Эффективность и производительность труда в торговле

Материально-технический потенциал предприятий торговли.

Для выполнения своих основных целей предприятие торговли должно располагать определенной материально-технической базой. Материально-техническая база предприятия торговли – это совокупность средств и предметов труда, выраженных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологического процесса (вне зависимости от их ведомственной принадлежности, срока службы и стоимости). Основную долю в составе материально-технической базы торгового предприятия занимают основные фонды .Однако понятие «материально-техническая база» значительно шире, чем «основные фонды» из-за множества причин, основными из которых являются следующие: около половины средств труда, используемых в государственной и кооперативной торговле, составляют фонды, арендованные у организаций других отраслей народного хозяйства; некоторые помещения эксплуатируются торговыми организациями на безвозмездной основе и по этим причинам не включаются в состав основных фондов, хотя и являются частью материально-технической базы; в состав основных фондов не входит малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь и другие предметы, которые применяются в торговом процессе в качестве средств труда, но учитываются в составе оборотных средств. Под МБП понимаются средства труда, срок использования которых не превышает 12 месяцев или их стоимость не превышает 10 минимальных заработных плат.

Для оценки состояния, развития и эффективности использования материально-технической базы применяются различные показатели, которые можно сгруппировать по следующим признакам, характеризующим разные стороны использования материально-технической базы предприятия. Показатели, характеризующие уровень развития материально-технической базы: общее количество торговых предприятий, в том числе магазинов; размер общей торговой площади и площади магазинов; торговая площадь в расчете на 1000 жителей; средний размер торгового предприятия по размеру торговой площади, товарообороту; уровень специализации торговых предприятий. Показатели, характеризующие степень использования материально-технической базы: товарооборот в расчете на 1 м2 общей площади магазина и на 1 м2 торговой площади; прибыль в расчете на 1 м2 торговой площади магазина; коэффициент сменности работы предприятия, показывающий эффективность использования торговых предприятий в течение суток и вычисляемый по формуле:

Коэффициент сменности работы предприятия = Продолжительность работы магазина в сутки / Продолжительность одной смены

- коэффициент непрерывности работы предприятия, отражающий степень использования торгового предприятия в течение месяца и определяемый по формуле: Коэффициент непрерывности работы предприятия = Число дней работы магазина в месяц (год) / Календарное число дней за этот же период

Кроме вышеперечисленных показателей, целесообразно изучать такие показатели, как доходность основного капитала (т. е. отношение валового дохода (чистой продукции) к среднегодовой стоимости основных фондов) и коэффициенты использования различных видов оборудования. Повышение эффективности использования основных фондов достигается двумя способами: Экстенсивным – путем увеличения времени использования на протяжении года, т. е. сокращение простоев оборудования, повышение коэффициента сменности работы оборудования. Интенсивным – путем увеличения степени использования в единицу времени, т. е. ускорение темпов научно-технического прогресса, использование современной техники.

 

Решающую роль в повышении эффективности труда в торговле играет производительность труда. Уровень и динамика производительности труда находятся в зависимости от многих факторов, обусловленных организационными, техническими и экономическими условиями развития производства и торговли. Все факторы, влияющие на производительность труда, можно подразделить на внешние и внутренние (отраслевые) факторы. Такая классификация факторов важна для выявления резервов и путей роста производительности. Внешние факторы не поддаются контролю со стороны предприятий, хотя и оказывают косвенное влияние на результаты их деятельности, в том числе и на уровень затрат труда. К ним относятся уровень развития производства товаров и насыщенности рынка товарной массой, динамика денежных доходов населения и розничных цен на товары, изменение конъюнктуры рынка, конкуренция на рынке и т. д. Задача торговых предприятий состоит в том, чтобы учесть эти факторы как объективные условия деятельности при разработке планов-прогнозов или стратегии развития. На внутренние (отраслевые) факторы торговое предприятие может оказывать активное воздействие, в частности, изменять их влияние на производительность труда исходя из поставленной в соответствующем периоде цели и имеющихся возможностей ее достижения. К внутренним факторам относятся: состояние материально-технической базы и уровень технической оснащенности торгового предприятия; организация и уровень механизации труда; организация торгово-технологического процесса и формы продажи товаров; квалификация работников, условия труда, текучесть кадров; система материального стимулирования труда и т. д. Производительность труда на торговых предприятиях находится в непосредственной зависимости от состояния нормирования труда. Нормирование труда выражается в установлении и применении как отраслевых, так и межотраслевых норм и нормативов по труду.

Важнейшим требованием при анализе производительности труда является обеспечение сопоставимости показателей среднего оборота на одного работника за анализируемые периоды по уровню цен на товары и ассортиментной структуре товарооборота. С этой целью необходимо предварительно рассчитать производительность труда за отчетный период в сопоставимых ценах и при одинаковой структуре товарооборота исходя из индексов цен и трудоемкости товарооборота. Численность работников, производительность труда, структура штатов, использование календарного фонда рабочего времени, т. е. так называемые трудовые факторы, оказывают непосредственное влияние на товарооборот торгового предприятия (фирмы).Расчет влияния трудовых факторов на товарооборот производится следующим образом: Влияние изменения среднесписочной численности работников определяется путем умножения величины изменения показателя среднесписочной численности работников в отчетном году по сравнению с прошлым годом (или планом) на среднюю выработку на одного работника в прошлом году (или по плану). Влияние изменения средней выработки на одного работника (производительности труда) устанавливается путем умножения размера изменения средней выработки на одного работника в отчетном году по сравнению с прошлым годом (или планом) на среднесписочную численность работников в отчетном году. Влияние использования календарного фонда рабочего времени на товарооборот определяется путем умножения среднесписочной численности работников в отчетном году на размер отклонения числа отработанных человеко-дней в отчетном году от прошлого года и на среднедневную выработку на одного работника в прошлом году. Для обобщающей оценки эффективности использования трудовых ресурсов целесообразно проанализировать в динамике следующие показатели эффективности труда: средний оборот на одного работника; прибыль на одного работника; уровень затрат труда на единицу товарооборота; уровень расходов на оплату труда; долю прироста товарооборота за счет повышения производительности труда; интегральный показатель эффективности использования труда.