Определение цели

Определение многоцелевого целеполагания его графическим представлением в виде «деревьев» цели.

Цели и трудности целеполагания.

Управление в системе немыслимо без передачи, получения, хранения и обработки информации. Информация — это способ связи компонентов системы друг с другом, каж-дого из компонентов с системой в целом, а системы в целом — со средой. В силу сказан-ного, нельзя раскрыть сущность системности без изучения ее информационного аспекта. Системно-информационный подход направлен на изучение системы с точки зрения пере-дачи, получения, хранения и обработки данных внутри системы и в связи со средой.

Установление правильной цели в методологии системного подхода и системного ана-лиза имеет важнейшее значение. Процесс установления правильной цели определяется как «целеполагание».

В данном разделе будут рассмотрены вопросы:

· определения цели,

· формирования критериев достижимости цели,

· установление трудностей целеполагания и требований, предъявляемых к коррект-ному формулированию цели,

Цель ─ это субъективный образ желаемого состояния объекта.

Всякая деятельность (движение, изменение, развитие и т. п.), которая направлена на достижение определенной цели, определяется как целенаправленная деятельность.

Примеры. Студент учится, чтобы получить профессию. Рабочий обтачивает заготовку, чтобы получить деталь. Спортсмен тренируется, чтобы стать чемпионом. Целевой характер имеют отдых, развлечения, прогулки, игры, физзарядка, чтение и т. п.

Причиной и движущей силой любой целенаправленной деятельности является на-личие противоречия, наличие своеобразной «разности потенциалов» между имеющимся и желаемым (целевым) состояниями объекта. Если пути устранения противоречия не явля-ются очевидными, то противоречие становится ПРОБЛЕМОЙ.

 

1.3.1.1. Цель и субъективность точки зрения

В системном анализе цель занимает центральное место. Однако, говоря о цели, нель-зя упускать из виду, что выбор цели сугубо субъективен. Если ставится или имеется цель, то всегда существует субъект целеполагания, т.е. тот, который определяет цель и точка зрения которого отражается в понимании цели. При этом выбор цели всегда ограничен конкретными знаниями и пониманием субъекта ─ нельзя желать того, о чем не знаешь. Отсюда вывод: люди с узким и с широким кругозором ставят перед собой при создании системы разные цели, т.е. «троешник» и по жизни будет ставить «троешничные» цели.

В связи с вышесказанным, при исследовании всегда необходимо определяться с тем, чья точка зрения на объект берется за основу. При системном анализе цель можно рас-сматривать с позиций субъекта и объекта исследования.

Цель с позиции субъекта определяет цель анализа, описания, проектирования (соз-дания или реорганизации) и управления:

• цель анализа объекта ─ выявить наличие и место противоречий (проблемной ситуации), причин их возникновения и способов устранения;

• цель описания объекта ─ представить проблемную ситуацию в виде, удобном для анализа;
• цель проектирования ─ разрешить проблемную ситуацию с помощью нового объекта или реорганизации старого;

• цель управления ─ разрешить проблемную ситуацию путем удержания функциони-рования объекта в заданном состоянии или перевода его в новое состояние.

При всем при этом субъект преследует свои цели, удовлетворяет свои потребности (например, получение прибыли, самореализация и т. п.). К тому же сам субъект анализа часто является сосредоточием субъектов целеполагания: это отдельные исполнители (каж-дый имеет свою цель), это и руководители различного уровня.

Цель с позиции объекта определяет цель его функционирования (существования), которая может быть заложена при его создании либо формироваться внутри него.

Примеры.

а) Если анализируется проблемная ситуация в некотором техническом устройстве, то вначале необходимо понять назначение этого устройства.

б) При анализе экономического или организационного объекта иногда выясняется, что фактическая цель его функционирования отличается от цели, с которой он создавался.И здесь мы также имеем нескольких субъектов целеполагания: коллектив пли индивидуумы объекта исследования, руководитель объекта, руководитель вышестоящего уровня и т. д. Кроме того, в качестве субъекта целеполагания может выступать заказчик анализа. Таким образом, можно говорить о трех группах целей участников анализа, имеющих различные потребности, а отсюда и разные цели - аналитику приходится решать три задачи, связанные с целью: понимание целей заказчика; определение внутренних целей объекта анализа; формулировка своих целей анализа.

1.3.1.2.Требования к формулированию цели:

· конкретность ─ при определении цели необходима точность отражения ее содер-жания, объема и времени. Удовлетворение цели может принести только конкретный резу-льтат, полученный с помощью конкретных средств в конкретных условиях

· измеримость ─ цель должна быть представлена количественно или каким-либо другим способом для оценки степени ее достижения;

· достижимость─ цели должны быть реальными, не выходящими за рамки возмо-жностей исполнителей (цель это не мечта, но может и такая цель: мечту сделать былью);

· согласованность ─ цели следует рассматривать не изолированно, а во взаимосвязи;

· приемлемость ─ необходимо учитывать потребности, желания, традиции, сложив-шиеся в обществе и ценности;

гибкость─ возможность внесения корректировки по мере происходящих в среде из-менений.

 


1.3.2. Формирование критериев

В общем случае цели могут быть сформулированы конкретно или расплывчато. В соответствии с этим различают два типа целей:

• цель-результат ─ конкретная, измеримая цель (рис. 1, а);

• цель-направление ─ идеальная, качественная цель (рис. 1, б).

 

Рис. 1.3.


Пример. Увеличение выпуска продукции в два раза — цель-результат, а повышение образовательного уровня работников — цель-направление.

1.3.2.1. Критерии как модели целей

Для количественной оценки степени достижения цели используются критерии (осо-бенно для идеальной цели). В этом смысле критерии можно рассматривать как количест-венные модели качественных целей.

Примеры.

а) Цель-результат: построить дачный домик. Если не ввести критерии, то построение любого сооружения от сарая до дворца можно считать достижением поставленной цели.

б). Цель-направление: повышение образовательного уровня сотрудников. Для ее конкретизации можно ввес-ти такие критерии: процент сотрудников, имеющих высшее образование; количество сотрудников, имеющих сертификаты о дополнительном образовании.

Необходимость в критериях возникает также в задачах управления, в частности, в за-дачах оптимизации и принятия решений, когда возникает необходимость оценки имею-щихся альтернатив. Определение значения критерия для данной альтернативы является, по существу, косвенным измерением степени ее пригодности (ценности) как средства достижения цели.

1.3.2.2. Многокритериальность реальных задач

Многокритериальность реальных задач связана с тем, что одну цель редко удается выразить одним критерием, хотя к этому обычно стремятся. Конечно, возможны случаи, когда единственный критерий отвечает требованиям практики.

Пример. По международным стандартам одним из основных критериев, отражающих качество и уровень медицинского обслуживания, является младенческая смертность (смертность детей в возрасте до года).
Очень редко единственный критерий удачно отображает цель, поскольку критерий лишь приближенно (как и всякая модель) отображает цель, и адекватность одного крите-рия может оказаться недостаточной.

Пример. Формирование критериев для достаточно ясной цели: улучшить уборку мусора в большом городе. В результате анализа были отвергнуты как неадекватные следующие, на первый взгляд, подходящие критерии: расходы по уборке мусора в расчете на одну квартиру, число тонн убираемого мусора в расчете на один рабочий человеко-час, общий вес вывозимого мусора - эти критерии ничего не говорят о качестве работы. Более удачными были признаны такие критерии, как процент жилых кварталов без заболеваний, снижение числа пожаров из-за возгорания мусора, уменьшение числа укусов людей крысами, количество обос-нованных жалоб жителей на скопление мусора. Впрочем, очевидно, что и эти критерии отражают только отдельные стороны качества уборки мусора в городе.

Всегда следует помнить о том, что дело не только и не столько в количестве крите-риев, сколько в том, чтобы они достаточно полно «покрывали» цель. Это означает, что критерии должны описывать по возможности все важные аспекты цели, но при этом жела-тельно минимизировать число необходимых критериев.

1.3.3. Трудности целеполагания состоят в следующем:

· в объективных и субъективных ограничениях целеполагания;

· в проблематике, определяемой необходимостью решения совокупности проблем, возникающих в соседних объектах при решении проблем исследуемого объекта;

· в неопределенности целеполагания;

· в опасности подмены целей средствами;

· во влиянии ценностей на цели;

· в опасности смешения целей;

· во множественности целей;

· в изменении целей с с течением времени.

1.3.3.1. Ограничения целеполагания

Решение любой реальной задачи сталкивается с ограничениями, которые можно разделить на две группы:

• объективные - законы природы и ресурсные ограничения;

• субъективные - ограниченность понимания действительности и система ценностей субъекта целеполагания.

Целеполагание также подвержено влиянию как внешних, так и внутренних факторов, а также времени.

Пример. При постановке и решении задач системного анализа необходимо учитывать и возможности, которыми обладают стороны для решения поставленных задач и которые позволяют снять выявленные проб-лемы. В первую очередь необходимо учитывать ресурсы, имеющиеся у сторон.

К ресурсам следует отнести:

• финансирование, выделенное системным аналитикам для решения поставленной задачи;

• ресурсы исполнителя: людские, вычислительные (наличие вычислительной техники, ее количество и т. д.), материальные ( наличие канцелярских товаров, транспорта, связи);

• временные ресурсы; сроки решения задач системного анализа, как правило, оговариваются.

При формулировке задачи системного анализа необходимо также учитывать интере-сы окружающей среды. В практике системного анализа встречаются случаи, когда нало-женные «зеленые» ограничения столь сильны, что делают нереальным достижение цели. Тогда системный аналитик должен ставить перед лицом, принимающим решение, вопрос о том, нельзя ли данные ограничения ослабить или снять совсем.

1.3.3.2. Проблематика

Если для традиционных наук определение цели ─ начальный, отправной этап работы, то при работе со сложными объектами ─ это промежуточный результат, которому пред-шествует длительная, кропотливая и сложная работа по формулировке исходной пробле-мы.

Дело в том, что проблемосодержащий объект не является изолированным. Он связан с другими объектами, в различной степени причастными к данной проблеме, и входит как часть в некий мегаобъект. Кроме того, исследуемый объект обычно сам состоит из мно-жества микрообъектов, имеющих свои потребности, желания, проблемы и цели. В связи с этим к любой реальной проблеме необходимо априори относиться не как к отдельно взятой, а как к «клубку» взаимосвязанных проблем в том смысле, что решение нашей про-блемы чаще всего приведет к образованию совокупности проблем в окружающих систему объектах. Будем использовать для обозначения этой совокупности термин проблематика.

Проблематика ─ совокупность проблем, возникающих в соседних объектах при решении проблем исследуемого объекта.

Примеры.

а) Лечение больного органа порождает проблемы в соседних.

б) Решение проблемы одного члена семьи порождает проблемы у других.

в).Решение проблемы одной части организации порождает проблемы у других.

Таким образом, исследование всякой проблемы следует начинать с ее расширения до проблематики. Необходимо выделить и рассмотреть проблемы, существенно связанные с исследуемой, без учета которых она не может быть решена. В англоязычной литературе часто используется понятие stakeholders, что означает «перечень заинтересованных лиц». В этот перечень на первых порах рекомендуется включать:

· заказчика, который ставит проблему, заказывает и оплачивает системный анализ;

· лиц, принимающих решения, от полномочий которых непосредственно зависит ре-шение проблемы;

· участников, как активных, т. е. тех. чьи действия потребуются при решении проб-лемы, так и пассивных тех, на ком скажутся (положительным или отрицательным образом) последствия решения проблемы;

· самого системного аналитика и его сотрудников, главным образом, для того чтобы предусмотреть возможность минимизации его влияния на остальных заинтересованных лиц, своеобразная «мера безопасности».

Под «заинтересованными» лицами следует понимать и тех, кто на самом деле не за-интересован в решении проблемы и будет сопротивляться возможным переменам. Каждая из сторон имеет свое видение проблемы; отношение к ней, существование или исчезнове-ние проблемы связано с существованием или появлением их собственных проблем.

Таким образом, при построении проблематики системный аналитик определяет, кто из заинтересованных лиц и в чем заинтересован, какие изменения и почему они хотят внести. При этом сам аналитик не должен влиять на мнения обследуемых лиц. После рас-смотрения проблематики формулируется окончательная цель.

Для коммерческих организаций (в какой-то мере и для некоммерческих) можно рас-сматривать три базовых круга проблематики (рис. 2): внутренняя среда (подразделения организации); бизнес-окружение; внешняя среда.

Рис.1.4. Круги проблематики


Для оценки влияния решения наших проблем на другие заинтересованные объекты можно построить матрицу проблематики, включающую перечень заинтересованных объектов, вид (выгода или потеря) и степень влияния на них наших решений, их поддержку или противодействие.
Пример. Матрица проблематики для задачи создания внедренческой фирмы по автоматизации бухгалтерс-кого учета:


1.3.3.3. Неопределенность целеполагания

Еще древними философами были замечены свойства любой человеческой деятельно-сти: полученные результаты всегда отличаются от запланированных целей, т. е. цель всег-да несет в себе элементы неопределенности. Причина этой неопределенности кроется в слабой изученности свойств окружающей действительности, неполноте информации о ней.
Зачастую человек в своей деятельности руководствуется принципом совпадения це-лей и результатов, и поэтому нередко попадает впросак, удивляясь, что планировал одно, а получил иное. Особенно это опасно при организации бизнеса, который может окончиться крахом. Опасность расхождения целей и результата возникает в том случае, если целевые результаты служат основой для планирования дальнейшей деятельности. В этом случае могут возникать серьезные проблемы.

Примеры.

а) Начинающий бизнесмен берет кредит в банке под залог своей квартиры, планируя через определенное вре-мя получить прибыль, достаточную для того, чтобы расплатиться за кредит и иметь деньги на развитие. Однако в случае недостижения цели, лишается и бизнеса и квартиры.

б). При газификации домов, когда вырыты траншеи и подведены трубы, жильцы ломают свои печи в надеж-де, что они больше не понадобятся. Но в силу разных причин (отсутствие некоторых устройств, рабочих перевели на выполнение другой срочной работы) к зиме у жильцов запланированного газа нет, как нет и альтернативного средства обогрева в виде печей.

Современные представления о расхождении целей и результатов деятельности связа-ны с именем российского философа Н.Н.Трубникова, который утверждал, что их причи-ной является «двойственность» используемых средств. Действительно, когда средства подбираются для реализации намеченной цели, например определенная структура, тех-нология, персонал и т. д., то, будучи еще не опробованными в реальной деятельности, они представляют собой идеальные средства, т. е. средства, лишь мысленно подходящие для достижения целей. И как идеальные средства они, казалось бы, способны обеспечить реа-лизацию запланированных целей. Но когда они становятся реальными средствами, то да-ют результат, в чем-то не совпадающий с целями. Кроме неопределенности, в цели прояв-ляется ее вторая сторона: цель можно рассматривать в качестве средства оценки будущего результата.

1.3.3.4. Опасность подмены целей средствами

Часто субъект, цели которого должны быть выявлены, сам не может их четко осоз-нать, даже если и дает им четкие формулировки.

Дело в том, что любая цель обладает двойственностью, являясь одновременно и це-лью, и средством для достижения вышестоящей цели. Достижение цели всегда базируется на некоторых средствах этого достижения, т. е. существует пара «средство - цель». Но цель, в свою очередь, может являться средством для достижения вышестоящей цели, и наоборот, средство достижения цели необходимо иметь, получить, (проектировать, со-здать), т. е. средство на некотором этапе само становится целью. Таким образом, мы имеем дело с теоретически бесконечной цепочкой: i-я цель (Цi) достигается благодаря i-му средству (Сi), i-я цель является i+1-м средством для i + 1-й цели и т. д.:

...Сi —> Цi = Ci+1 —> Цi+1 = Сi+2 —> Цi+2...

В связи с этим субъекту целеполагания бывает очень трудно разобраться в этой цепо-чке и выявить, что же является конечной целью.
Пример. Хорошо учиться в школе, чтобы поступить в институт. Цель поступления в институт? Получить спе-циальность. (Значит, поступление в институт только средство, а не цель!). А зачем получать специальность? Чтобы получить хорошую работу. А зачем нужна хорошая работа? Чтобы получать хорошие деньги. А зачем получать хорошие деньги? Чтобы ...
Рассмотрим примеры ошибок при предварительном определении цели, когда сред-ства принимались за цели.
Примеры.

а) В одном исследовании проблемы «где лучше разместить новую больницу» выяснилось, что действитель-ная цель — улучшение медицинского обслуживания населения, и среди предложенных альтернатив нашлись более эффективные способы использования ресурсов, нежели строительство новой больницы.

б) Перед изобретателем поставили задачу: придумать устройство для мытья больших окон в цехе металооб-работки. Но впоследствии оказалось, что цель была не чистые окна, а освещенность рабочего места токарей и фрезеровщиков. После уточнения цели было предложено установить электрические лампы на каждый ста-нок, а чистота окон — это уже другая задача, например, эстетики или культуры производства.

в) Какую бы вы поставили цель перед пожарной командой? В 20-х гг. был введен своеобразный критерий оплаты труда пожарных — время пребывания на пожаре. В соответствии с этим производилась оплата труда пожарных. Первый пожар был потушен через 15 мин и... пожарные остались без зарплаты. Затем они «поумнели» и стали тушить пожары в течение нескольких часов. Как выяснилось позже, иногда они сами поджигали дома.

1.3.3.5. Влияние ценностей на цели

Надо быть готовым к тому, что на выбор целей субъекта существенное влияние ока-зывает общая идеология, система ценностей, которой он придерживается. Под ценностями обычно понимаются персональные или социальные предпочтения или приемлемость пу-тей их достижения познавательной, экономической, политической, этической, эстетичес-кой, материальной, религиозной, экологической и т.п. областях.

К путям достижения цели относятся такие ценности как честность, принципи-альность, пацифизм и др. Поэтому одно из направлений исследования в ходе выявления цели может состоять в изучении системы ценностей, прежде всего той, которой обладают лица, принимающие решения: однако в ряде случаев может оказаться необходимым принять во внимание системы ценностей и остальных заинтересованных сторон.

1.3.3.6. Опасность смешения целей

Разновидностью влияния ценностей на цели является смешение целей. В этом случае узкопрофессиональные ценности превалируют над общественными. Обычно такая ситуа-ция возникает, когда в решении проблем участвуют специалисты-профессионалы, навя-зывающие свое видение мира и тем самым подменяющие главные цели своими.

Примеры.

а)«Операция прошла успешно, но пациент умер», - это не дурная шутка, а действительно встречающееся среди хирургов высказывание.

б) Внешне очень элегантное здание, построенное в университетском городке, получило золотую медаль Королевского Общества архитекторов, но его внутренняя планировка оказалась непригодна ни для учебных, ни для административных целей.

в). Имеется большое количество рекламной продукции, отмеченной различными призами рекламных пла-катов, но которая не оказала никакого влияния на сбыт рекламируемой продукции.

1.3.3.7. Множественность целей

Случаи, когда у субъекта имеется только одна цель, встречаются редко, чаще всего их несколько и важно не упустить какую-нибудь существенную из них. В частности, чем вы-ше уровень управления, тем больше целей, даже если текстуально они объединены одной формулировкой — «глобальная цель».

Пример. Цель современного предприятия не может быть сведена к получению макси-мальной прибыли: она представляет собой сумму целей всех его работников, собственников, потребителей и, строго говоря, всех остальных субъектов общества, как-то связанных с ним.

Цели человека обладают внутренней неустранимой парадоксальностью: каждая че-ловеческая потребность присутствует в целях человека вместе с ее противоположностью. Человек одновременно стремится:

• к стабильности и к развитию;

• к осуществлению своей индивидуальности и к принадлежности к коллективам;

• к познанию и в то же время отбрасывает «лишнюю» или негативную информацию;
• к свободе, но боится ее бремени;

• к соблюдению этических норм, но часто испытывает недобрые побуждения и т. д.
1.3.3.8. Изменение целей со временем

Представление и формулировка цели зависят от стадии познания объекта и времени. Цели могут изменяться как по мере изменения и понимания объекта, так и по мере появ-ления и понимания новых средств решения проблем. Потребность в корректировке целей возникает и у заказчика, и у исполнителя, что иногда порождает конфликтные ситуации.
При этом цели более высоких уровней долговечнее. В социальных системах цели высших уровней часто формулируются как интересы будущих поколений, сроки целей нижних уровней связаны с настоящими действиями и с действиями в ближайшем будущем.


1.3.4. Многоцелевое целеполагание

Анализ процессов формулирования глобальной цели в сложной системе показывает, что эта цель возникает в сознании руководителя или коллектива как некоторая, достаточно «размытая» область.

На любом уровне цель возникает вначале в виде «образа» цели. При этом достичь одинакового понимания общей цели всеми исполнителями, по-видимому, принципиально невозможно без ее легализации в виде упорядоченного или неупорядоченного набора взаимосвязанных подцелей, которые делают ее понятной и более конкретной для разных исполнителей. Таким образом, задача формулирования общей цели в сложных системах должна быть сведена к задаче структуризации цели.

Для облегчения задачи целеполагания применяется декомпозиция (детализация) цели в виде неупорядоченного или упорядоченного набора взаимосвязанных подцелей (струк-туризация); которые делают ее более конкретной и понятной для всех участников процесса целеобразовапия.

Поскольку любая цель обладает двойственностью, являясь одновременно и целью, и средством для достижения вышестоящей цели, то описание отношений между целями и средствами может быть отражено специальной схемой (графом), носящей название «дере-во целей». Термин был введен в 1957 г. У. Черчменом, который предложил метод дерева целей в связи с проблемами принятия решений в промышленности. Эта схема была с успехом использована в ряде крупных военных и промышленных программ в США, а в настоящее время является повседневным инструментом практически любого современного менеджера.
При использовании метода «дерево целей» в качестве средства принятия решений часто применяют термин «дерево решений». При применении метода для выявления и уто-чнения функций системы управления говорят о «дереве целей и функций». При струк-туризации тематики научно-исследовательской организации пользуются термином «дерево проблемы», а при разработке прогнозов «дерево направлений развития (прогнозирования развития)» или «прогнозный граф».

Для системного анализа организаций с целью их реорганизации или автоматизации можно предложить следующие виды «деревьев»:

а) «дерево целей» объекта, которое можно определить как «дерево желаний»;

б) «дерево проблем» объекта (или диаграмма Исикавы);

в) «дерево целей» субъекта;

г) «дерево стратегий» или «дерево решений».

1.3.4.1. Построение «дерева целей (желаний)»

Сначала формируется основная цель (желание), формулировка которой, как правило, имеет следующую структуру:

 

глагол-действие пояснение объект-цель

 

Построение «дерева целей» начинается с процедуры структуризации, расчленения основной цели на составные элементы, называемые подцелями, каждая из которых являет-ся средством, направлением или этапом ее достижения. Затем каждая из подцелей в свою очередь рассматривается как цель и расчленяется на компоненты. Если все эти элементы представить графически, то получится так называемое «дерево целей», обращенное кроной вниз. Деление прекращается, когда подцель становится неделимой и объективно изме-римой.

Построение «дерева» происходит по следующим принципам:

• если очередная подцель является средством для предыдущей, то она опускается на уровень ниже первой;

• если она является целью, то поднимается на один уровень вверх;

• если она и ни цель, и ни средство, то остается на том же уровне иерархии.

Пример. «Дерево целей» для коммерческого учебного центра, показанное на рис. 1.5.

Рис. 1.5. «Дерево целей» для коммерческого учебного центра

Для проверки полноты и внутренней непротиворечивости дерева целей существуют четыре простых правила.

1). При чтении сверху вниз подцель должна отвечать на вопрос: что нужно сделать, чтобы реализовать цель предыдущего уровня?

2) При чтении снизу вверх цель более высокою уровня должна отвечать на вопрос: для чего необходима цель, лежащая непосредственно под ней?

3). При чтении подцелей, необходимых для достижения одной цели, следует уточ-нить, все ли подцели действительно необходимы для ее достижения.

4) При чтении подцелей, необходимых для достижения одной цели, следует уточнить, какие еще подцели этого уровня необходимы для достижения цели.

1.3.5.2. Построение «дерева проблем»

В самом начале выбирается и сжато формулируется одна (или несколько) из ключе-вых проблем достижения целей-желаний. А затем одна за другой формулируются другие проблемы, выстраиваемые в «дерево» по следующим принципам:

• если очередная проблема является причиной для предыдущей, то она опускается на уровень ниже первой;

• если она является следствием, то поднимается на один уровень вверх;

• если она не является ни причиной, ни следствием, то остается на том же уровне иерархии.

 

Рис. 1.6. «Дерево проблем» для коммерческого учебного центра


Пример. «Дерево проблем» для коммерческого учебного центра, показанное на рис.1.6.
Альтернативой «дерева проблем» является диаграмма Исикавы, представляющая со-бой «дерево проблем», повернутое на 90°.
Пример. Диаграмма Исикавы для коммерческого учебного центра, показанная на рис. 1.8..

Рис. 1.8. Диаграмма для коммерческого учебного центра.

 


1.3.5.3. Построение «дерева целей» субъекта и «дерева стратегий»

При анализе путей решения имеющихся проблем строится «дерево целей», которое является позитивным зеркальным отражением негативного дерева проблем. И к этому дереву в качестве «веток» пристраиваем возможные стратегии решения проблем (достижения целей).

Пример. «Дерево целей» с вариантами стратегий для коммерческого учебного центра, показанное на рис. 1.9.

 

Рис. 1.9. «Дерево целей» с вариантами стратегий для коммерческого учебного центра.

 

Далее следует провести анализ и выбор стратегий (средств достижения целей), для чего можно построить соответствующую таблицу.
Пример. Таблица стратегий:

 

1.3.6. Заключение по целям и целепролагании:

1) Любая деятельность является целенаправленной.

2) Источник цели - потребность. При неудовлетворении потребности появляется же-лание, отсутствие очевидного пути достижения которого порождает проблему, и тогда по-является цель как нечто, что решит проблему.

3) Выбор цели сугубо субъективный. Если ставится или имеется цель, то всегда су-ществует субъект целеполагания, точка зрения которого отражается в ней. Субъективно-сть цели выражается, с одной стороны, знаниями и пониманием действительности того, кто ставит цель, а с другой цель направлена на удовлетворение его конкретной жизненной потребности.
4) Следует различать цели с позиции субъекта и объекта. Цель с позиции субъекта оп-ределяет цель анализа, описания, проектирования (создания или реорганизации) и управ-ления. Цель с позиции объекта определяет цель его функционирования (существования), которая может быть заложена при его создании либо формироваться внутри него.

5) Цель может быть конкретной или размытой. В последнем случае необходимо вво-дить критерии для оценки степени достижения цели

6) Целеполагание сталкивается с рядом проблем, связанных с объективными и субъ-ективными ограничениями, изменением целей со временем, неопределенностью целепо-лагания, опасностями подмены целей средствами и смешением целей и др.

7) Прежде чем формулировать окончательную цель, необходимо провести исследо-вание решаемой проблемы. В частности, следует расширить проблему до проблематики: определить и рассмотреть проблемы, существенно связанные с исследуемой, без учета ко-торых она не может быть решена.

8) Правильно сформулированные цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, согласованными, приемлемыми и гибкими.

9) Существенную помощь при целеполагании оказывают «деревья» целей и проб-лем. При реорганизации или автоматизации объекта можно рекомендовать построение сле-дующей цепочки «деревьев»: «дерево» целей (желаний) объекта, «дерево» проблем объ-екта, «дерево» целей субъекта. В последнем «дереве» рассматриваются возможные стра-тегии решения проблем.