Совокупный спрос и его факторы.

План лекции

Ключевые слова

Экономический цикл.

Подъем.

Спад.

Оживление.

Депрессия.

Безработица.

Инфляция.

Покупательная способность денег.

Номинальные доходы.

Реальные доходы.

 

Тема 4. Национальный доход: производство, распределение и потребление.

План лекции

1. Производство, распределение и потребление национального дохода.

2. Функция потребления и сбережения в кейнсианской модели.

3. Инвестици и доход. Эффект мультипликатора.

 

Тема 5. Макроэкономическое равновесие: модель AD – AS.

1. Совокупный спрос и его факторы.

2. Совокупное предложение и его факторы.

3. Равновесие в модели AD – AS. Классический и кейнсианский подходы.

4. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения.

 

Цель лекции – раскрыть основные понятия макроэкономики как совокупный спрос и совокупное предложение и базовую макроэкономическую модель – модель «совокупного спроса – совокупного предложения» (модель AD – AS).

 

Совокупный спрос (AD) - это желание и возможность домохозяйств, фирм, государства и заграницы приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившемся уровне цен.

Совокупный спрос более сложная категория в отличие от рыночного спроса и складывается из четырех основных компонентов:

первый – это потребительский спрос на товары и услуги C;

второй – это инвестиционный спрос фирм I;

третий – государственные закупки товаров и услуг G;

четвертый – чистый экспорт Xn, т.е. разница между экспортом и импортом.

Поэтому формула совокупного спроса похожа на формулу подсчета ВВП по расходам и имеет вид:

AD = C + I + G + Xn.

Графически модель совокупного спроса представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон, и каждая точка ее показывает величину совокупных расходов всех макроэкономических субъектов при каждом возможном уровне цен.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами:

1. эффектом процентной ставки;

2. эффектом реального богатства;

3. эффектом импортных закупок.

Неценовые факторы влияют на сам совокупный спрос и графически выражаются сдвигами кривой AD вправо при увеличении совокупного спроса и влево при его сокращении.

К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся факторы, влияющие на каждый из компонентов совокупного спроса.

Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы:

· уровень благосостояния, или величина богатства;

· уровень текущего дохода;

· ожидания потребителей (изменения доходов, уровня цен);

· налоги;

· трансферты;

· уровень задолженности домохозяйств;

· ставка процента по потребительскому кредиту.

Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы:

· ожидания инвесторов (фирм);

· ставка процента;

· величина дохода;

· налоги;

· трансферты фирмам;

· технологии;

· избыточные производственные мощности;

· величина запаса капитала.

Факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг. Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос (кривая AD сдвигается вправо), а их снижение – сокращает;

Факторы, воздействующие на чистый экспорт:

· Величина валового внутреннего продукта и национального дохода в других странах.

· Валютный курс национальной денежной единицы.