Физическая культура в профессиональной деятельности учителя
Физическая культура играет значительную роль в профессиональной деятельности учителя, так как его работа, как правило, связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. В режим трудового дня учителям рекомендуется включать вводную гимнастику и физкультурные паузы (физкультминутки).
Вводная гимнастика. Работоспособность в начале трудового дня бывает несколько пониженной, и требуется некоторое время, чтобы организм в полной мере включился в работу и вошёл в обычный оптимальный темп. Физические упражнения вводной гимнастики обеспечивают ускоренное вхождение в трудовую деятельность, способствуют высокой и устойчивой работоспособности, предотвращая раннее наступление утомления. Проводится вводная гимнастика обычно за 10 минут до начала работы. Длительность её – 5‑7 минут. Для вводной гимнастики подбирают комплекс специальных физических упражнений с учётом характера производственных движений, ритма и других особенностей работы.
Физкультурная пауза, физкультминутка являются формой активного отдыха в процессе рабочего дня, предупреждает утомление и поддерживает высокую работоспособность. Она включает всего лишь несколько упражнений комплекса, продолжительность её – до 5‑7 минут. Сроки включения физкультурных пауз в течение рабочего дня устанавливают, сообразуясь с особенностями трудовых процессов – степенью физической нагрузки, нервно-психическим напряжением, временем наступления утомления и т.д.
Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья. Как правило, занятия физкультурой у учителя проходят в форме активного отдыха.
Отдых – состояние покоя или такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Труд и отдых неразрывно связаны между собой в учебной, производственной и других сферах деятельности человека. Недостаточный отдых ведёт к развитию утомления, а длительное отсутствие полноценного отдыха – к переутомлению, что снижает защитные силы организма и может способствовать возникновению различных заболеваний, снижению или потере трудоспособности. Рациональный режим труда и отдыха позволяет сохранить здоровье и высокую трудоспособность в течение длительного времени.
Важное условие эффективного отдыха – регулярное чередование периодов работы и отдыха. Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено особое значение так называемого активного отдыха. Переключение деятельности в процессе работы с одних мышечных групп и нервных центров на другие ускоряет восстановление утомлённой группы мышц. Переключение с одного вида работы на другой, чередование умственной деятельности с лёгким физическим трудом устраняет чувство усталости и является своеобразной формой отдыха.
Пассивный отдых целесообразно чередовать с активным отдыхом для наиболее быстрого восстановления работоспособности после физического или умственного труда.
Очень популярным видом активного отдыха в выходные дни являются спортивные игры (бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол, теннис, хоккей и др.). Они оказывают разностороннее влияние на организм занимающихся. Включая разнообразные формы двигательной деятельности (бег, ходьбу, прыжки, метание, удары, ловлю и броски, различные силовые элементы), спортивные игры развивают глазомер, точность и быстроту движений, мышечную силу, способствуют развитию сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной систем, улучшению обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата. Спортивные игры характеризуются непрерывной сменой игровой обстановки и способствуют выработке у спортсменов быстрой ориентировки, находчивости и решительности. Необходимость соблюдения определённых правил в спортивных играх и игра в команде помогают воспитывать у игроков дисциплинированность, умение действовать в коллективе. Чем разнообразнее и сложнее приёмы той или иной игры, чем больше в ней движений, связанных с интенсивной мышечной работой, тем сильнее она воздействует на организм и ценнее, как средство активного отдыха.
Значительную роль также играют занятия такими видами спорта как бег, плавание и другие, доступные всем формы занятий физкультурой и спортом.
Ежегодный отдых обеспечивается в период отпуска. Для более эффективного отдыха рекомендуется полностью уйти от обычных занятий, изменить обстановку. Очень полезно пребывание во время отдыха на природе – в лесу, у реки, у моря, сочетание отдыха с закаливанием организма, воздушными и солнечными ваннами, туристическими походами, занятиями физкультурой и спортом.
Выбор рационального режима отдыха определяется многими факторами, в частности, условиями труда и возрастом.
8. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениямии спортом. Основные понятияВрачебный контроль – научно-практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического развития, функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.Педагогический контроль – процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.Самоконтроль – это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Он необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушений в состоянии здоровья.Диагностика состояния здоровья – краткое заключение о состоянии здоровья занимающегося по результатам врачебного контроля.Функциональная проба – дозированная нагрузка, позволяющая оценить функциональное состояние организма.Критерии физического развития – состояние основных форм и размеров тела, функциональных способностей организма. К ним относятся: осанка, состояние костного скелета и мускулатуры, степень жироотложения, форма грудной клетки, спины, живота, ног, а также результаты функциональных проб.Антропометрические показатели – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития. К ним относятся: длина и масса тела, окружность (грудной клетки и др.), жизненная ёмкость лёгких, ручная и становая динамометрия и др.Нормограмма – параметры, характеризующие состояние организма в соответствии с возрастными особенностями.8.1. Врачебный контрольГлавная задача врачебного контроля – обеспечение правильности и высокой эффективности учебно-тренировочных занятии и спортивных мероприятий. Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль является обязательным условием предупреждения травматизма в процессе физического воспитания студентов и осуществляется в соответствии с «Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе».Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:– регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;– врачебно-педагогическое наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований;– санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями занятий и соревнований;– санитарно-просветительская работа и пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;– профилактика спортивного травматизма и заболеваний;– проведение комплексных и восстановительных мероприятий.Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного года один раз в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье, – 2 раза в год. Для лиц, активно занимающихся спортом, – 3‑4 раза в год. Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов. Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья занимающихся.8.2. Педагогический контрольПрактическая реализация педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учёт по двум наиболее важным направлениям:– степень усвоения техники двигательных действий;– уровень развития физических качеств.В системе контроля за усвоением техники двигательных действий осуществляемого преподавателем физического воспитания, принято различать три вида проверок:– предварительную (контрольные нормативы);– текущую (отмечается в журнале);– итоговую (приём государственных тестов).К методам педагогического контроля относятся:– анкетирование занимающихся;– анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;– педагогические наблюдения во время занятий;– регистрацию функциональных и других показателей;– тестирование различных сторон подготовки.8.3. СамоконтрольСамоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит из простых общедоступных приёмов наблюдения и складывается из учёта субъективных показателей (самочувствие, сон, аппетит, желание тренироваться, переносимость нагрузок и т.д.) и объективных показателей (вес, пульс, спирометрия, частота дыхания, артериальное давление, динамометрия). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учёбы, труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля.Субъективные показатели самоконтроляНастроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным – при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил, неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу – вызывает чувство бодрости, прилив сил. При характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.).Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться. Следовательно, на основании аппетита, студент может судить о соответствии физических нагрузок индивидуальным возможностям организма. Аппетит может быть оценён как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой.Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.Утомление. Утомление – это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, то есть когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки.Объективные показатели самоконтроляПульс. В настоящее время ЧСС рассматривается одним из главных и самых доступных показателей, характеризующих состояние сердечно-сосудистой системы и её реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в пределах 75‑80уд/мин., у мужчин – 65‑70уд/мин. У спортсменов частота пульса уменьшается до 50‑60уд/мин., причём это уменьшение наблюдается с ростом тренированности. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или лучевой артериях после 3мин. отдыха, за 10, 15 или 30с, после чего производят пересчёт полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится сразу же, в первые 10с после работы. Для контроля важно, как реагирует пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки. Вот за этим показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после нагрузки. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление ЧСС через 10‑15мин. Если ЧСС в покое утром или перед каждым занятием у студента постоянна, то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился. Значительное учащение или замедление пульса на фоне ухудшения самочувствия – один из симптомов утомления, переутомления или нарушения состояния здоровья.Вес. Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.Рост | 155-165см | 165-175см | 175см и выше |
Нормальный вес тела | длина тела – 100 | длина тела – 105 | длина тела – 110 |
ИСД = | 4 × (Р1 + Р2 + Р3) – 200 |
10 |
на 25% – «отлично»; | на 25‑50% – «хорошо»; | от 50‑75% – «плохо». |
Оценка уровня физическойподготовленности | Дистанция (км) для женщин | Дистанция (км) для мужчин | ||
13-19 лет | 20-29 лет | 13-19 лет | 20-29 лет | |
Очень плохо | < 1,6 | < 1,55 | < 2,1 | < 1,95 |
Плохо | 1,6-1,9 | 1,55-1,8 | 2,1-2,2 | 1,95-2,1 |
Удовлетворительно | 1,9-2,1 | 1,8-1,9 | 2,2-2,5 | 2,1-2,4 |
Хорошо | 2,1-2,3 | 1,9-2,1 | 2,5-2,75 | 2,4-2,6 |
Отлично | 2,3-2,4 | 2,1-2,3 | 2,75-3,0 | 2,6-2,8 |
Превосходно | > 2,4 | > 2,3 | > 3,0 | > 2,8 |
Дистанция, преодолеваемаяза 12мин., км | Потребление кислорода,мл/мин./кг | Уровень физическогосостояния |
менее 1,6 | менее 25 | низкий |
1,6-1,9 | 25-33,7 | ниже среднего |
2,0-2,4 | 33,8-42,5 | средний |
2,5-2,7 | 42,6-51,5 | выше среднего |
2,8 и более | 51,6 и более | высокий |
Цель теста – оценить скорость протекания восстановительных процессов после прекращения дозированной мышечной работы. При проведении теста необходима следующая аппаратура: ступеньки разной высоты, секундомер, метроном.
Методика проведения теста. Физическая нагрузка задаётся в виде восхождений на ступеньку. Высота ступеньки и время выполнения мышечной работы зависят от пола, возраста и физического развития испытуемого:
Группы испытуемых | Высота ступеньки, см | Время восхождений, мин. |
Юноши и подростки (12-18 лет) с поверхностью тела больше 1,85 см2 |
Во время тестирования испытуемому предлагается совершать подъёмы на ступеньку в заданном темпе – с частотой 30 раз в 1мин. Темп движений задаётся метрономом, частоту которого устанавливают на 120уд/мин.
После окончания физической нагрузки испытуемый отдыхает сидя. Начиная со 2‑й минуты у него 3 раза по 30‑секундным отрезкам времени подсчитывается число пульсовых ударов: с 60‑й до 90‑й восстановительного периода, со 120‑й до 150‑й и со 180‑й до 210‑й с. Значения этих трёх подсчётов суммируются и умножаются на 2 (перевод в ЧСС в 1мин.). Результаты тестирования выражаются в условных единицах в виде индекса Гарвардского степ теста (ИГСТ). Эту величину рассчитывают из следующего уравнения:
ИГСТ = | t х 100 |
(f1 + f2 + f3) х 2′ |
где t – фактическое время выполнения физической нагрузки в секундах; f1 + f2 + f3 – сумма пульса за первые 30с каждой минуты (начиная со 2‑й) восстановительного периода.
Оценка результатов тестирования. Величина ИГСТ характеризует скорость восстановительных процессов после достаточно напряжённой мышечной работы. Чем быстрее восстанавливается пульс, тем меньше величина f1 + f2 + f3 и, следовательно, тем выше индекс Гарвардского степ-теста.
Шкала оценки величин ИГСТ
ИГСТ | Оценка |
Меньше 55 | Плохая |
55-64 | Ниже средней |
65-79 | Средняя |
80-89 | Хорошая |
90 и больше | Отличная |
П. Контрольные материалы по теоретическому разделу
дисциплины «Физическая культура»
для внутрисеместровой аттестации студентов
Материалы разделов предусматривают овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.
1. Теоретический раздел для студентов первого года обучения1) Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.
2) Социально-биологические основы физической культуры.
Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.
3) Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.
Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и её отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Основные требования к организации здорового образа жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.
4) Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, её определяющие. Основные причины изменения психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда.
5) Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.
Методические принципы физического воспитания. Методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Основы совершенствования физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания. Общая физическая подготовка, её цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Спортивная подготовка, её цели и задачи. Структура подготовленности спортсмена. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения физическим упражнениям. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия.
6) Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях.
Тестовое задание для проверки теоретических знаний студентов I курса1. Физическая культура это:
1) часть общей культуры, призванная развивать и совершенствовать физическое состояние человека;
2) часть общей культуры, совокупность материальных и духовных ценностей в сфере двигательной деятельности человека;
3) наука о природе двигательной деятельности человека.
2. Определение понятия «Здоровье» Всемирной организации здравоохранения. Здоровье это:
1) естественное состояние организма без болезней и недомоганий;
2)* состояние полного физического, умственного и социального благополучия;
3) состояние отсутствия каких-либо заболеваний.
3. Сила это:
1)* способность мышечным напряжением преодолевать механическое и биомеханическое сопротивление, обеспечивая эффективное выполнение двигательного действия;
2) способность мышечными усилиями противостоять внешнему сопротивлению;
3) способность поднять большой груз.
4. Занятия физическими упражнениями отличаются от трудовых действий:
1) интенсивностью; 2)* задачами; 3) местом проведения.
5. К объективным показателям самоконтроля относится:
1)* частота сердечных сокращений; 2) самочувствие; 3) аппетит.
6. Количество игроков одной команды в волейболе на площадке:
1) 7; 2)* 6; 3) 5.
7. Оптимальная двигательная активность студента в течение дня. Количество шагов.
1)* 15 тыс.; 2) 30 тыс.; 3) 50 тыс.
8. Занятия физическими упражнениями умеренной интенсивности способствуют улучшению работоспособности:
1)* да; 2) нет.
9. К активному отдыху относится:
1) сон; 2) отдых сидя; 3)* занятие двигательной деятельностью.
10. С какой периодичностью проводятся летние Олимпийские игры:
1) через 2 года; 2) через 1 год; 3)* через 4 года.
11. Гипокинезия это:
1) увеличение двигательной активности человека;
2)* снижение двигательной активности человека;
3) достаточная двигательная активность человека.
12. Средствами физической культуры являются:
1)* физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы;
2) физические упражнения;
3) теория и методика физического воспитания, физические упражнения, оздоровительные силы природы.
13. Закаливание детей необходимо начинать:
1) с парнόй бани;
2) с обливания холодной водой;
3)* с воздушных процедур.
14. К циклическим видам спорта не относится:
1)* волейбол; 2) стайерский бег; 3) плавание.
15. В настольном теннисе партия продолжается до:
1)* 11 очков; 2) 15 очков; 3) 21 очка.
Примечание: * – вариант правильного ответа.
2. Теоретический раздел для студентов второго года обучения1) Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная классификация. Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов. Система студенческих спортивных соревнований. Общественные студенческие спортивные организации. Олимпийские игры и Универсиады. Современные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений.
2) Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений.
Краткая историческая справка. Характеристика особенностей воздействия данного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности. Модельные характеристики спортсмена высокого класса. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе.
Перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности занимающихся. Контроль за эффективностью тренировочных занятий. Специальные зачётные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения по избранному виду спорта или системе физических упражнений. Календарь студенческих соревнований. Спортивная классификация и правила спортивных соревнований в избранном виде спорта.
3) Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.
Тестовое задание для проверки теоретических знаний студентов II курса1. Спорт это:
1) сфера деятельности человека, направленная на достижение максимального результата в соревнованиях;
2) соревновательная деятельность людей для выявления победителя в спортивных соревнованиях;
3)* часть физической культуры, совокупность материальных и духовных ценностей для игровой и соревновательной деятельности.
2. Ударный объём крови во время тренировки на выносливость у спортсмена по сравнению с не спортсменом:
1)* больше; 2) меньше.
3. Гибкость в большей степени развивается при занятиях:
1) прыжками в длину; 2)* художественной гимнастикой; 3) плаванием.
4. В положении о проведении спортивных соревнований нет раздела:
1)* учебный; 2) расходы; 3) участники.
5. Количество игроков одной команды в баскетболе на площадке:
1)* 5; 2) 6; 3) 7.
6. Спортивные игры отличаются от подвижных:
1) ведением счёта; 2)* строгими правилами; 3) спортивной формой.
7. Ациклический вид спорта:
1) академическая гребля; 2) плавание; 3)* водное поло.
8. Контрольное испытание по пробеганию испытуемым максимальной дистанции за 12 минут называется:
1)* тест Купера; 2) проба Летунова; 3) тест Мюллера.
9. Девиз Олимпийских игр:
1) сильные, смелые, ловкие;
2) быстрота, ловкость, сила;
3)* быстрее, выше, сильнее.
10. Быстрота это:
1)* комплекс функциональных свойств человека, определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции;
2) способность быстро развивать скорость движений;
3) скоростная способность человека, определяющая его двигательную реакцию.
11. Частота сердечных сокращений во время выполнения одинаковой мышечной тренировки у спортсмена по сравнению с не спортсменом:
1)* меньше; 2) не отличается; 3) больше.
12. В настольном теннисе партия продолжается до:
1)* 11 очков; 2) 15 очков; 3) 21 очка.
13. К циклическим видам спорта не относится:
1)* баскетбол; 2) спортивная ходьба; 3) плавание.
14. Ловкость развивает занятия:
1)* волейболом; 2) тяжёлой атлетикой; 3) бегом.
15. Преимущественно сила необходима в виде спорта:
1) стайерский бег; 2)* греко-римская борьба; 3) плавание.
Примечание: * – вариант правильного ответа.
3. Теоретический раздел для студентов третьего года обучения1) Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов.
Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, её цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.
Особенности ППФП студентов по избранному направлению подготовки или специальности. Основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста данного профиля; дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП по избранной профессии; основное содержание ППФП будущего бакалавра и специалиста; прикладные виды спорта и их элементы.
2) Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.
Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, работающих на производстве. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в коллективе.
Тестовое задание для проверки теоретических знаний студентов III курса1. Дневник самоконтроля нужен для:
1)* коррекции содержания и методики занятий физическими упражнениями;
2) контроля родителей;
3) лично спортсмену.
2. К объективным показателям самоконтроля относится:
1)* частота сердечных сокращений; 2) самочувствие; 3) аппетит.
3. Частота сердечных сокращений в покое после выполнения одинаковой физической нагрузки спортсмена по сравнению с не спортсменом:
1) больше; 2)* меньше.
4. Жизненная ёмкость лёгких увеличивается в большей степени при занятиях:
1) баскетболом; 2)* греблей; 3) футболом.
5. При ортостатической пробе:
1) измеряют максимально возможный выдох;
2)* изменяют положение тела в пространстве;
3) применяют статическое натуживание.
6. Меры профилактики переутомления:
1) посидеть 3-4 минуты;
2) сменить вид деятельности;
3)* прекратить выполнение действий, пройти обследование у врачей, выполнять их рекомендации.
7. Занятия физическими упражнениями умеренной интенсивности способствуют улучшению работоспособности:
1)* да; 2) нет.
8. К активному отдыху относится:
1)* физкультурно-спортивное занятие; 2) сон; 3) отдых сидя.
9. Утомление это:
1)* состояние организма, при котором работоспособность человека временно снижена;
2) состояние организма, при котором резко снижается работоспособность, развивается слабость, тахикардия, повышение артериального давления;
3) остро развивающееся состояние, при котором происходит снижение работоспособности, развивается слабость, тахикардия, повышение артериального давления, нарушение ритма сердца, координации движений.
10. Гипокинезия это:
1) увеличение двигательной активности человека;
2)* снижение двигательной активности человека;
3) достаточная двигательная активность человека.
11. Через сколько минут после физической нагрузки у студента основной медицинской группы происходит восстановление частоты сердечных сокращений до исходного уровня?
1) 1 мин.; 2)* 4 мин.; 3) 10 мин.
12. Закаливание детей необходимо начинать:
1) с парнόй бани;
2) с обливания холодной водой;
3)* с воздушных процедур.
13. Средствами физической культуры являются:
1) теория и методика физического воспитания, физические упражнения, естественные силы природы;
2)* физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы;
3) физические упражнения.
14. Определение понятия «Здоровье» Всемирной организации здравоохранения. Здоровье это:
1)* состояние полного физического, умственного и социального благополучия;
2) состояние отсутствия каких-либо заболеваний;
3) естественное состояние организма без болезней или недомогания.
15. Гарвардский степ-тест необходим для выявления функционального состояния дыхательной системы?
1) да; 2)* нет.
Примечание: * – вариант правильного ответа.