Совокупный спрос и его факторы.
План лекции
Ключевые слова
Экономический цикл.
Подъем.
Спад.
Оживление.
Депрессия.
Безработица.
Инфляция.
Покупательная способность денег.
Номинальные доходы.
Реальные доходы.
Тема 4. Национальный доход: производство, распределение и потребление.
План лекции
1. Производство, распределение и потребление национального дохода.
2. Функция потребления и сбережения в кейнсианской модели.
3. Инвестици и доход. Эффект мультипликатора.
Тема 5. Макроэкономическое равновесие: модель AD – AS.
1. Совокупный спрос и его факторы.
2. Совокупное предложение и его факторы.
3. Равновесие в модели AD – AS. Классический и кейнсианский подходы.
4. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения.
Цель лекции – раскрыть основные понятия макроэкономики как совокупный спрос и совокупное предложение и базовую макроэкономическую модель – модель «совокупного спроса – совокупного предложения» (модель AD – AS).
Совокупный спрос (AD) - это желание и возможность домохозяйств, фирм, государства и заграницы приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившемся уровне цен.
Совокупный спрос более сложная категория в отличие от рыночного спроса и складывается из четырех основных компонентов:
первый – это потребительский спрос на товары и услуги C;
второй – это инвестиционный спрос фирм I;
третий – государственные закупки товаров и услуг G;
четвертый – чистый экспорт Xn, т.е. разница между экспортом и импортом.
Поэтому формула совокупного спроса похожа на формулу подсчета ВВП по расходам и имеет вид:
AD = C + I + G + Xn.
Графически модель совокупного спроса представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон, и каждая точка ее показывает величину совокупных расходов всех макроэкономических субъектов при каждом возможном уровне цен.
Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами:
1. эффектом процентной ставки;
2. эффектом реального богатства;
3. эффектом импортных закупок.
Неценовые факторы влияют на сам совокупный спрос и графически выражаются сдвигами кривой AD вправо при увеличении совокупного спроса и влево при его сокращении.
К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся факторы, влияющие на каждый из компонентов совокупного спроса.
Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы:
· уровень благосостояния, или величина богатства;
· уровень текущего дохода;
· ожидания потребителей (изменения доходов, уровня цен);
· налоги;
· трансферты;
· уровень задолженности домохозяйств;
· ставка процента по потребительскому кредиту.
Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы:
· ожидания инвесторов (фирм);
· ставка процента;
· величина дохода;
· налоги;
· трансферты фирмам;
· технологии;
· избыточные производственные мощности;
· величина запаса капитала.
Факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг. Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос (кривая AD сдвигается вправо), а их снижение – сокращает;
Факторы, воздействующие на чистый экспорт:
· Величина валового внутреннего продукта и национального дохода в других странах.
· Валютный курс национальной денежной единицы.