Фискальная политика и финансовая система.

План лекции

Тема 7. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства.

Ключевые слова

Контрольные вопросы

1. Что такое деньги?

2. Чем измеряется величина предложения денег?

3. Что такое спрос на деньги? Какие подходы к нему существуют?

4. Определите мотивы спроса на деньги.

5. Кто определяет предложение денег в экономике? Что включает в себя предложение денег?

6. Что представляет собой денежный мультипликатор? Как можно рассчитать максимальное увеличение денег?

7. Что представляет собой кейнсианская денежная политика?

8. Что такое ликвидная ловушка?

9. Назовите цели денежно-кредитной политики.

10. Охарактеризуйте основные инструменты денежно-кредитной политики.

 

 

Деньги.

Финансовый актив.

Ликвидность.

Денежный агрегат.

Спрос на деньги.

Предложение денег.

Денежная база.

Денежный мультипликатор.

Равновесие на денежном рынке.

Ликвидная ловушка.

 

1. Фискальная политика и финансовая система.

2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос.

3. Виды фискальной политики.

 

Цель лекции – раскрыть цель и инструменты воздействия фискальной политики государства на экономику.

 

Воздействие государства на экономику с помощью таких инструментов как налогообложение и правительственные расходы характеризует косвенное регулирование.

Фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом. Она формируется парламентом страны, утверждающим государственный бюджет. А реализуется правительством, в первую очередь министерством финансов.

Экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения и осуществления государственных расходов, получили название финансовых отношений или финансов. Эти отношения, с одной стороны, обеспечивают существование самого государства и его институтов, а с другой – используются государством для макроэкономического регулирования общественного производства в соответствие с теми или иными национальными потребностями.

Совокупность всех финансовых отношений в обществе представляет финансовую систему. Ведущим звеном ее является государственный бюджет.

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства и использующихся для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и сил правопорядка. А также для осуществления социально-экономических функций.

Бюджет представлен доходами и расходами. Расходы государственного бюджета показывают направления и цели государственных ассигнований. Они идут на содержание госаппарата, на военные нужды, на создание объектов социальной инфраструктуры и развитие государственного сектора и др. многочисленные программы и объекты.

Основным источником доходов госбюджета служат налоги. Налоги– это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

В зависимости от объекта взимания налогов выделяют прямые и косвенные налоги.

Специфической чертой прямых налогов является обложение налоговыми сборами напрямую физических и юридических лиц (граждан, предприятий, организаций). К ним относятся: подоходный налог, налог с прибыли корпораций. Имущественный налог, налог на сделки с капиталом, налог с наследства.

Косвенные налоги – это налоги, взимаемые с товаров и услуг, представляющие собой часть цены товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог, таможенная пошлина.

В макроэкономике налоги делят также на автономные и подоходные.

Автономные или аккордные налоги (Tx) – это налоги, которые не зависят от уровня совокупного дохода. Аккордный налог представляет собой налог, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любой величине совокупного дохода.

Подоходные налоги – это налоги, которые зависят от уровня совокупного дохода и сумма налоговых поступлений от которых определяется по формуле t x Y, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Налоговая функция (сумма налоговых поступлений) имеет вид:

`Tx = Tx + t x Y.

В зависимости от того, как устанавливается средняя налоговая ставка различают три типа налогов: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные налоги предполагают, что средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода (прямые налоги за исключением личного подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль).

Прогрессивные налоги – это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере роста величины дохода (личный подоходный налог в большинстве стран мира).

Регрессивные налоги – это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода (все косвенные налоги имеют регрессивный характер).

Воздействие налогов на совокупное предложение исследовал американский экономист Артур Лаффер. Он выдвинул гипотезу о воздействии изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в госбюджет.

Дефицит бюджета имеет место , когда расходы превышают доходы бюджета.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга.