Совокупный спрос и совокупное предложение.

Главная цель экономического развития - это рост уровня и качества жизни всех членов общества. Для этого требуется рост масштабов общественного производства товаров и услуг на основе повышения общественной производительности труда. С точки зрения макроэкономики, это означает необходимость поддержания положительных темпов экономического роста. Должны расти занятость и эффективность использования всех ресурсов общества, его рабочей силы, капитала и природных ресурсов.
Вместе с тем в рыночной экономике ресурсы общества не используются в полной мере. В условиях рыночной экономики существует безработица, недогрузка производственных мощностей. Причем масштабы недоиспользования ресурсов меняются в силу колебаний деловой активности, то есть в силу существования экономических циклов. Доходы членов общества, их уровень жизни также могут меняться в зависимости от уровня деловой активности. В дополнение к этому нестабильным и изменяющимся является уровень цен, как правило, они растут, имеет место инфляция. Колеблется курс национальной валюты, меняются масштабы экспорта и импорта, увеличиваются или уменьшаются поступления иностранной валюты. Может увеличиваться внешний и внутренний долг страны под влиянием сокращения экспорта и дефицита государственного бюджета. Все это и есть макроэкономические проблемы рыночной системы.
Обобщающей макроэкономической проблемой является проблема макроэкономической нестабильности, главное выражение которой - экономический цикл. Дело в том, что в рыночной экономике периодически наблюдаются экономические кризисы, характеризующиеся спадом производства и ростом безработицы. Экономический спад сменяется подъемом экономики, ростом производства и сокращением безработицы. Колебания деловой активности создают атмосферу неуверенности и неопределенности, в целом ведут к снижению эффективности рыночной экономики.

Совокупный спрос – это сумма всех видов спроса или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе.В структуре совокупного спроса выделяют:

• спрос на потребительские товары и услуги (C);

• спрос на инвестиционные товары ( I );

• спрос на товары и услуги со стороны государства ( G );

• чистый экспорт – разница между экспортом и импортом (X).

Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой:

AD = C + I + G + X.

Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Движение по кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики цен. Спрос на макроуровне подчиняется той же закономерности, что и на микроуровне: он будет падать при росте цен и увеличиваться при их снижении. Эта зависимость вытекает из уравнения количественной теории денег:

MV = PY и Y=MV/P,

где P – уровень цен в экономике;

Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос; М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег.

Из этой формулы следует, что чем выше уровень цен Р , тем (при условии фиксированного предложения денег M и скорости их обращения V) меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y .

Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен связана с :

эффектом процентной ставки– с ростом цен увеличивается спрос на деньги. При неизменном предложении денег растет ставка процента, а в результате сокращается спрос со стороны экономических агентов, пользующихся кредитами, снижается совокупный спрос.

эффектом богатства (эффектом Пигу) – рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижается объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос.

эффект импортных закупок рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на импортные товары, в результате чего сокращается экспорт и снижается совокупный спрос в стране.

Наряду с ценовыми на совокупный спрос оказывают влияние неценовые факторы. Их действие приводит к смещению кривой AD вправо или влево.

К неценовым факторам совокупного спроса относятся:

•предложение денег М и скорость их обращения V (что следует из уравнения количественной теории денег);

•факторы, влияющие на потребительские расходы домохозяйств: благосостояние потребителей, налоги, ожидания;

Равновесный уровень цен - это уровень, определяемый взаимодействием совокупного спроса и совокупного предложения, когда величина совокупного спроса равна величине совокупного предложения.

Равновесный объем производства представляет собой такой объем ВВП, при котором произведенный продукт равен объему потребленных товаров и услуг, то есть совокупным расходам.

Итак, равновесный уровень цен определяется равенством совокупного спроса и предложения. Но фактический уровень цен может быть выше или ниже этого уровня в зависимости от изменения факторов на стороне совокупного спроса и совокупного предложения. При изменении факторов на стороне совокупного спроса кривая AD сдвигается влево или вправо. Например, хорошие перспективы развития экономики, рост доходов ведут к тому, что потребители увеличивают расходы на приобретение товаров длительного пользования. Это вызывает рост совокупного спроса. При этом уровень цен может повышаться или оставаться неизменным. Многое зависит от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения функционирует экономика, - на горизонтальном, промежуточном или вертикальном.