БУРИЛЬНАЯ КОЛОННА

ЛЕКЦИЯ 11

11.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

Бурильная колонна представляет собой спущенную в скважину сборку из бурильных труб, предназначенную для подачи гидравлической и механической энергии к долоту, забойным измерительным системам, для создания осевой нагрузки на долото, а также для управления траекторией бурящейся скважины.

Являясь совместно с долотом и забойным двигателем буровым инструментом, бурильная колонна выполняет следующие функции:

- передает вращение от ротора к долоту;

- воспринимает от забойных двигателей реактивные моменты;

- подает к забою промывочный агент;

- подводит гидравлическую мощность к долоту и погружному гидравлическому двигателю;

- вдавливает долото в горные породы на забое, действуя своей силой тяжести;

- обеспечивает замену долота и погружного двигателя посредством транспортирования их к забою или на дневную поверхность;

- позволяет вести аварийные и другие специальные работы в стволе скважины.

Бурильная колонна (рис. 11.1) включает в себя следующие элементы: бурильные трубы; утяжеленные бурильные трубы; ведущую (рабочую) бурильную трубу; переводники; отклонитель; центраторы, протекторы и другую оснастку.

Ведущая труба 2 соединена верхним концом с вертлюгом при помощи переводника ствола вертлюга и верхнего переводника ведущей трубы 1, а нижним концом - с колонной бурильных труб, спущенных в скважину, при помощи нижнего 3 и предохранительного 4 переводников ведущей трубы. Ведущая труба вращается ротором и через бурильную колонну передает вращение долоту при роторном бурении, а при турбинном - не позволяет при замкнутом стволе ротора вращаться бурильной колонне в противоположном направлении под действием реактивного момента погружного двигателя.

Бурильные трубы соединены друг с другом при помощи замков, которые состоят из муфты 5 и ниппеля 6. Нижняя часть бурильной колонны составлена из УБТ 10, которые соединены друг с другом при помощи замковых резьб, нарезанных в виде ниппеля с одной стороны и в виде муфты - с другой. Посредством переводника нижний конец УБТ соединяется либо непосредственно с долотом, либо с погружным двигателем.


Рис. 11.1. Конструкция бурильной колонны:

1 - верхний переводник ведущей трубы; 2 - ведущая труба; 3 - нижний переводник ведущей трубы; 4 - предохранительный переводник ведущей трубы; 5 - муфта замка; 6 - ниппель замка; 7 - бурильные трубы; 8 - протектор; 9 - переводник на УБТ; 10 - УБТ; 11 - центратор; 12 - наддолотный амортизатор