Конспекты лекций
ФИЛОСОФИЯ
Е. В. Дегтярёв, Д. А. Теплых, М. С. Теплых
Дегтярёв Е. В., Теплых Д.А., Теплых М.С. Философия : Конспекты лекций: учеб. пособие для студентов вузов. – Магнитогорск : МаГУ, 2011.
РАЗДЕЛ I. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?................................................................................... 2
Тема 1. Философия в системе духовной культуры........................................................... 2
Тема 2. Предмет и функции философии............................................................................ 2
Тема 3. Мировоззренческие картины мира........................................................................ 3
РАЗДЕЛ II. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ....................................................... 5
Тема 4. Философия древности.............................................................................................. 5
Тема 5. Средневековая философия..................................................................................... 7
Тема 6. Философия эпохи Возрождения............................................................................. 9
Тема 7. Философия Нового времени................................................................................... 9
Тема 8. Современная зарубежная философия................................................................ 13
Тема 9. Отечественная философия................................................................................... 17
РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ........................................................................................ 21
Тема 10. Проблема бытия.................................................................................................... 21
Тема 11. Материя как философская категория................................................................. 21
Тема 12. Движение, пространство и время....................................................................... 22
Тема 13. Диалектика и метафизика..................................................................................... 23
РАЗДЕЛ IV. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ................................................................................ 25
Тема 14. Проблема сознания.............................................................................................. 25
Тема 15. Познавательные способности человека........................................................... 26
Тема 16. Проблема истины.................................................................................................. 28
Тема 17. Научное познание................................................................................................. 30
РАЗДЕЛ V. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА................................................................................... 33
Тема 18. Человек и природа................................................................................................ 33
Тема 19. Человек и общество.............................................................................................. 34
Тема 20. Человек и культура................................................................................................ 36
Тема 21. Смысл жизни человека......................................................................................... 37
РАЗДЕЛ VI. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА................................................................................. 38
Тема 22. Общество как система........................................................................................... 38
Тема 23. Проблема развития общества............................................................................. 40
Тема 24. Техника и общество.............................................................................................. 42
Тема 25. Глобальные проблемы современности........................................................... 44
РАЗДЕЛ I. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
Тема 1. Философия в системе духовной культуры
Философия – это особый тип мировоззрения.
Мировоззрение – совокупность наиболее общих представлений о мире и месте человека в этом мире, о цели и смысле его существования; мировоззрение включает в себя миропонимание, мировосприятие, мироотношение.
Мифология – это исторически первая форма целостного и образного мировоззрения. Функция мифа – закрепление сложившихся традиций и норм.
Религия– тип мировоззрения, определяемый верой в существование сверхъестественных сил. Религия направлена на постижение сакрального мира. Религиозные ценности выражаются в заповедях. В жизни общества религия является хранительницей вневременных ценностей.
Философия – это системно-рационализированное мировоззрение, т.е. система рационально обоснованных воззрений на мир и место в нем человека. Философия возникла в VII-VI вв. до н.э.через преодоление мифа. Первоначально философия понималась как "любовь к мудрости". Европейская философия возникла в Древней Греции. Первым, кто употребил термин "любомудр", т.е. стал называть себя философом, был Пифагор. До середины XIX в. царило убеждение, что философия есть "царица наук".
Философия как учение о первых началах бытия называется метафизикой. Философия направлена на постижение всеобщих связей действительности. Важнейшей ценностью в философии является истинное знание.
Философия теоретически обосновывает основные принципы мировоззрения. Философия является теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества, выражением самосознания исторической эпохи. Философское знание, используемое в различных сферах жизни людей в качестве руководства для деятельности, выступает в роли методологии.
Усвоение философского мышления способствует формированию таких качеств личности как критичность и самокритичность.
Философия и наука. Как рациональное знание, в котором выявляются сущностные связи действительности, философия выступает в качестве науки. Роль философии в науке заключается в методологии научного познания. В отличие от науки, философия характеризуется тем, что большая часть философских утверждений недоказуемы эмпирически; философия постигает мир в его универсальной целостности.
Философия и искусство. Реализуя личностный подход в осмыслении действительности, философия предстает в качестве искусства. Как и философия, искусство имеет личностный характер. В отличие от философии в искусстве опыт транслируется в образах (в философии – в понятиях и теориях).
Философия и религия. Отличие философии от религии состоит в том, что она является теоретической формой освоения мироздания; для философии познавательная функция является ведущей.
Тема 2. Предмет и функции философии
Специфическим объектом философии является бытие в целом. Философия исследует всеобщие взаимосвязи в системе "человек – мир". Философские проблемы характеризуются тем, что они имеют всеобщий, предельный характер и принципиально открыты для новых решений ("вечные вопросы").
Разделы философского знания:
§ Онтология – учение о бытии.
§ Гносеология – учение о знании и познании.
§ Антропология – учение о происхождении, сущности и эволюции человека.
§ Праксиология – учение о человеческой деятельности.
§ Аксиология – учение о ценностях.
§ Эстетика – учение о прекрасном.
§ Логика – учение об основных законах и формах мышлении.
§ Эпистемология – учение о научном, достоверном познании.
§ Этика – учение о нравственности, морали, добродетели.
§ Социальная философия – учение об обществе как особого рода реальности.
§ История философии – философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития.
§ Философия истории – учение о процессе общественной жизни.
Функции философии:
– мировоззренческая (формирует картину мираи бытия человека в нем; помогает человеку в решении вопроса о смысле жизни);
– гносеологическая (накапливает, обобщает и транслирует новое знание; помогает человеку понять свое место в мире);
– методологическая (анализирует способы познания, выясняет проблемы конкретных наук, выступает основой руководства к деятельности);
– логико-гносеологическая (обосновывает понятийные и теоретические структуры научного знания);
– объяснительно-информационная, идеологическая (формирует мировоззрение в соответствии с новейшими достижениями науки и существующей социальной действительностью);
– критическая (учит ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа);
– эвристическая (способна в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия; эта функция связана с методологическим значением философии);
интегрирующая (объединяет достижения наук в единое целое);
– аксиологическая (формирует ценностные ориентации и идеалы);
– гуманистическая (дает обоснование ценности человека и его свободы, "очищения души"; помогает обрести смысл жизни в кризисных ситуациях);
– воспитательная (рекомендует человеку следовать нормам и идеалам нравственности; способствует приобщению человека к культурным ценностям);
– практическая (разрабатывает стратегии отношения человека и природы).
Тема 3. Мировоззренческие картины мира
Картина мира – интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения, система представлений об общем устройстве мироздания. Любая картина мира выделяет существенные стороны действительности, но в то же время упрощает, схематизирует действительность.
Для мифологической картины мира характерны: антропоморфизм, очеловечивание природы, т.е. перенос основных черт человечества на мироздание; художественная образность, синкретизм, космоцентризм.
Для религиозной картины мира характерны: вера в существование сверхъестественного мира, теоцентризм, принцип креационизма (творения мира Богом), опора на священные писания, принцип откровения, признание авторитета религиозных наставников и организаций.
Для научной картины мира характерны: математическая оформленность, направленность на истинное знание причин, обоснованность фактами, способность делать верные предсказания. Первая классическая научнаякартина мира XVII века носила механистический характер. Переход к неклассической (современной) научной картине мира начался на рубеже XIX-XX вв. в связи с открытиями наличия случайности и эволюции природы (квантовая физика, теория относительности, синергетика).
Философская картина мира связана с вопросом об отношении мышления к бытию ("основным вопросом философии", по Ф.Энгельсу). В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу – философы делятся на материалистов и идеалистов.
Материализм – философское направление, считающее материальное начало основой бытия ("материя первична, сознание вторично"; "бытие определяет сознание"). Согласно материализму, вне природы и человека нет ничего, и высшие существа – это лишь наши фантазии. Бытие есть раскрытие сущностных сил самой материи, ее самодвижение как субстанции. Виды материализма: метафизический (механистический) и диалектический материализм.
Метафизический (механистический) материализм – течение в философском материализме, согласно которому природа не развивается, качественно неизменна (Демокрит, Левкипп, Эпикур, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, Гельвеций и др.).
Диалектический материализм – течение в материалистической философии, согласно которому все сущее рассматривается как саморазвитие материи (природного мира) по диалектическим законам (Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов и др.).
Идеализм – философское направление, считающее духовное начало основой бытия ("духовное первично, материя вторична"; "сознание определяет бытие"). Виды идеализма: объективный, субъективный, солипсизм.
Объективный идеализмполагает, что первоначалом всего сущего является идеальная сущность, существующая объективно, т.е. независимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой разум и т.п.). Наиболее известные представители: Платон, Аврелий Августин, Фома Аквинский, Гегель.
Субъективный идеализмполагает, что вся реальность существует только в сознании познающего субъекта; мир есть проекция комплекса человеческих ощущений (Дж. Беркли, Д. Юм).
Солипсизмутверждает, что достоверно можно говорить лишь о существовании моего собственного "Я" и моих ощущений.
Теизм (греч. Theos – Бог) – направление, признающее существование Бога как самостоятельной духовной реальности, независимой от сознания человека ("Бог сотворил человека"). Сторонники теизма являются идеалистами.
Атеизм– направление, в котором бог объявляется плодом воображения человека (Л. Фейербах) и утверждается, что сущность религии – в фантастическом отражении в головах людей внешних сил, которые господствуют над ними в их общественной жизни (Маркс, Энгельс, Ленин).
Согласно монизму, все сущее имеет одно первоначало, единую основу (субстанцию) либо материальную, либо идеальную.
Согласно дуализму, в основе всего сущего лежат два равноправных и несводимых друг к другу первоначала (субстанции): материальное и идеальное (к примеру, у Декарта – мыслящая и протяженная субстанции).
Согласно плюрализму, предполагается множество исходных оснований и начал бытия, либо материальных (Демокрит), либо идеальных (Лейбниц).
Рационализм (лат. ratio – разум) утверждает, что мир устроен разумно, по законам логики, и поэтому разум есть главное орудие познания и критерий истины (Платон, Гегель и др.).
Иррационализм (лат. irrationalis – неразумный) – направление, отрицающее разумное устройство бытия и возможности его рационального, логического познания и совершенствования. Основным видом познания признается воля, интуиция, переживание, вера, откровение и т.п. (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор и др.).
Детерминизм(лат. determino – определяю)– учение об объективной, необходимой взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности.
Индетерминизм – учение, в котором так или иначе отрицаются причинные связи в природе, обществе, познании. Индетерминисты делают акцент на воле и свободе выбора человека и обвиняют детерминистов в фатализме.
РАЗДЕЛ II. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ
Тема 4. Философия древности
Древневосточная философия включает учения Древней Индии и Древнего Китая. Характерные черты: традиционализм, опора на мифологические представления о мире и человеке; духовно-практический характер, эстетико-этическая ориентация на внутренний мир человека, на его совершенствование, гармонизацию отношений человека с миром; интуитивное постижение истины (созерцание, медитация и т.п.), религиозность, мистицизм.
Древнеиндийская философия возникла в VI-V вв. до н.э., когда мыслители из сословия кшатриев (воины) получили доступ к священным текстам – Ведам, читать которые раньше имели право только брахманы (жрецы). По отношению к Ведам учения Древней Индии разделяются на ортодоксальные школы (астика), которые признают их священный авторитет (веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса) и неортодоксальные (настика), не признающие авторитет "Вед" (буддизм, джайнизм, чарваки или локаята).
Упанишады – заключительная, философская часть "Вед". Основные идеи: Вселенная есть воплощение Брахмана – духовного, безличного абсолюта ("все есть Брахман"). Душа человека (Атман) бессмертна, т.к. она в своей сути есть частица Бога ("Атман есть Брахман"). Однако, душа человека несовершенна и потому находится в сансаре – процессе перерождений из тела в тело. В этом колесе перерождений душа подчиняется карме – закону воздаяния за поступки человека в этой или следующей жизни, который определяет ее судьбу. Целью перерождений является достижение мокши – состояния духовного совершенства человека, его единения с Богом ("Ты есть То"), когда его индивидуальное "я" растворяется в божественном "Я" и освобождается от страданий, кармы и сансары. Путь к освобождению – аскетизм и медитация.
Буддизм – философия и первая в истории мировая религия (VI-V вв. до н.э.), которая отличается от других верований веротерпимостью и уступчивостью. Основатель – Сиддхартха Гаутама (Будда, "Просветленный"). В основе буддизма лежат "четыре благородные истины": жизнь есть страдание; причина страданий – желания; избавление от страданий лежит через освобождения от желаний; для этого нужно идти путем просветления. В буддизме утверждается, что страдающая душа в перевоплощениях достигает нирваны – состояния "угасания" желаний, духовного совершенства.
Древнекитайская философия возникла в VI-V вв. до н.э. на основе идей священных писаний "Шу цзин" и "И цзин" (представлений о Воля Неба, Дао, Инь и Ян, пяти стихиях, подобии человека и космоса и др.) Характерные черты: практическая и социально-политическая ориентация, традиционализм, стабильность проблем и категорий. Расцвет приходится на период "ста школ" или "борющихся царств" (VI-III вв. до н. э.), когда носителями мысли выступали бродячие мудрецы. Основные школы: конфуцианство, даосизм, моизм, даосизм, инь и ян, школа имен, ицзинистика.
Конфуций поставил в центр размышлений темы человека, семьи и государства ("Лунь юй"). Высший нравственный идеал человека в конфуцианстве – "благородный муж", который живет ради служения государству по воле Неба – высшей духовной силы и гаранта справедливости мира. Императив морали Конфуция – "не делай другим того, чего не желаешь себе".
В даосизме (основатель – Лао-цзы) утверждается, что все происходящее в мире определяет Дао – абсолютное первоначало, безличный мировой закон, "Великий Путь". Идеал человека в даосизме – "совершенномудрый", который следует принципу у-вэй – не-деяния, гармонии с Дао.
Европейская философия характеризуется преимущественно как рационалистическая, она основана на культе активной, творческой личности, примате индивида над социумом; ориентации на активное социальное проектирование и действие; акценте на интеллектуальной и прагматической составляющих познания. Основные этапы развития европейской философии: Античность (VII в.до н.э. – V в. н.э.), Средневековье (IV-XV вв.), Новое время (XVI-XIX вв.), Новейшее время (XX-XXI вв.).
Античная философия(VII в. до н.э. – V в. н.э) включает в себядревнегреческую и древнеримскую философию. Периоды античной философии: 1) ранняя древнегреческая философияVII–V вв. до н.э. (милетская школа, Эмпедокл, Гераклит, Анаксагор, Пифагор, элеаты, Демокрит); 2) классическая древнегреческая философия V–IV вв. до н.э. (софисты, Сократ, Платон, Аристотель); 3) эллинистическая философия IV – II вв. до н.э. (киники, эпикурейцы, стоики, скептики); 4) римская философия I вв. до н.э – V-VI вв. н.э. (Лукреций, Сенека, Плотин, Цицерон, Марк Аврелий).
Древнегреческая философия зарождается как рационалистическая попытка преодоления мифологии.Древнегреческая философия зародилась в городах Ионии и Южной Италии, а своего расцвета достигла в Афинах.
Для ранней древнегреческой философии характерны: космоцентризм, проблема первоначала бытия, понимание человека как микрокосма, онтологизм, наивность, рационализм, абстрактность, отвлеченность от фактов.
Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы как целостности; первая историческая форма философии. Первых древнегреческих философов называли "физиками" (греч. "фюсис" – природа).
В милетской школе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) первоначалом бытия считалась природная стихия. Первым греческим философом называют Фалеса, который считал первоначалом воду. Анаксимандр считал первоначалом "апейрон", Анаксимен – воздух.
Эмпедокл полагал первоначалом четыре стихии (земля, огонь, вода, воздух).
Гераклит первоначалом мира считал огонь; полагал, что бытие постоянно движется ("все течет, все меняется", "в одну реку нельзя войти дважды").
Пифагор полагал первоначалом число ("все есть число"). Его учение стало первой попыткой постижения количественной стороны мироздания.
Элеаты (Парменид, Зенон) поставили вопрос о бытии и выделили два вида знания: "докса" (мнение, основанное на чувствах) и "алетея" (истина, основанная на разуме).
Парменид ввел понятия "бытие" и "небытие" ("бытие есть, а небытия нет"), утверждал, что истинное бытие умопостигаемо, неподвижно и неизменно.
Зенон выдвинул апории ("Ахилл и черепаха", "Стрела", "Дихотомия", "Стадион"), в которых доказывал иллюзорность движения и множественности.
Демокрит, древнегреческий философ-материалист, признавал два первоначала: атомы и пустоту.
Классическая древнегреческая философия (V–IV вв. до н.э.) переориентируется с проблем мироздания на проблемы познания, человека и общества.
Софисты (Протагор, Горгий и др.) выдвинули на первый план проблему человека; считали что "истины для всех" не существует.
Протагорутверждал, что "человек есть мера всех вещей", т.е. истина относительна, субъективна, у каждого своя истина.
Сократ первым поставил в центр философии человека как нравственное существо. Он связал добродетель со знанием ("познай самого себя", "знание есть основа добродетели", – это позиция этического интеллектуализма). Сократ разработал "майевтику" как способ достижения истины ("я знаю, что я не знаю", "в споре рождается истина").
Платон,основатель объективного идеализма, полагал первоначалом бытия идею Блага; разделил бытие на два мира: истинный "мир идей" и кажущийся "мир вещей"; полагал, что душа бессмертна и перевоплощается; процесс познания – это припоминание того, что душа знает до рождения (анамнезис). Платон – создатель учения об "идеальном государстве", которым должны управлять философы-мудрецы.
Аристотель,древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основоположник логики; создал свою школу "Ликей". По Аристотелю, все сущее имеет два первоначала (Бог и материя) и четыре первопричины (формальную, движущую, целевую и материальную). Аристотель выделил две группы форм государственного устройства – правильные (монархия, аристократия, полития) и испорченные (тирания, олигархия, демократия).
В эллинистический период (IV – II вв. до н.э.) античные философы обратились к проблемам личной жизни человека, возможности обретения счастья.
Киники (Кратет, Диоген) призывали человека удовлетворять только естественные потребности, отказаться от людских пороков (богатства, славы, удовольствий, общественных обязанностей и норм) и достигать внутренней свободы. "Приучайтесь обходиться малым", – призвал своих учеников Кратет.
Диогениз Синопа отвергал все достижения цивилизации (жил в бочке), проповедовал аскетизм; отличался откровенным, циничным поведением, презрением ко всем общественным нормам.
Эпикур, философ-материалист, сторонник атомизма, полагал, что счастьем и добродетелью является разумное наслаждение – "атараксия" (позиция гедонизма); проповедовал уход от общественной жизни ("Живи незаметно!").
Стоики(Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) считали, что счастье – в свободе от страстей, апатии (бесстрастии), в равнодушии ко всему происходящему, т.к. в мире правит закон (Логос) и в жизни все предопределено судьбой (фатализм).
Скептики (Пиррон,Энесидем, Секст Эмпирик) подвергали сомнению возможность познания действительности и проповедовали воздержание от суждений для достижения душевного спокойствия и тем самым счастья.
В римский период (I вв. до н.э – V-VI вв. н.э.) не было выработано новых концепций; мыслители либо развивали идеи греческой философии (атомизм Лукреция, стоицизм Сенеки, неоплатонизм Плотина), либо пыталась синтезировать "лучшие" идеи предыдущих школ (Цицерон, Марк Аврелий).
Тема 5. Средневековая философия
Средневековая философия(IV-XV вв.) в Западной Европе занимает подчиненное положение по отношению к религии христианства ("философия – служанка богословия"). Характерные черты: теоцентризм, авторитаризм, креационизм, проблема соотношения веры и разума, принцип откровения, спор об универсалиях, сотериология, провиденциализм, эсхатология.
В философии Средневековья выделяются два периода – патристика (II-VIII вв.) и схоластика (V-XV вв.).
Патристика– христианское богословие II-VIII вв., апологетика "отцов церкви" (Тертуллиан, Ориген, Григорий Нисский, Августин Блаженный и др.).
Схоластика(греч. schola – школа) – теологическая философия V-XV вв., ставившая целью рациональное обоснование христианского вероучения (Ансельм Кентерберийский, П. Абеляр, Фома Аквинский, У. Оккам, Ж. Буридан и др.). Характерные черты схоластики: ориентация на учение Аристотеля, оторванность от реальной жизни, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, авторитаризм, схематичность, назидательность, учительство. Позднее термин "схоластика" обрел значение бесплодного умствования, буквоедства.
Теоцентризм(греч. Theos – Бог) – главная черта средневекового мышления, основанного на идее Бога как сверхъестественной, совершенной, благой личности, определяющей все происходящее в мире.
Креационизм(лат. creatio – сотворение) – религиозно-философское учение о сотворении мира Богом из ничего. Мир полностью зависим от Бога, т.к. божественное всемогущество продолжает поддерживать бытие мира.
Теодицея– теологическая проблема оправдания Бога, т.е. доказательства того, что существование зла согласуется с благостью, всемогуществом Бога.
Принцип откровения в средневековой философии означал, что высшую истину человек познать сам не может, т.к. это тайна, которую Бог открывает человеку по своей воле через пророков, Священное писание, церковь, озарение.
Спор об универсалиях(лат. universalis – общий) – вопрос о природе общих понятий или идей, который стал предметом споров в схоластике X-XIV вв. По этому вопросу, определились два направления: номинализм и реализм.
Согласно реализмуобщие понятия (универсалии) существуют реально, т.е. объективно, "до вещей" – в Божественном разуме (Ансельм Кентерберийский, Иоанн Скот Эриугена, Альберт Великий, Фома Аквинский).
Согласно номинализму подлинным существованием обладают единичные вещи, а общие понятия – это "имена" для их обозначения, т.е. универсалии существуют "после вещей" (И. Росцелин, У. Оккам, П. Абеляр, Ж. Буридан).
В основе средневековой антропологии лежат религиозные догматы христианства: Бог сотворил человека "по своему образу и подобию", но человек ослушался Бога (первородный грех), его природа стала "испорченной"; поэтому смысл жизни человека – вернуться к Богу, искупить свои грехи.
Сотериология – религиозное учение о спасении души через веру в искупительную жертву Христа.
Провиденциализм– учение о том, что все в мире и в судьбе человека предопределено волей Бога, происходит согласно божественному замыслу.
Жан Буридан – философ-схоласт, которому приписывают аргумент против свободы воли: осел, умирающий от голода между двумя охапками сена ("буриданов осел").
Эсхатология – христианское учение о конце истории нашего мира, согласно которому наступит "Царство Божие" после Страшного суда.
Тертуллианодним из первых противопоставил христианскую веру и рациональное знание, утверждал их несовместимость ("верую, ибо абсурдно").
Августин Аврелий "Блаженный" – христианский теолог этапа патристики, автор сочинений "Исповедь", "О граде Божьем". Августин утверждает веру в качестве исходного основания любого знания ("верую, дабы понимать"). По Августину, спасение зависит от Божьей благодати в человеческом сердце. Августин разрабатывает концепцию о двух "градах" – земном и небесном.
Фома Аквинский – средневековый философ, основатель томизма; причислен католической церковью к лику святых. Сочинения: "Философская сумма", "Сумма теологии" и др. Фома утверждает, что бытие и сущность совпадают в Боге, всякая вещь существует по воле Бога. Бог – абсолютное добро; зло – это только неполнота добра. Фома Аквинский обосновывал ценность познания как средства для укрепления веры: вера не должна противоречить разуму, основные положения веры могут быть рационально доказаны (он сформулировал пять доказательств существования Бога).
Уильям Оккам предложил принцип экономии мышления ("бритва Оккама") – "сущности не следует умножать без необходимости", т.е. подлинное объяснение должно быть предельно простым.
Петр Абеляр – автор известной автобиографии"История моих бедствий"; полагал условием веры понимание разумом и развивал метод диалектики как науки о речи, которая имеет дело только с именами и языковыми понятиями.
Положение средневекового свободомыслия о полной автономии веры и разума нашло свое выражение в доктрине "двух истин".
Тема 6. Философия эпохи Возрождения
Возрождение (Ренессанс) – историческая эпоха XV-XVI вв., которая получила название за стремление мыслителей (в основном – в Италии) к возврату ценностей и идеалов Античности. Эпоха Возрождения объявила Средневековье "невежественным" периодом в истории и стала отрицанием средневековой схоластики. Возрождение формируется в Италии. Характерные черты философии Возрождения: антицерковная и антисхоластическая направленность, натурфилософия, пантеизм, антропоцентризм, устремленность к человеку, вера в его физический и духовный потенциал, оптимистический характер, гуманизм; ориентация на искусство и гуманитарные дисциплин. Представители: Ф. Петрарка, Л. Валла, Леонардо да Винчи, Э. Роттердамский, Дж. Мирандолла, Т. Кампанелла, Н. Кузанский, Дж. Бруно.
Эразм Роттердамский в сочинении "Похвала глупости", высмеивает средневековых схоластов, обосновывая, что "от великого до смешного один шаг".
Согласно антропоцентризму в эпоху Возрождения человек объявлялся центром и высшей целью мироздания: человек в своей деятельности и замыслах ничем не ограничен; человек свободен и может стать тем, кем пожелает; человек – это творец и в этом он подобен Богу: он создает красоту, самого себя.
В эпоху Возрождения возникает гуманизм – идейное направление, которое провозглашает человека высшей ценностью, отстаивает его право на свободу, счастье и объявляет благо человека главной целью социального развития.
Для натурфилософии Возрождения характерен пантеизм.
Пантеизм(греч. pan – все, Theos – Бог) – учение, отождествляющее Бога и мир: Бог утрачивает личностный, надприродный статус и сливается с природой, которая обожествляется (Н. Кузанский, Дж. Бруно, Я. Беме, Б. Спиноза).
Дж. Бруно с позиции пантеизма утверждает, что "природа есть Бог в вещах"; Вселенная бесконечна, существует множество миров, подобных нашей солнечной системе; Бог – это творческий источник самодвижения мира.
Николай Кузанский утверждает, что Бог – это абсолютный максимум, который не может быть постигнут умом ("ученое незнание"), т.к. в нем противоположности (максимум и минимум) совпадают. Бог пребывает в единстве с природой: "Творец и творение суть одно и то же", "Природа в Боге".
Вопросы философия политики в период Возрождения, прежде всего, разрабатывали Н. Макиавелли и Т. Мор.
Н. Макиавелли в сочинении "Государь" дал обоснование светского государства и разработал принципы политического искусства: политика есть искусство усиления государственной власти во имя самосохранения государства ("цель оправдывает средства"). Макиавелли разрабатывает учение о счастливой фортуне как гармонии политического действия и существующей эпохи.
Т. Мор впроизведении "Утопия" описывает картину идеального общества, основанного на идеях гуманизма: в нем нет частной собственности; все равны; уничтожена всякая эксплуатация; все граждане обязаны трудиться; нет денег; распределение продуктов ведется по потребностям.
Тема 7. Философия Нового времени
ВЗападной Европе XVI века происходит Реформация – общественное движение, направленное на преобразование католической церкви и очищение христианства от средневековых искажений (Лютер, Кальвин), имевшее последствием образование протестантских церквей.
В Новое время (XVI-XVIII вв.) философия отделяется от религии, ориентируется на теорию познания, ставит в центр проблему поиска научного метода познания; происходит разделение сущего на бытие (объект познания) и сознание (субъект познания). В философии Нового времени разум рассматривается как сущностное качество человека; утверждается идея всемогущества человеческого разума и безграничных возможностей научного исследования.
В результате научной революции XVI-XVII вв. (Галилей, Кеплер, Декарт, Лаплас, Ньютон и др.) сложилась механическая картина мира, в которой природа понималась как громадный механизм; природа не развивается, в ней нет случайностей, действуют строгие "вечные" законы.
В мировоззрении многих философов XVII-XVIII вв., утверждается деизм (лат. Deus – Бог) – учение, согласно которому Бог сотворил природу, наделил ее законами, дал "первотолчок", после чего более не вмешивается в существование мира (Декарт, Лейбниц, Вольтер, Руссо, Толанд, Ломоносов и др.).
В гносеологии Нового времени происходит разделение философов на эмпириков и рационалистов.
Эмпиризм(греч. empeiria – опыт) – направление, признающее чувственный опыт источником знаний и критерием истины; теоретическое мышление не может выходить за пределы опыта: "нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в опыте" (Ф. Бэкон, Т. Гоббс и др.). В тесной связи с эмпиризмом находится сенсуализм – учение, согласно которому источником всех достоверных знаний являются ощущения (Дж. Локк).
Ф. Бэкон, основатель эмпиризма и методологии опытного естествознания, считал, что для познания законов природы необходимо использовать эмпирический и индуктивный методы; он разработал учение об "идолах" – изъянах разума, мешающих познанию ("Новый органон", "Новая Атлантида").
Дж. Локк, основоположник сенсуализма, утверждает, что сознание ребенка есть "чистая доска" (tabula rasa), которая постепенно "покрывается письменами разума", т.е. все знания приобретаются из ощущений и образов памяти, переработанных мышлением ("Опыт о человеческом разуме").
Рационализм (лат. ratio – разум) – направление, противоположное эмпиризму, согласно которому основой наших знаний и критерием их истинности является разум, в котором изначально имеются общие, "врожденные" знания (математические аксиомы, закон причинности и т.п.); опираясь на них, мы получаем новые знания методом дедукции (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.).
Р. Декарт, математик и основатель рационализма, полагал что чувственный опыт не дает достоверного знания; для познания математических законов природы следует отталкиваться от интуитивно ясных, очевидных для разума "врожденных идей". Сомневаться можно во всем, кроме одного – "я мыслю, следовательно, я существую"; отсюда Декарт дедуктивно выводит существование Бога и сотворенного им мира, в основе которого лежат две субстанции – мыслящее сознание и протяженная материя ("Рассуждение о методе", "Размышления о первой философии").
Б. Спиноза выделяет три вида познания: чувственное ("смутное"), рациональное (достоверное), интуитивное (безошибочное). Спиноза развивает монистическое и пантеистическое учение о единой субстанции Бога-Природы как причине самой себя (causa sui, "природа творящая" и "природа сотворенная"), обладающей атрибутами протяженности и мышления: "Бог осуществляется в вещах" ("Трактат об усовершенствовании разума", "Этика").
Г. Лейбниц выделяет два вида истин: "истины факта" (случайные, основанные на опыте) и "истины разума" (врожденные идеи; логика и математика). Он создает плюралистическое учение, согласно которому в основе сущего лежат множество "монад" – простых духовных субстанций, созданных Богом ("простые", "души" и "духи"); Бог установил "предустановленную гармонию" в "наилучшем из возможных миров" ("Монадология", "Теодицея").
В XVIII веке формируется субъективный идеализм – вид идеализма, отрицающий объективное, независимое от субъекта существование материального мира, признающий единственной реальностью индивидуальное сознание субъекта, его ощущения, восприятия и т.п. (Дж. Беркли, Д. Юм).
Дж. Беркли, родоначальник субъективного идеализма, выдвигает идею "существовать – значит быть воспринимаемым", т.е. мы не знаем ничего кроме наших ощущений, а значит все вещи – лишь, "комплексы наших ощущений" и не существуют вне сознания; такие общие понятия как "материя", "субстанция" и т.п. являются лишь "фантомами сознания". Весь мир, по Беркли, существует лишь потому, что его воспринимает и мыслит Бог.
Д. Юм, основатель агностицизма ("мир непознаваем"), утверждает, что для ума доступны только ощущения, поэтому, люди лишь верят в существование материального мира, но не могут его познать, т.к. он есть совокупность ощущений субъекта; наличие причинно-следственных связей (законов) недоказуемо, в их основе лежит привычка (мы путаем "после" и "по причине" этого). Юм отрицает Бога, полагая, что источник религии – в фантазиях людей.
В области социально-философской проблематики в XVII-XVIII вв. разрабатывается договорная теория происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии (Т.Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо).
Т. Гоббс рассматривает государство как результат договора между людьми в целях всеобщего мира и безопасности, положившего конец естественному догосударственному состоянию "войны всех против всех" ("человек человеку – волк"). Граждане сами ограничивают свою свободу и отдают часть своих прав государю и государственным органам, которые обязаны охранять мир и общее благоденствие; лучшая форма правления – монархия ("Левиафан").
Дж. Локк,основоположник доктрины либерализма, утверждает, что в естественном состоянии господствовали отношения "человек человеку – друг"; поскольку все люди равны и независимы, то естественными правами являются право на жизнь, свободу, собственность; лучшая форма правления – это конституционная монархия ("Письма о веротерпимости").
Ж.-Ж. Руссо утверждает, что в "естественном состоянии" не существовало неравенства между людьми; оно появилось с момента возникновения частной собственности на землю, а вместе с ней – рабства и государства. Все люди равны в праве на свободу, поэтому государство возникает в результате общественного договора для достижения между всеми гражданами свободы и равенства ("Об общественном договоре").
Просвещение – эпоха в истории западноевропейской культуры конца XVII– начала XIX вв., которую называют "веком философии", т.к. обсуждение философских и научных проблем вошло в моду. Характерные черты: вера в мощь человеческого разума, который объявляется критерием развития общества и культуры; под культурой понимается лишь духовная культура; ориентация на достижения естествознания, в частности, на механическую картину мира; критицизм, скептицизм и антицерковная направленность, вольнодумство ("Раздавить гадину!" – лозунг Вольтера по отношению к религии).; направленность на человека и изменение социальной действительности.
В XIII веке философы-просветители Франции создают первую научную энциклопедию в 28 томах – "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел" (Д. Дидро, Д′Аламбер, Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо и др.).
Среди мыслителей XVIII века (в основном во Франции) широкое распространение получил механистический (метафизический) материализм – учение, согласно которому Бога не существует; весь мир – это совокупность материальных тел, движение которых подчиняется законам механики; человек есть природное существо, подчиненное законам природы (Гоббс, Лаплас, Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Д′Аламбер, Кондильяк и др.).
К. Гельвеций утверждает, что природа существует вечно, находится в движении и развитии и на определенном этапе обретает способность ощущения.
Д. Дидрообосновываетидею о том, что материя – это единственная субстанция, которая сама в себе имеет причину, законы и источник движения.
П. Гольбахв труде "Система природы" утверждает, что все явления и силы природы можно объяснить, сведя их к различным формам и законам механического движения (механистический редукционизм).
П. Лаплас,утверждает, чтов природе нет случайностей, т.к. все в ней подчиняется "жестким" законам механики; Солнечная система произошла путем сгущения частиц в первоначальной туманности (гипотеза Канта – Лапласа); значения координат и импульсов всех частиц Вселенной в данный момент времени однозначно определяют ее состояние в прошлом и будущем (лапласовский детерминизм); Бога не существует.
Ж. Ламетри вработе "Человек-машина" трактует душу как материальный "двигатель" живого организма (различие между человеком и животным для него лишь количественное – в размерах и структуре мозга).
Немецкая классическая философия– этап развития европейской философии конца XVIII – первой половины XIX вв., вершина европейской рационалистической мысли (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах).
И. Кант, родоначальник немецкой классической философии, в первый период своего творчества (докритический) выдвинул небулярную теорию происхождения солнечной системы из газообразного облака пыли; во второй период (критический) он разрабатывает проблему нахождения всеобщих и необходимых оснований познания и границ человеческого разума ("Критика чистого разума") и проблему оснований этико-гуманистических ценностей ("Критика практического разума"). Кант поставил в центр философии познающего субъекта ("что я могу знать?"). В познании Кант выделил два вида бытия – "вещь-в-себе" (мир до познания) и "явление" (мир в сознании субъекта). Получение научных знаний возможно на уровне трансцендентального субъекта, обладающего априорными (доопытными) формами познания – пространством и временем (врожденные формы чувственности), понятий и категорий (врожденные формы рассудка); априорный синтез чувственности и рассудка дает знание ("ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты"). Разум есть способность к умозаключениям об идеях – понятиях о безусловном (идеи Бога, души, мира в целом). Признавая наличие Бога, Кант обнаруживает, что в сфере теоретического разума невозможно доказать его существование (антиномии чистого разума). Это – вопрос веры и практического (этического) разума в сфере нравственного поведения. По Канту мораль абсолютна и основана на совести и "нравственном законе в груди каждого". В основе этики Канта лежат две идеи – долг перед людьми и безусловная самоценность человека, зафискированные в категорическом императиве: "человек должен быть целью, а не средством для реализации чьих-то целей"; "поступай так, чтобы мотив твоего поступка мог стать законом для всех".
Г. Гегельсоздает систему абсолютного идеализма, посредством метода идеалистической диалектики; разрабатывает диалектику как учение о законах развития бытия ("Феноменология духа", "Наука логики" и др.). Согласно Гегелю, все сущее – это процесс саморазвития Абсолютной идеи (Мирового разума): "Все действительное разумно, все разумное – действительно", т.е. все, что есть истинного становится таковым через идею (идея тождества бытия и мышления). Абсолютная идея, стремясь к самопознанию, проходит через три этапа саморазвития: логику (система идеальных понятий), природу (материальное инобытие) и дух (человеческая культура). В истории человечества Абсолютная идея возвращается сама к себе (в искусстве, религии и философии). Гегель понимал историю как закономерный процесс освобождения человека, осознание им собственной свободы на трех стадиях: восточное общество (все рабы), греко-римский мир (некоторые свободны) и германо-христианский мир (все свободны). Гегелю принадлежит известное изречение: "Каждый народ достоин своего правителя".
Л. Фейербах разрабатывает учение антропологического материализма, в котором утверждает реальность лишь природы и человека, сущность которого заключена в разуме, воле и сердце (чувстве). Критикуя христианство, он утверждает, что Бог – это плод фантазии, в котором человек "объективирует свою сущность", лучшие качества человеческого рода. Фейербах выступает за "новую религию счастья" как любовь человека к человеку.
Марксизм– философско-идейное течение, основанное К.Марксом и Ф.Энгельсом во второй половине XIX в., которое включает диалектический материализм (учение о природе, познании и человеке) и исторический материализм (учение об обществе и его истории).
Диалектический материализм появляется, с одной стороны – как материалистическая переработка Марксом и Энгельсом идеалистической диалектики Гегеля, а с другой – как диалектическая переработка метафизического материализма Фейербаха. Основные идеи: материя первична, а человеческое сознание вторично, производно от материи; сознание есть свойство высокоорганизованной материи; Бога нет; материя находится в вечном движении, развитии, которое идет по законам диалектики; познание есть отражение в сознании внешнего мира; критерием истины является общественная практика; человек отличается от животных прежде всего способностью к труду; сущность человека социальна ("совокупность общественных отношений").
Исторический материализм – марксистское учение об обществе и его развитии в соответствии с законами материалистической диалектики. Основные идеи: бытие определяет сознание; "базисом" общества является способ производства (единство производительных сил и производственных отношений), который определяет политическую и идеологическую "надстройку"; критерием общественного прогресса является уровень развития производительных сил общества; единство базиса и надстройки определяет общественно-экономическую формацию (первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую); движущими силами истории выступают развитие производительных сил и социальные революции, возникающие как результат противоречия между производительными силами и производственными отношениями; революции – закономерны, это "локомотивы истории" (Энгельс), т.к. они ведут к переходу от одной общественно-экономической формации – к другой. Смысл истории человечества – в переходе к коммунизму как всеобщему равенству на основе всеобщего изобилия.
К. Маркс ввел понятие "общественно-экономической формации" – конкретно-исторического типа общества (их последовательная смена и есть общественный прогресс); выделил в ее структуре "базис" и "надстройку"; выдвинул тезис об определяющей роли общественного бытия по отношению к сознанию; трактовал сущность человека как "ансамбль общественных отношений"; полагал, что развитие общества определяется, прежде всего, материальным производством; считал источником всякого отчуждения частную собственность на средства производства ("Философско-экономические рукописи", "Капитал", "Нищета философии" и др.).
Ф. Энгельс полагал, что основным способом существования материи является движение; разработал трудовую теорию происхождения человека; считал, что насилие есть неотъемлемый элемент социального прогресса ("Анти-Дюринг", "Диалектика природы", "Л.Фейербах и конец немецкой классической философии" и др.).
Тема 8. Современная зарубежная философия
Для современной философии(конец XIX – XXI вв.)характерно расширение поля философствования за счет включения в него проблематики культурного, экзистенциального, исторического, языкового, практического характера, которая является определяющим фоном этой философии. Философия XX-XXI вв. наиболее тесно связана с наукой. Выделяют две традиции по отношению к науке (лат. scientia): 1) антисциентистскую (иррационализм, экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм, философская антропология, персонализм, неотомизм, герменевтика, структурализм, постмодернизм) и 2) сциентистскую (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия, неокантианство, феноменология, прагматизм).
Неклассическая философиявозникает в связи с именами А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора и Ф. Ницше во второй половине XIX в. как реакция на излишнюю рассудочность (панлогичность) классической философии; отказывается от признания разумных оснований мира и выдвигает на первый план иррациональные моменты – волю, страсть, переживание, хаос, жизнь, энергию.
В философии иррационализма утверждаетсяпримат неразумного начала (воли, хаоса, жизни, страсти, эмоций, бессознательного и т.п.), которое кладется в основание как самого мира, так и его понимания (интуиция, фантазии, мистическое озарение). Иррационализм оформляется в конце XIX – начале XX вв. (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Шпенглер, Бергсон и др.).
Шопенгауэр А., родоначальник иррационализма, полагает, что мир есть воплощение Мировой воли – неразумной, вечно неудовлетворенной, "неисповедимой силы", космической первоосновы. Его философия проникнута волюнтаризмом и пессимизмом. В центр философии он ставит проблему смысла жизни и смерти: жизнь человека и мира есть постоянная неудовлетворенность и страдание; поэтому смысл жизни – в отказе от собственных желаний через самоограничение и сострадание ("Мир как воля и представление").
Кьеркегор С., датский философ, утверждает, что истина обретается человеком в переживаниях своего существования как бытия "лицом к смерти", в постоянном духовном напряжении и страдании. По его мнению, есть три стадии бытия человека: эстетическая (наслаждения); этическая (осознание свободы и ответственности); религиозная (раскаяние перед Богом).
Ницше Ф.,разрабатывает "философию жизни", утверждая, что мир не есть разумная гармония, а стихийная, вечно повторяющаяся, возвращающаяся жизнь, в основе которой лежит "воля к власти", стремление всего живого к самоутверждению. Он заявляет, что европейская цивилизация основана на ложных ценностях (сострадание, милосердие и т.п.) и заявляет о необходимости "переоценки ценностей" ("Бог умер!"). Ницше противопоставляет "человека массы" и "сверхчеловека" – аристократа духа, воина и поэта, свободного от рабской морали общества, нигилиста, жаждущего жизни и власти.
Экзистенциализм (позднелат. exsistentia – существование) – одно из крупнейших направлений философии ХХ в., возникшее накануне Первой мировой войны. Экзистенциализм утверждает свободу человеческого существования, право человека выбирать и творить свою сущность. Идейные источники экзистенциализма: иррационализм, философия жизни, герменевтика, феноменология.Согласно экзистенциалистам, человеческое бытие трагично, человек обречен на одиночество и бессмысленность существования; смысл жизни определяется только самим человеком; человек обретает свою сущность, уже существуя ("существование человека предшествует его сущности"); человек ответственен не только за себя, но и за других людей, "возможного человека"; истина – это характеристика психологического состояния личности ("жизненная правда"). Для экзистенциализма характерны идеи свободы человека ("человек – это свобода!"), приоритета индивидуального бытия над социальным (индивидуализм). Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический, секулярный экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, М. Хайдеггер).
Ясперс К. полагает, что человек открывает смысл своего существования в "пограничных ситуациях" (болезнь, смерть близких людей и т.п.), когда происходит крушение привычных "шифров", озарение экзистенции (свобода) и "онемение" в переживании трансцендентности Бога ("Existenzphilosophie").
Хайдеггер М. полагает, что существование человека – это "забота", "заброшенность вперед", "бытие к смерти", временность; экзистенция человека есть покорность и открытость историчности истинного бытия, которое невыразимо в словах, но может переживаться человеком ("Бытие и время").
Сартр Ж.-П. заявляет, что человек должен испытывать "тошноту" к природному, несвободному миру; человек возникает из ниоткуда и уходит в никуда; он – "ничто", свобода и может победить бессмысленность, абсурдность мира – по своей воле сотворить себя ("Экзистенциализм – это гуманизм").
Камю А. полагает, что человеческое существование абсурдно, бессмысленно и безнадежно; мир глух к свободе и желаниям человека; позиция "бунтующего человека" – достойно встретить бездушность мира и гордо выдерживать абсурдность жизни ("Миф о Сизифе").
Психоанализ– теория и метод лечения психических заболеваний и расстройств, разработанные З. Фрейдом.
Фрейд З. утверждает, что в основе поведения человека лежат бессознательные биологические влечения – сексуальный и агрессивный инстинкты. Он разрабатывает модель психики человека, которая состоит из Оно (бессознательная энергия), Я (сознание) и Сверх-Я (социальные нормы). Сверх-Я не дает человеку удовлетворять стремление к удовольствиям, что приводит его к состоянию невротической личности с набором психологических защит (вытеснение, сублимация, рационализация и т.п.). Фрейд обосновывает репрессивный характер культуры по отношению к человеческой природе.
Сторонники фрейдизма разрабатывают идею о том, что в основе жизнедеятельности человека лежат биологические потребности и инстинкты человека: стремление к самоутверждению (А. Адлер), коллективное бессознательное и его архетипы (К.-Г. Юнг), первичная "травма рождения" (О. Ранк ) и др.
Юнг К.-Г., выдвинул теорию "коллективного бессознательного" (общей памяти всего человеческого рода, хранящейся в душе каждого), а также сформулировал идею архетипов – общечеловеческих бессознательных структур-первообразов, носящих мифологический и символический характер.
Представители неофрейдизма стремились превратить фрейдизм в социологическую и культурологическую доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с биологическими предпосылками учения З. Фрейда (Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан и др.).
Эрих Фромм утверждает, что разрыв единства человека с природой, жажда новой гармонии взамен утраченной порождают экзистенциальные противоречия: между жизнью и смертностью человека, между его возможностями и пределами их реализации ("Иметь или быть", "Бегство от свободы").
Философская антропология – направление в философии ХХ в., в котором в центр размышлений была поставлена проблема познания сущности человека во всей полноте его бытия через соединение различных сфер постижения человека (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер, Э.Роттакер, Г.-Э. Херстенберг и др.).
Герменевтика (греч. hermeneutike – толкование) – направление современной западной философии, в котором обосновывается понимание как условие и метод познания социального бытия и другой индивидуальности, выраженные в тексте (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей). Философская герменевтика видит процесс понимания как бесконечный (принцип "герменевтического круга"). Первый этап истории герменевтики – античность (искусство толкования воли богов, знамений) и средние века (экзегетика как толкование Священного Писания). В ХХ в. преобладает понимание герменевтики как порождения новых смыслов в диалоге традицией (П. Рикер, Г. Гадамер, Ю. Хабермас).
Структурализм – направление в философии ХХ в., изучающее инвариантные отношения (структуры) в динамике различных систем: лингвистических (Соссюр), текстовых, культурологических (Леви-Стросс, Барт, Фуко, Лакан), социально-политических (Деррида, Эко, Делез, Бодрийяр) и др. Структурализм рассматривает все культурные феномены сквозь призму языка, семиотики, изучающей строение знака и механизмы означения.
Персонализм (лат. persona – личность) – философско-религиозное направление, признающее личность первичной, творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир порождением творчества верховной личности – Бога (Н.Бердяев, Л.Шестов, Б.Боун, Дж. Ройс, Э.Мунье, Ж.Лакруа).
Неотомизм – философско-религиозная доктрина католицизма XX-XXI вв., исходящая из учения Ф. Аквинского и официально признанная Ватиканом. Неотомизм считает природу и общество продуктами творческой деятельности Бога; провозглашает превосходство истин откровения над истинами разума; теологически истолковывает научные теории (Э. Жильсон, Ж. Маритен).
Постмодернизм – современный тип постнеклассического философствования (Барт, Бодрийяр, Делез, Деррида, Гваттари, Кристева, Лиотар, Мерло-Понти, Фуко). Характерные черты постмодернизма: замена объективной реальности знаково-символическими картинами; отказ от традиционных для философии проблемных полей, понятий и ценностных приоритетов; деконструкция, т.е. критическое отрицание (негация) понятия бытия как такового; отказ от деления философии на онтологию, гносеологию и т.д.; отказ от противопоставления субъекта и объекта ("смерть субъекта"); отказ от концепции единственной истины ("закат метанарраций", плюрализм, релятивизм знания).
Позитивизм (лат. positivus – положительный) – философское направление, близкое к аналитической философии, провозгласившее, что все "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь в результате объединения знаний специальных наук. Наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а сама философия ("метафизика") не имеет права на существование. Основан в 30-х гг. XIX в. О. Контом. Различают классический позитивизм (Э. Литтре, Дж.С. Милль, Г.Спенсер, В.Лесевич); эмпириокритицизм (Мах, Авенариус); современная форма позитивизма – неопозитивизм. Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук.
Конт О., социолог, основатель позитивизма, утверждает, что детерминантами развития общества являются идеи. Человеческий дух (познание) в своем развитии проходит три стадии: теологическую (господство духовенства и военных властей), метафизическую (при господстве философов и юристов) и научную, позитивную (господство естествоиспытателей и социологов).
Неопозитивизм – одно из основных направлений ХХ в., главной задачей которого является разработка методов логического или лингвистического анализа знания через возможности выражения его в языке (научном, философском, обыденном). Представители неопозитивизма считают, что неверное использование языка порождает псевдопроблемы (в том числе философские), т.е. высказывания, лишенные смысла, поскольку они не отвечают принципу верификации – доступности эмпирической проверке; поэтому задача философии сводится к логическому анализу языка науки. Идеи неопозитивизма воплотились в "Венском кружке", на основе которого сложился логический позитивизм (Р. Карнап, О. Нейрат, Х. Рейхенбах). Неопозитивизм сыграл значительную роль в развитии современной логики, семиотики и философии науки.
Постпозитивизм – ряд школ в философии науки (50-70-х гг. ХХ в.), объединенные критикой неопозитивизма. Постпозитивизм утверждает невозможность четкого разграничения между "метафизикой" (философией) и наукой; переносит акцент с исследования развития логики науки – на изучение ее истории; в центре его внимания находятся проблемы развития науки. В постпозитивизме разрабатываются различные модели эволюции науки: "борьба за выживание" теорий (К. Поппер), модель "научно-исследовательских программ" (И. Лакатос), смена "научных парадигм" путем научных революций (Т. Кун), "методологический анархизм" (П. Фейерабенд).
Аналитическая философия – важнейшее направление философии ХХ в. (начиная с 30-х гг.), характеризующееся строгостью аргументации, сводящее философию к анализу языка, науки, логики (Л. Витгенштейн, Г. Фреге, Дж. Мур, Б. Рассел и др.). Традиционно аналитическая философия ассоциируется с неопозитивизмом, одним из этапов философии позитивизма. Основные черты: лингвистический поворот – ориентация на анализ языка; логический атомизм – сведение реальности к совокупности научных высказываний; элиминация псевдопроблем – всего, что не поддается логическому пониманию.
Неокантианство – направление конца XIX –ХХ вв., пытавшееся осмыслить проблемы философии на основе обновленной интерпретации гносеологии Канта. Два направления: баденская школа, исследующая эстетические ценности (Виндельбанд, Риккерт) и марбургская школа, разр