. Выход из кризиса проходил быстро и уже в 1976-77 гг. был преодолен «нефтяной шок» и достигнуто значительный рост производства.

Итогом экономического развития ведущих стран стало выделение трех ведущих центров: США, Япония, Западная Европа – страны Европейского Союза. В 1990 г. на эти страны припало 59,3% мирового экспорта и 60,7% мирового импорта.

 

-3-

Сразу же после П Мировой войны произошли большие экономические изменения. Была ликвидирована частная собственность на основные способы производства, национализированы помещичьи земли, промышленные предприятия, торговля и транспорт. Советская власть затратила многочисленные сбережения на реконструкцию промышленных предприятий.

Обновление хозяйства происходило в сложных условиях. За годы войны изменилась структура экономики. Был отстроен ДнепроГЭС, заводы «Запорожсталь», «Азовсталь», машиностроительные заводы Киева, Харькова.

Особенно сложным было состояние с\х, которое за время войны полностью деградировало. Хронически не хватало техники, семян, рабочих рук: в селе остались в основном женщины и дети. Оплата труда с\х работников была символична. Село не обеспечивалось пенсиями. В большинстве колхозники не имели паспортов и без особенного разрешения не могли оставить село. Катастрофу с\х Украины завершила жесткая засуха, которая уничтожила урожай. Начался голод 1946-47 гг., который охватил значительную территорию: области Одесская, Кировоградская, Николаевская, херсонская, Днепропетровская. Погибло более 1 млн. человек.

После голода 1946-47 гг. началось медленное развитие сельского хозяйства. В 1948-1949 гг. коммунистический режим осуществил коллективизацию с\х.: усиление налогового натиска на богатых крестьян, депортирование непокорившихся в Сибирь,Среднюю Азию. К началу 1950 г. было коллективизировано 96% сельских хозяйств.

Послевоенное возобновление народного хозяйства осуществлялось путем жестких командно-административных методов управления, игнорирования интересов простых людей. С 1950 по 1958 гг. объем валовой продукции сельского хозяйства Украины вырос на 65%.

К 70-м годам в Украине основой экономики были топливно-энергетический и военно-промышленный комплекс, которые со своей продукцией вышли на мировой рынок.

Огромной проблемой для украинской экономики стала трагедия Чернобыльской АЭС, что повлекло за собой катастрофические экономические и экологические проблемы. В целом жертвой радиоактивного заражения стали более 1000 украинских городов и сел.(На начало 2001 г. официально умерли от катастрофы на ЧАЭС около 15 тыс. людей. Более 70 тыс. стали инвалидами).

В этот период наблюдается спад производства во всех отраслях хозяйства. Нац. доход в 1990 г. сократился на 4%. Дефицитом кроме промышленных товаров стали мясо, молочные продукты, масло. Возрастал «черный рынок», значительная часть продукции вывозилась за границы Украины. Снизилось качество и уровень жизни. Украина в конце 1980-х годов стала единственной республикой в СССР, где смертность населения превышала рождаемость. В июне 1991 г. Правительство Украины ликвидировало контроль над экономикой Украины со стороны центральных ведомств. Зарождались собственные денежно-финансовая система, налоговая и таможенная службы. Однако все это не могло спасти экономику Украины от дальнейшего развала.

В марте 1991 г. по Украине прокатились шахтерские забастовки. Наряду с экономическими требованиями выставлялись и политические.

Товарный голод, тотальный дефицит усиливали социальное напряжение в обществе. В 1991 г. Правительство Украины огласило АКТ независимости Украины. Этот день открыл новую эру в истории нашего государства.

-4-

Одними из важных задач, которые стали перед государством Украины : обеспечить украинскому народу нормальные условия жизни, поднять уровень его жизни. Для этого необходимо было осуществить переход от командно-административной к рыночной системе хозяйства. В 1992 г. Правительство Украины утвердили «Основы национальной экономической политики». В документе предусматривалась структурная перестройка хозяйства Украины. Большое значение уделялось обновлению оборонной промышленности, перераспределению материальных и трудовых ресурсов на пользу тех производств, которые обеспечивают население потребительскими товарами. Предусматривалось переориентация машиностроения на удовлетворение потребностей агропромышленного сектора, легкой и пищевой промышленности. Было заявлено о выходе из рублевой зоны.

Важную роль в установлении рыночной экономики Украины сыграл закон «О приватизации». Началось образование малых предприятий, товариществ разного уровня ответственности, кооперативов. Образовывались фермерские хозяйства. Украина стала членом МВФ.

В 1994 г. экономика страны оказалась на гране краха. ВВП снизился с предыдущим годом на 23%, производство промышленной продукции – на 27,8%, сельскохозяйственной – на 16,5%. Финансовая система оказалась практически разрушенной. Дефицит бюджета достиг 18,5% ВВП. Цены по сравнению с 1991 г. выросли в 102 раза. Снизился уровень жизни населения.

В 1994 г. новым Президентом Украины был избран Л.Кучма, на которого полагались все большие надежды. Перед ним встала проблема ликвидации экономического кризиса.

В 1996 г. была проведена денежная реформа. Ее суть состояла замена карбованца на гривну. Вместе с тем было осуществлено либерализация цен, валютного курса, механизм внешней торговли, разгосударствление земель, начал развиваться рынок ценных бумаг, заработная плата выросла в валютном эквиваленте более чем в 4 раза, среднемесячная инфляция в 1997 г. не превышала 1%. Однако, платежная дисциплина отсутствовала; началась повальная бартерная экономика. На конец 1997 г. 40% всей промышленной продукции реализовывалось по бартеру: в топливно-энергетическом комплексе уровень бартера достиг 45%, машиностроении-48%, производстве стройматериалов – 58%, сахарной промышленности – 62%. В нефтехимической промышленности бартер стал практически единственным способом расчета.

Существующая налоговая система объективно влияла на формирование «теневой» экономики , которая представляла значительную угрозу для экономической безопасности государства.

Негативным фактором для развития украинской экономики стал огромный внешний долг. На протяжении 1994-1999 гг. он вырос в три раза и составил 12,5 млрд.дол. США.

С 2000 г. в Украине ликвидирован экономический кризис и начинается подъем экономики: Украина переходит к рыночным отношениям. На протяжении этого года был остановлен спад производства и наметился его рост. В 2001 г. в Украине сохраняется стабильность на валютном рынке, снижение колебания курса гривны, увеличился уровень золотовалютных резервов Национального банка, прибыль в гос.бюджет возросла на 14,2%, а объемы кредитования реального сектора украинской экономики – на 13%, по сравнению с предыдущим годом. Реальные доходы граждан возросли на 7,5%. В 2003-2004 гг. рост экономики значительно ускорился. К началу 2006 г. было остановлено падение промышленных показателей во многих ключевых отраслях – химической, машиностроительной, нефтяной.

Внешняя торговля любого государства как неотъемлемая часть национальной экономики. Украина имеет большой экспортный потенциал. Украина производит 5% мирового минерального сырья и продуктов его переработки. Доля Украины в мировом производстве марганцевой руды составляет 32%, в производстве чугуна – 52 млн.т, стали – 54 млн. т..

На сегодняшний день доля Украины в мировой торговле в десятки раз ниже, чем в промышленном производстве, хотя свои внешнеторговые операции Украина осуществляет более чем со 180 странами мира. В торговой политике Украины с другими странами все еще прослеживается различного рода ограничения: лицензии, квоты, налоги и др. меры, хотя преимущество отдается политике свободной торговли.

-5-

Важной особенностью послевоенного периода является развитие многосторонних форм торгово-политического регулирования. Это объясняется дальнейшим развитием, углублением международного экономического сотрудничества, ростом взаимозависимости национальных хозяйств и обострением проблем, решение которых не может осуществляться только на национальном уровне или на уровне небольшой группы стран.

Важное значение в этом плане приобрела образованная в 1947 г. ГАТТ, участниками которой в наше время является большинство стран.(ВТО).

ГАТТ (ВТО_)– является международной организацией, объектом деятельности которой выступают проблемы мировой торговли. Первоначально возникла как Генеральное соглашение по тарифам и торговле, выступающее как многосторонний договор, устанавливающий общие правила осуществления международных торговых соглашений, принятый более 100 странами. В настоящее время, выступающая как ВТО, включает 134 государства. Главная задача ВТО – либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин , а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

В середине 70-х годов сложился новый институт «Большая семерка», включающая глав государств США, Японии, Великобритании, Италии, Франции, ФРГ и Канады с целю: выработки рекомендаций по наиболее острым экономическим проблемам мирового хозяйства, разработки единой стратегии по вопросам экономической политики и международной безопасности.

Международная торговая палатаоснована в 1919 г. на Международной торговой конференции в г. Атлантик-Сити (США) как неправительственная организация. Функционирует с целью регулирования международных отношений , способствует разрешению назревших экономических проблем, улучшению условий торговли, сближению и взаимовыгодному сотрудничеству деловых людей и их организаций из различных стран и таким образом содействовать миру и дружественным отношениям между народами.

С 14 октября 1946 г. начала функционировать Международная организация стандартизации . Цель – стандартизация практически всех сфер деятельности. В настоящее время она ежегодно принимает около 500-600 стандартов.

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА).Создание НАФТА было подготовлено интеграционными процессами на Североамериканском континенте и ускорено изменением политической и экономической ситуации в мире в конце 80-х гг. ХХ в., в частности, активизацией интеграционных процессов в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, растущей конкуренцией со стороны Японии, социально-политическими реформами в странах Латинской Америки. Первым шагом на пути к организации НАФТА было подписание Американо-Канадского соглашения о свободной торговле в 1988 г., в 1992 г. к нему присоединилась Мексика. НАФТА представляет крупнейшую региональную зону свободной торговли. Соглашение НАФТА является первым торгово-экономическим соглашением, подписанным между двумя высокоразвитыми странами –США и Канадой, с одной стороны, и развивающейся Мексикой – другой. НАФТА предусматривает программу по устранению тарифных барьеров, которая проводится поэтапно, в течение 30 лет. Значение НАФТА состоит в том, что в этом союзе созданы условия для свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

В конце ХХ в. отмечается появление интеграционных объединений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 1967 г. была создана Ассоциация государств Юго-Восточной АЗИИ (АСЕАН), в которую вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Для большинства стран АСЕАН характерны высокие темпы экономического роста, хорошо отлаженные взаимные торговые связи. Торговая либерализация привела к снижению таможенных тарифов.

Черноморское экономическое сотрудничествосоздано в 1992 г. путем принятия Декларации о Черноморском экономическом сотрудничестве, подписанной 11 государствами: Азербайджаном, Албанией, Арменией, Болгарией, Грецией, Грузией, Молдовой, Россией, Румынией, Турцией, Украиной. На сегодняшний день они представляют регион с населением около 330 млн. человек. Области сотрудничества: санитарная защита, добыча и обработка минеральных сырьевых материалов, здравоохранение и фармацевтика, информатика, наука и технология, обмен экономической и коммерческой информацией, стандартизация и сертификация продукции, сельское хозяйство, туризм, транспорт и коммуникации, энергетика.

Большое внимание развитию МТ уделяется другими международными экономическими организациями: ООН и ее универсальный орган ЮНКТАД (конференция ООН по торговле и развитию). Во всех сессиях ООН по торговле и развитию активное участие наряду с Россией принимают Украина и Белоруссия, как члены ООН.

В современных условиях развивается и такая форма регулирования внешней торговли, как образование зон свободной торговли, таможенных и экономических союзов.

На сегодняшний день Украина является членом около 40 международных организаций. Она сотрудничает с такими важными организациями как ООН, МВФ, ЕБРР, ВТО и др. Участие ее в них значительно расширяет возможности в международном, в частности, экономическом сотрудничестве. Международные организации призваны способствовать эффективному развитию экономики, науки, культуры и образования.