Курс: История древнего мира.

Примерное оформление конспекта

Гимназия №52 класс 5А

Учебник:

Тема:

Тип урока:

Цели урока: или 1 цель и три задачи

1.Образовательная

2.Развивающая:

3.Воспитательная:

Оборудование:

План урока: ( примерный по обществознанию в 6 классе)

Ход урока.

План урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
Орг. момент. -Здравствуйте, ребята, садитесь. Подготовим книги, тетради. Готовят книги, тетради. 1мин.
Проверка домашнего задании. Перейдем к проверке домашнего задания. Какую тему вы изучали на прошлом уроке? -Что такое домашнее хозяйство? Поднимаем руки, отвечаем полным ответом.   -А что такое семейный бюджет?   - дайте определение понятиям доход и расход.   -Как вы считаете, из чего складываются доходы и расходы семьи?   ребята, с какой целью составляется семейный бюджет?     Какие виды бюджета вы знаете?   Какой бюджет называется сбалансированным?     А какой бюджет называется профицитным?     Какой бюджет называется дефицитным?   Для более точного понимания данной темы рассмотрим несколько задач. Открываем тетради и письменно выполняем задачи: 1)Семья Ивановых состоит из 4 человек: мама, папа, Миша -ученик 6 класса и Лена- ученица 1 класса. Доход семьи составляет 20000 рублей и состоит из зарплаты мамы-9000 и папы-11000. В ноябре семья Ивановых потратила 12000 рублей. Определите вид бюджета семьи Ивановых. 2)Семья Петровых состоит из 3 человек (мама, папа и сын-школьник). Глава семьи - Иван Петрович работает учителем в школе и получает зарплату 20 тысяч рублей. Мама - Татьяна Ивановна работает библиотекарем, ее заработок составляет 8 тысяч рублей. Месячный доход составляет- 28 тысяч рублей. Определите вид бюджета семьи Петровых, если общая сумма расходов семьи Петровых составила 29000 рублей. 3)Семья Сидровых состоит из 5 человек- бабушка, дедушка, мама и внук- 2 годика. Бабушка с дедушкой- пенсионеры и их общая сумма пенсии составляет 10 тысяч рублей. Папа работает водителем, его заработок- 11000 рублей, мама- учитель, ее заработок- 10000 рублей. Общая сумма доходов этой семьи- 31000 рублей. В сентябре сумма расходов семьи составляет 25000 рублей. Определите вид бюджета семьи Сидоровых. 4)Семья Федоровых неполная, она состоит из мамы- Светланы Ивановны и сына Олега- ученика 4 класса. Доход их семьи составляет 9200 рублей и состоит из зарплаты мамы- 7 тысяч рублей, алиментов- 2000 и детского пособия- 200 рублей. В ноябре семья потратила 9200 рублей. Определите вид бюджета этой семьи. 5) Семья Ивановых состоит из 3 человек- мама, папа и дочка-школьница. Доход семьи в декабре составил 12000 рублей: зарплата папы- 7000 рублей и зарплата мамы 5000 рублей. Определите вид бюджета этой семьи, если в этом месяце они потратили 13000 рублей. Рассмотрим такую ситуацию: спорят два школьника. Один говорит, что планирование семейного бюджета его не касается и не интересует. Этим занимаются родители. А другой считает, что школьники должны быть в курсе доходов и расходов семьи. Кого и почему вы поддерживаете?   -Домашнее хозяйство.   -Домашнее хозяйство- имущество, денежные средства, орудии труда, используемые людьми в домашних условиях. -Семейный бюджет-это денежный план семьи, состоящий из доходов и расходов. Доходы-все денежные поступления семьи. Расходы-затраты денежных средств семьи. -Источники доходов: заработная плата, доходы от предпринимательской деятельности, стипендия, пенсия и др. Расходы: на питание, на одежду, квартплату, транспорт и др. Бюджет составляется для удовлетворения различных потребностей семьи. Бюджет бывает сбалансированным, профицитным, дефицитным. Бюджет называется сбалансированным, когда расходы и доходы равны. Бюджет называется профицитным, когда доходы больше расходов. Когда расходы превышают доходы бюджет называется дефицитным.     Профицит бюджета.     Дефицит бюджета.   Профицит бюджета.   Сбалансированный бюджет.   Дефицит бюджета.   - Я поддерживаю 1 мальчика, потому что составлением семейного бюджета обычно занимаются взрослые, так как они более рассудительные и решением таких важных вопросов не должно касаться детей. -Я поддерживаю 2 мальчика. Так как, являясь членом этой семьи, он должен быть в курсе материального положения своей семьи. 15 мин.
  Изучение новой темы.   - Ребята, на мониторе приведены пословицы. Внимательно прочитайте их попробуйте их разъяснить. Хочешь есть калачи, не лежи на печи. Труд человека кормит, а лень портит. · Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. · Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться. · Маленькое дело лучше большого безделья. - Скажите, пожалуйста, о чем идет речь в пословицах?   -Правильно, ребята. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? - Да, вы совершенно правы. Мы сегодня с вами будем говорить о труде, а точнее о труде с точки зрения закона. Пишем сегодняшнюю дату и тему.   Ребята, скажите, пожалуйста, так что же обозначает слово “труд”?     Таким образом, ребята. Труд- это целенаправленная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. Запишите это определение в ваших тетрадях. Труд является необходимым условием существования и развития общества. Трудолюбие оценивается народом как одно из важных качеств человека. С древнейших времен люди прославляли трудолюбивого человека. В современном мире значение и важность труда также остается неизменной. Право на труд даже закреплено в правовых документах. К ним относятся: 1. Всеобщая декларация прав человека. 2. Конституция РФ. 3. Трудовой Кодекс РФ. Запишите их в своих тетрадях. Сейчас мы с вами с данными документами познакомимся более подробно. Всеобщая декларация прав человека.Данный документ является международным документом, декларация была принята 10 декабря 1948 года международной Организацией Объединенных Наций. Как вы видите, вчера был день рождения данного документа. Сочетайте, сколько лет прошло со дня его принятия? 65 лет - значит юбилей. Данный документ провозглашает, что каждый человек имеет право на труд, а это, значит, что люди могут свободно выбирать работу, иметь справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы. Скажите, пожалуйста, ребята, какой документ в нашей стране является самым главным? - Правильно, ребята. А вы знаете, завтра в нашей стране великий праздник, 20-летие Конституции. Она была принята 12 декабря 1993 года. В Конституции РФ приведены наши с вами права. В том, числе и права на труд. Откройте, пожалуйста, 37 статью. Один ученик читает вслух, остальные внимательно слушают. - Особое внимание хочется обратить на пункт 3, здесь говорится о том, что государство гарантирует защиту от безработицы. - Что такое безработица? Когда человека можно считать безработным? Безработным, ребята, согласно закону признается трудоспособный человек, который не имеет работы и заработка, но готов приступить к работе, и зарегистрирован в специальном органе- бирже труда. Этот орган предлагает работу безработным, а пока работа не найдена, выплачивает денежное пособие. Важным законом, регулирующим трудовую деятельность в нашей стране, также является Трудовой кодекс. В данном документе уже более подробно описаны права и обязанности работников и работодателей, правила приема на работу, заключения трудового договора и его расторжения, продолжительность труда и отдыха. Он был принят в 2001 году и состоит из 424 статей. По общему правилу закон разрешает трудоустройство с 16 лет. Но допускается трудовая деятельность подростков и с 14 лет в свободное от учебы время. Труд должен быть легким, не причиняющим вреда здоровью и не нарушающим процесс обучения. Вот вам, ребята, сейчас 13 лет, значит, со следующего года вы можете заключить трудовой договор. Но для этого необходимо согласие одного из родителей (или тех, кто их заменяет) и органа опеки и попечительства. Но, ребята есть такие сферы деятельности, где договор заключается и с детьми, которым еще нет 14 лет. Например, маленькие актеры кино и театра, цирка с согласия родителей и органа опеки и попечительства тоже заключают трудовой договор. При устройстве на работу обязательно заключается трудовой договор между работодателем и работником. Это письменный документ, в котором определены права и обязанности обеих сторон. Прежде чем подписать трудовой договор, вы должны внимательно прочитать его содержание, для того, чтобы убедиться, что написанные в нем условия не нарушают ваших прав. Один экземпляр трудового договора нужно сохранить у себя. В случае возникновения споров, вы он может стать важным доказательством той позиции, которую отстаивает работник. Человек, устраивающийся на работу, должен ознакомиться с условиями трудового договора, выяснить, на какой срок он заключается, какую работу ему предстоит выполнять и какова будет заработная плата. Работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда, своевременно выплатить заработную плату. А работник обязан соблюдать дисциплину труда, добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, бережно относиться к имуществу работодателя. Если один из сторон не выполняет свои обязанности, то трудовой договор может быть расторгнут. В Трудовом кодексе установлены правила расторжения трудового договора. Если работник хочет расторгнуть договор, ему следует написать заявление с просьбой об освобождении его от работы. В некоторых случаях работодатель вправе задержать работника на две недели после подачи заявления. Обычно это происходит в тех случаях, когда работу нужно срочно выполнить, а новых работников нет. Также ребята, в Трудовым кодексом регулируется продолжительность рабочего времени, то есть в нем написано сколько дней мы должны работать. В нашей стране рабочий должен работать не более 40 часов в неделю, то есть он работает не более по 8 часов в день при 5-дневной рабочей недели. Также в Трудовом кодексе предусматривается и время отдыха, которое включает перерыв для отдыха и питания в течении рабочего дня, предоставление одного (при 6-дневной рабочей неделе) или двух выходных дней (при 5-дневной рабочей неделе) и предоставление всем работникам ежегодного отпуска. На время отпуска ему выплачивается средняя заработная плата. В Также мы отдыхаем в праздничные дни. Вот посмотрите на экран, в нашей стране праздничными днями считаются: 1, 2, 3, 4 и 5 января — Новогодние каникулы; 7 января — Рождество Христово; 23 февраля — День защитника Отечества; 8 марта — Международный женский день; 1 мая — Праздник весны и труда; 9 мая — День Победы; 12 июня — День России; 4 ноября — День народного единства. По достижении пенсионного возраста (у женщин — 55 лет, у мужчин — 60 лет) граждане получают право на пенсию по возрасту. А теперь рассмотрим особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Закон защищает здоровье и жизнь несовершеннолетних граждан. Лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после обязательного медицинского осмотра. Продолжительность ежедневной работы не может превышать: для работников в возрасте от 15 до 16 лет — 5 часов, в возрасте от 16 до 18 лет — 7 часов. А если несовершеннолетний в то же время и учится, то в возрасте от 14 до 16 лет в день он работает 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет — 3,5 часа. Подростков до 18 лет нельзя привлекать к тяжелым, вредным для здоровья и опасным работам, к ночным и сверхурочным работам. Несовершеннолетние имеют право на отпуск в удобное для них время. Продолжительность отпуска работников моложе 18 лет составляет не менее 31 календарного дня. И так, ребята, подведем итог. Труд людей в современной России регулируется Конституцией РФ, а также другими законами и подзаконными актами. Важным законом является Трудовой кодекс РФ. Законами установлены правила приема на работу, заключения трудового договора и его расторжения, продолжительность труда и отдыха. Труд несовершеннолетних охраняется законами. Им предоставляются льготные условия трудовой деятельности.     В пословицах говориться о труде. О труде.   Записывают дату и тему. Выслушиваются ответы учеников.   Записывают определение.     -65 лет.   -Самым главным документом является Конституция.     Выслушиваются ответы учеников. 22мин.
 
Записывают определение.   -Главным документом является Конституция     Один учение читает статью.   Выслушиваются ответы. Записывают.      
Закрепление пройденного материала. 1)А теперь для закрепления материала просмотрим некую ситуацию и ответим на поставленный вопрос. В кабинет работодателя заходит подросток. Подросток –Здравствуйте. Я прочёл объявление в газете и хочу устроиться на работу в вашу фирму. Работодатель – Проходите. Садитесь. Сколько вам лет? Подросток – Мне 14. Но вы не волнуйтесь: я буду хорошо работать и не подведу. Работодатель – Ну что ж, пожалуй, возьмём тебя на работу. Сможешь приступить к работе прямо сегодня? Подросток – Спасибо! А мне нигде расписаться не надо? Работодатель–О чём ты? Ты, что, не доверяешь нам? - Какие аспекты законодательства нарушены работодателем? 2) Ребята, на доске записаны слова. Сотрите те слова, которые не относятся к теме нашего урока: · увольнение, · работник, · заработная плата, · отпуск, · право на жильё, · работодатель, · защита Отечества, · трудовой договор · охрана природы. 3) Назовите подходящее по смыслу понятия: 1. Человек или организация, предлагающее работу … . 2. Документ, в котором официально обозначены условия труда и оплаты … . 3.Человек, который согласен выполнять какую-либо работу за определенное вознаграждение … 4)Разбор ситуаций. Нарушен закон или нет: 1. Маша, 15 лет, договорилась в устной форме о работе летом по раздаче рекламы.   2. Олег, 15 лет, заключил трудовой договор на работу во время летних каникул на полный рабочий день.     3.Нина, 16 лет, устроилась летом по трудовому договору на работу по четыре часа в день с двумя выходными в неделю.         Работодатель не попросил соответствующие документы (паспорт, медицинскую книжку) Не был заключен Трудовой договор.     Право на жилье, защита Отечества, охрана природы.     Работодатель Трудовой договор Работник   Нарушен. Не был заключен трудовой договор. Нарушен. Рабочий день не должен превышать 5 часов. Не нарушен. 5 мин.
Домашнее задание. Прочитать § 12 и подготовить ответы на вопросы в конце параграфа. Записывают в дневниках домашнее задание. 1 мин.
Подведение итогов. - Молодцы! Сегодня на уроке вы хорошо работали. Выставляем отметки. Урок окончен, до свидания.   1мин.