Финансирование бизнеса. Ценные бумаги.

Лекция №12.Финансы.

Студент должен

знать/понимать:

- понятия основного и оборотного капитала, заемные и собственные средства, фондовый рынок, сущность страхования, бухгалтерский учет на предприятии.

уметь:

- определять цену и доходность акций и облигаций

 

Каждый предприниматель страстно желает, чтобы его бизнес рос и развивался. Под развитием бизнеса можно подразумевать увеличение количества результатов его деятельности и увеличение количества ресурсов, используемых бизнесом, т.е. больше работников, больше оборудования, больше деловых связей и т.д. Но увеличение количества ресурсов не возникает само по себе, его необходимо финансировать. Обычно финансирование развития осуществляется за счет прибыли самого бизнеса или внешней инвестиции. Часто складывается ситуация, когда доходов самого бизнеса не хватает для обеспечения одновременно и желаемых доходов собственников, и обеспечения желаемой скорости развития предприятия. Особенно нехватка денежных средств обостряется, когда доходность бизнеса снижается до нуля или ниже, а возрастающая конкуренция не позволяет стоять на месте. В этом случае вопрос срочного привлечения дополнительного финансирования превращается в вопрос «жизни и смерти» для данного бизнеса. Если в этой ситуации немедленно не вложить дополнительные средства в бизнес, то в ближайшее время он может вообще прекратить свое существование, а его стоимость превратится в ноль. Необходимость дополнительного финансирования бизнеса может быть связана не только с его развитием. Очень часто в повседневной деятельности по самым различным причинам возникает необходимость в привлечении дополнительных финансовых средств.

Це́нная бума́га — документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский Кодекс РФ также определяет, что с передачей ценной бумаги все указанные ею права переходят в совокупности. В определенных случаях для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).Существующие в современной мировой практике ценные бумаги делятся на два больших класса:

1 класс – основные ценные бумаги; 2 класс – производные ценные бумаги.

Основные ценные бумаги – это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив, как правило на товар, имущество, различного рода ресурсы, деньги, капитал и др. Основные ценные бумаги, в подразделяют на две подгруппы: первичные и вторичные ценные бумаги. Первичныеценные бумаги основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги. Это, например, акции, облигации, векселя, закладные и др. Вторичные ценные бумаги – это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг; это ценные бумаги на сами ценные бумаги: варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки и др.

Производная ценная бумага – это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива. Если несколько упростить это определение и сделать его менее строгим, то можно было бы сказать, что производная ценная бумага – это ценная бумага на какой-либо ценовой актив: на цены товаров (обычно, биржевых товаров: зерна, мяса, нефти, золота и т.п.); на цены основных ценных бумаг (обычно, на индексы акций, на облигации); на цены кредитного рынка (процентные ставки); на цены валютного рынка (валютные курсы) и т.п.

К производным ценным бумагам относятся: фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др.) и свободнообращающиеся опционы. Под видом ценных бумаг будем понимать такую их совокупность, для которой все признаки, присущие ценным бумагам, являются общими, одинаковыми.

Различают классификации ценных бумаг и классификации видов ценных бумаг. Классификации ценных бумаг – это деление ценных бумаг на виды по определенным признакам, которые им присущи. Классификации видов ценных бумаг – это группировки ценных бумаг одного и того же вида; это деление видов ценных бумаг на подвиды. В свою очередь, подвиды могут в ряде случаев делиться еще дальше. Каждая нижестоящая классификация входит в состав той или иной вышестоящей классификации. Например, акция – один из видов ценных бумаг. Но акция может быть обыкновенной и привилегированной. Обыкновенная акция может быть одноголосной или многоголосной, с номиналом или без номинала и т.п.

Основными видами ценных бумаг с точки зрения их экономической сущности являются:

Акция – единичный вклад в уставный капитал акционерного общества с вытекающими из этого правами;

Облигация – единичное долговое обязательство на возврат вложенной денежной суммы через установленный срок с уплатой или без уплаты определенного дохода;

Вексель – письменное денежное обязательство должника о возврате долга, форма и обращение которого регулируются специальным законодательством – вексельным правом;

Банковский сертификат – свободно обращающееся свидетельство о депозитном (сберегательном) вкладе в банк с обязательством последнего выплаты этого вклада и процентов по нему через установленный срок;

Фьючерсный контракт – стандартный биржевой договор купли-продажи биржевого актива через определенный срок в будущем по цене, установленной в момент заключения сделки.

Коносамент – документ (контракт) стандартной (международной) формы на перевозку груза, удостоверяющий его погрузку, перевозку и право на получение;

Чек – письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в нем сумму денег;

Опцион – договор, в соответствии с которым одна из сторон имеет право, но не обязательство, в течение определенного срока продать (купить) у другой стороны соответствующий актив по цене, установленной при заключении договора, с уплатой за это право определенной суммы денег, называемой премией;

Варрант – а) документ, выдаваемый складом и подтверждающий право собственности на товар, находящийся на складе; б) документ, дающий его владельцу преимущественное право на покупку акций или облигаций какой-то компании в течение определенного срока времени по установленной цене;

Срочные ценные бумаги – это ценные бумаги, имеющие установленный при их выпуске срок существования. Обычно срочные ценные бумаги делятся на три подвида: краткосрочные, имеющие срок обращения до 1 года; среднесрочные, имеющие срок обращения свыше 1 года в пределах до 5-10 лет; долгосрочные, имеющие срок обращения до 20- 30 лет.

Бессрочные ценные бумаги – это ценные бумаги, срок обращения которых ничем не регламентирован, т.е. они существуют “вечно” или до момента погашения, дата которого никак не обозначена при выпуске ценной бумаги. Классическая форма существования ценной бумаги – это бумажная форма, при которой ценная бумага существует в форме документа. Развитие рынка ценных бумаг требует перехода многих видов ценных бумаг, прежде всего эмиссионных, к бездокументарной форме существования.

Инвестиционные (капитальные) ценные бумаги – ценные бумаги, являющиеся объектом для вложения капитала (акции, облигации, фьючерсные контракты и др.). Неинвестиционные ценные бумаги – ценные бумаги, которые обслуживают денежные расчеты на товарных или других рынках (векселя, чеки, коносаменты). Владение ценной бумагой может быть именное или на предъявителя. Предъявительская ценная бумага не фиксирует имя ее владельца, и ее; обращение осуществляется путем простой передачи от одного лица к другому. Именная ценная бумага содержит имя ее владельца и, кроме того, регистрируется в специальном реестре. Если именная ценная бумага передается другому лицу путем совершения на ней передаточной надписи (индоссамента), то она называется ордерной ценной бумагой.

Государственные ценные бумаги – это обычно различные виды облигаций. Негосударственные ценные бумаги – это ценные бумаги, которые выпускаются в обращение корпорациями (компаниями, банками, организациями) и даже частными лицами. Основные виды ценных бумаг являются рыночными, т.е. могут свободно продаваться и покупаться на рынке. Однако в ряде случаев обращение ценных бумаг может быть ограничено, и ценную бумагу нельзя продать никому, кроме как тому, кто ее выпустил, и то через оговоренный срок. Такие бумаги являются нерыночными. С точки зрения доходности ценные бумаги, обычно, являются доходными, но могут быть и бездоходными, когда при выпуске ценной бумаги не оговаривается размер дохода ее владельцу.