II. Упадок духа, проистекающий из этой истины.
I. Несомненность истины заключается в том, что необновленные не могут служить Богу.
ИИСУСА НАВИНА
11. Нравственное бессилие
(Иис. Нав. 24:19)
"Иисус Навин! сказал народу: не возможете служить Господу (Богу)"
(Иисус Навин 24:19).
На вызов Иисуса Навина, народ ответил: "Мы будем служить Господу, ибо Он Бог наш". Но Иисус Навин слишком хорошо их знал, чтобы поверить в эти слова, и напомнил, что они взялись за то, что не в силах исполнить. Они же, возражая, восклицали: "Нет, мы будем служить Господу". Последующие события подтвердили правоту Иисусова предупреждения. Слово Божье знает нас лучше, чем знаем себя мы. Всеведение Божье пронзает каждую частицу нашего существа, как анатом видит все части тела, и поэтому Он досконально знает нравственную и духовную нашу природу. Часовщик – лучший знаток часов; Творец же человека обладает наибольшим знанием его состояния и способностей. Рассмотрим Его суждение о том, к чему способен человек.
Речь идет не о физической, а нравственной беспомощности. Источник ее не в сущностной природе человека, а в падшей его природе; не от Бога она, а от греха.
1. Сущность Бога (ср. контекст, ст. 19) исключает, чтобы порочный человек мог служить Ему в совершенстве,
2. Даже в максимуме того, что могли бы исполнить необновленные люди, недоставало бы сердца и искренности, посему оно не может быть приемлемым (Ис.1:15).
3. Закон Божий совершенен, кто может надеяться исполнить его в совершенстве? Если одним только взглядом можно преисполниться прелюбодеянием, кто способен соблюсти все требования закона? (Мф.5:28).
4. Плотские помыслы склонны к своеволию, корысти, вожделению, враждебности, гордыне и к прочему злу (Рим.8:7).
Утверждают, что безнадежность доводит людей до отчаяния, на что мы ответим, что такого рода отчаяние очень желательно, ибо оно благотворно.
1. Безнадежность отбивает охоту решать невозможные задачи. Утверждать о совершенном послушании собственными усилиями, уже согрешив, то же, что надеяться изобрести вечный двигатель. Удерживающий рукой лестницу и в то же время подымающийся по ней, испытал бы меньшее затруднение, чем стремящийся принудить свою испорченную природу достигнуть святости.
2. Она отвращает от гибельного направления.
Самодовольство – смертоносно; оно – надменный отказ от милости, бунт против благодати. Самонадеянность любого рода – враг Спасителя.
3. Безнадежность отворачивает от упования на обряды или иную внешнюю религиозность, убеждая в том, что таковые не могут быть достаточными.
4. Она отводит от любого пути самоспасения, возвращая к вере в Господа Иисуса. Нет лучшей доли (Гал.3:22-23).