Методы изучения наследственности

Понятие о реакции, обмене веществ.

 

После проверки и утверждения установленных Г. Менделем законо­мерностей было накоплено большое количество фактов, когда эти законо­мерности нарушались и выяснилось, что:

1) один и тот же ген может оказывать влияние на несколько различных признаков.

2) происходит взаимодействие генов, когда один и тот же наслед­ственный признак развивается под влиянием многих генов.

Таким образом, фенотипическое выражение большинства признаков и свойств организма определяется в онтогенезе взаимодействием многих ге­нов. Это явление получило название плейотропия. Биохимическая природа плейотропного действия генов объясняется тем, что один белок – фермент, образующийся под контролем одного гена, не только определяет развитие одного, основного признака, но и воздействует на вторичные реакции био­синтеза других признаков и свойств, вызывая их изменения.

Теоретически любой ген, взаимодействуя с остальными, должен модифицировать проявление любого гена. В 1919 году К.Бриджес сформулировал понятие гены – модификаторы. Рассматривая действие гена, его аллелей, необходимо учитывать не только генные взаимодействия, но и модифицирую­щее действие среды, в которой развивается организм. Способность гено­типа так или иначе проявляется в различных условиях среды отражает нор­му его реакции – способность реагировать на варьирующие условия разви­тия. Норму реакции необходимо учитывать при экспериментах и при выве­дении новых форм хозяйственно – ценных организмов. Отсутствие измене­ний в проявлении признака указывает на то, что используемое воздействие не влияет на данную норму реакции, а гибель организма – на то, что оно уже за пределами нормы реакции. Любое экологическое и биологическое свойство, будь то зимостойкость или засухоустойчивость, теневыносливость или светолюбие у организмов не беспредельно. Границы их колебания, называемые нормой реакции, обусловлены наследственностью.

Совокупность биохимических процессов, обеспечивающих рост и развитие клетки, называется обменом веществ или метаболизмом. Цитоплазма­тические организмы – митохондрии содержатся в большем количестве в той части клетки, где обмен веществ наиболее интенсивен. При этом идёт по­стоянный процесс превращений мембран одних структур в другие, одних компонентов клетки в другие. Мембрана –это активный молекулярный комплекс, способный осуществлять обмен веществ и энергии.

 

 

Для изучения наследственности по М. Котову (1997) используются сле­дующие методы: гибридологический, цитологический, биохимический, биофизический, математический и сочетание перечисленных методов в разных вариантах.

Гибридологический метод, получивший название генетического анализа, изучает характер наследования признаков по потомству. Гибридологическим анализом устанавливается степень родства изучаемых растений по сходству признаков у родителей и детей в ряду поколений. Генеалогический метод – один из вариантов генетического анализа. Этот метод имеет большое значение при изучении наследственности человека, а также долго живущих и поздно вступающих в репродуктивную фазу организмов.

Цитологическим анализом устанавливаются клеточные структуры с наследственным материалом, количество и строение хромосом, место лока­лизации в хромосомах участков с разной активностью. Этот метод возник и совершенствовался параллельно с генетическим анализом.

Биохимическим методом анализируются строение и свойства наслед­ственного вещества (нуклеиновых кислот), их функциональная неоднород­ность (триплетный код), продукты функционирования генов (ферменты). Этот метод в сочетании с гибридологическим и цитологическим используется для детального изучения процессов, происходящих в клетках при размножении и онтогенезе.

Из биофизических методов наиболее эффективным оказался метод ра­диоавтографии, позволивший изучить тонкую структуру молекулы ДНК и принцип её удвоения.

Математические методы широко используются для оценки различ­ных генетических параметров, построения моделей поведения генотипов, распознавания образов при расшифровке строения генов.
ТЕМА 3

ПОНЯТИЕ ОБ ИЗМЕНЧИВОСТИ

 

Вопросы лекции:

3.1 Внутривидовая изменчивость и её формы