Определение сил и моментов сопротивления на баллере руля

 

Мd=f(a) ?

Мd=Nbd;

где bd - расстояние от оси баллера до центра давления;

N - сила нормального давления;

N и bd зависят от типа руля (рис.21);

b - ширина руля.

R - сила, действующая на перо руля. Это результирующая сила от действия нормальной силы N и силы трения Т. Силу R можно представить в виде подъемной силы Y и силы сопротивления Х. Силу N можно представить в виде тормозной силы Nх и активной силы поворота судна Ny.

При расчете N для пластинчатых рулей используют формулу Жосселя:

 

, (2.32)

 

где К - коэффициент, учитывающий явления оптекания и плотность воздуха, имеет размерность плотности ,

где ,

bd=0.5 - для простых пластинчатых рулей (рис.22); (см. Хомяков стр. 165);

bdd -Х - для балансирных пластинчатых рулей Хd=0.5b.

Расчет N для профильных рулей является довольно сложной задачей. Необходимо учитывать, что различные площадки лобовой поверхности профильного руля атакуются набегающим потоком воды под разными углами (рис.23).

Согласно закону Ньютона:

,

где r=1025кг/м3 - плотность морской воды;

r=1000кг/м3 - плотность пресной воды.

Для нахождения результирующего значения N составляющие Ni должны быть проссумированы по всей лобовой поверхности руля:

 

. (2.33)

 

Существуют определенные типы профилей, отработанные теоретически и экспериментально. В отечественном судостроении наиболее распространены профили: НЕЖ, ЦАГИ, NАСА.

· НЕЖ для быстроходных судов;

· ЦАГИ для двухвальных судов с рулем в ДП;

· NАСА(национальный консультативный комитет по аэронавтике) для рулей за гребными винтами с умеренными скоростями движения.

Гидродинамические характеристики профильных рулей определяются экспериментальным путем продувкой их в аэродинамических трубах. В результате продувки определяют тормозную силу Х=f(a); подъемную силу Y=f(a).

Mпк=f(a) - момент относительно оси закрепления руля, совпадающей с его передней кромкой (рис.24).

По найденным значениям сил определяются безразмерные коэффициенты:

.

Вследствие поворота осей на угол a: N=Ycosa+Хsina (см. справочник по математике).

Тогда

.

Аналогично устанавливается безразмерный коэффициент момента, который относят еще к средней ширине руля bср, и коэффициент центра давления (рис.25)

 

.

 

Зависимости полученных коэффициентов приводятся в справочниках в виде таблиц или графиков.

Гидродинамические характеристики профиля НЕЖ-20 показаны на рис.26,27.

Относительная толщина 20 %: d%=dmax/b´100%,

где b - ширина при dmax; обычно это bmax.

l=h/bср - относительное удлинение.

Используя безразмерные коэффициенты определяют силы и моменты нагрузки на баллере руля:

1 метод(исходя из СN, СМ):

 

(2.34)

 

2 метод(исходя из Сх, Су, См):

Х=СхrV2/2Ар; Y; N=Ycosa+Xsina;

 

, (2.35)

 

где К=Х/bср.

3 метод. (исходя из СN, Сd) Хddbср; bdd-Х; Мd=Nbd.

Профильные рули в большинстве случаев выполняются прямоугольными. Для рулей другой произвольной формы необходимы продувки. Можно в простейших случаях, например, момент на баллере определяют: Мdd1d2.

Необходимую площадь пера руля можно вычислить по формуле:

Ар=mLТ,

где L - длина судна между перпендикулярами, м;

Т - осадка руля, м;

m - коэффициент, зависящий от типа судна (табл.2.3)

 

Таблица 2.3

Суда m
Трансатлантические быстроходные 0.0142-0.02
Грузовые дальнего плавания 0.0166-0.025
Каботажного плавания 0.02-0.025
Морские буксиры 0.025-0.0335

 

Для судов среднего водоизмещения часто бывает справедливо соотношение для высоты пера руля: h=Т-(0.5-1)м. (материал взят из: Чекунов К.А.,1976, стр.138).

Богатый материал по этому вопросу имеется в [6] (Справочник по судовым устройствам, том1. Авт.:А.Н. Гурович и др. Судостроение,1975,стр.58)

Примерные формы зависимостей Мd=f(a) имеют вид, показанный на рис.28,29.