Тема 3. Риторика Древнего Рима

Общая характеристика

Практический и рассудительный мир Римской империи также нуждался в риторике, заимствованной у древнегреческой культуры, однако в ораторском искусстве Рима слышны иные, более воинственные и практичные нотки. Римская риторика в середине ІІ века до н.э. продолжает работу по совершенствованию ораторского искусства.

Риторика в Древнем Риме была искусством элиты. Мастерство красноречия использовали политики, государственные деятели – консулы, сенаторы, патриции, цезари. Ораторское искусство предназначалось для сенатских дебатов и дипломатии.

Практицизм и целенаправленность древнеримской риторики обуславливали простоту и ясность, которая на втором плане мыслила красоту и пышность. Это качество в корне отличало красноречие Рима от пышности и витиеватости риторики древнегреческой, которая предназначена было для восхваления богов, красоты и гармонии мира, а уже после обращалась к морали и истинности.

Древнеримская риторика также отличалась грубоватым юмором, намеренным опусканием пафосных тем и серьёзных проблем до уровня простой бытовой грубоватости, такой привычной солдатам и обывателям. Так, известный древнеримский оратор Катон говорил голодным, требующим хлеба: «Трудное задание говорить с желудком, у которого нет ушей».

Одной из отличительных черт древнеримского красноречия была афористичность, популярными были также нагромождения глаголов, метафоры и антитезы.