Бухгалтерские и экономические издержки и прибыль.

Лекция № 3. Фирма и теория производства

Рис. 2.6.3.1. Рыночное равновесие

Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.

Pe = PD = PS – равновесная цена;

Qe = QD = QS - равновесный объем производства.

Контрольные вопросы:

  1. Какие факторы определяют выбор потребителя? Что вы понимаете под рациональным потребительским поведением?
  2. Что характеризует кривая безразличия?
  3. Что такое спрос и потребность? Объясните закон спроса. Почему кривая спроса нисходящая?
  4. Как будет смещаться кривая спроса (вправо или влево) в данных ситуациях:

А. Товар вышел из моды

Б. Цена взаимозаменяемого товара повысилась.

В. Ожидается снижение цен.

Г. В стране возросла рождаемость.

5.Что такое рыночное предложение? Какова связь между ценой и предложением?

6.Перечислите факторы ,влияющие на предложение товара? Объясните, как и в каком направлении влияет каждый фактор.

7.Что такое рыночное равновесие, равновесная цена и равновесный объем?

8.Что означает мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие? Что такое «нормальная» рыночная цена.

9.Почему спрос на землю растет постоянно на протяжении всего периода существования человечества?

10.Объясните сточки зрения производственного спроса на факторы производства, почему такие профессии, как пряха, кузнец и т.п, стали «умирающими», ведь изделия ручного труда достаточно высоко ценятся?

12.Рассматривая предпринимательские способности в качестве факторов производства, объясните, почему при переходе к рыночной системе в России возрос спрос на фактор предпринимательства?

Студент должен

знать / понимать:

- цели деятельности фирмы, бухгалтерские и экономические издержки, постоянные и переменные издержки, выручку, прибыль, производительность труда.

уметь:

- рассчитывать основные экономические показатели деятельности предприятия.

 

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие преобразование факторов производства в конечный продукт, называются фирмами. Следует отметить, что в экономической теории существует несколько фундаментальных и прикладных концепций теории фирмы:

  1. технологическая концепция фирмы основана на неоклассической теории, которая основное внимание уделяет технологии, производственному процессу, изучению зависимости поведения фирмы от изменения цен на ресурсы и конечный продукт;
  2. менеджеристская концепция , которая изучает разделение интересов внутри фирмы и взаимодействие собственником, менеджеров и работников предприятия;
  3. институциональная теория фирмы выявляет роль контрактов, как основы внутрифирменного и межфирменного взаимодействия, трансакционных издержек, общих и специфических ресурсов;
  4. эволюционная концепция фирмы делает акцент на множественности вариантов выбора и широкий спектр критериев оптимальности принимаемых решений, на влияние внешней среды (традиций, обычаев, рутины) на поведение фирмы;
  5. теория игр предлагает математический аппарат для разработки стратегии в условиях неопределенности, принятия стратегических решений с учетом возможных действий конкурентов.

Таким образом, альтернативные варианты теории фирмы представляют различные грани широкого понятия «фирма» и ее поведения в конкурентном пространстве.

  1. Фирма рассматривается как «черный ящик», на «вход» которого поступают факторы производства, на «выходе» получают продукцию.
  2. Неоклассическая теория абстрагируется от внутренней структуры фирмы, ее организации, интересов собственников, управляющих, наемных работников, инвесторов, поставщиков и т.п.
  3. Фирма представляется как действующая производственная функция.
  4. Считается, что экономической целью фирмы как экономического агента является максимизация (экономической) прибыли.

Любая фирма в процессе производственной хозяйственной деятельности расходует средства на производство и реализацию продукции, в обобщенном виде их называют издержками. В самом общем виде издержки производства( С) – это затраты на производство продукции. Издержки производства являются одновременно и простой и очень сложной категорией. Простой, потому что само значение слова «издержки» подсказывает, что это то, во что обходится предпринимателю и фирме организация производства, а сложной – потому что существует ряд методологически разных подходов к определению сущности, классификации и величины издержек. Прежде всего, необходимо остановиться на особенностях бухгалтерской и экономической характеристики издержек.

 

Для производства товара фирма использует как покупные, так и собственные экономические ресурсы.

Денежные средства, которые фирма платит внешним поставщикам, приобретая у них факторы производства, составляют ее фактические, явные или бухгалтерские издержки.Бухгалтер определяет издержки как фактические затраты фирмы на приобретение факторов производства у поставщиков. Они проходят через бухгалтерские документы и этим приобретают явную форму. К ним относят оплату сырья и материалов, оплату транспортных, финансовых, юридических услуг, заработную плату наемным рабочим, налоги и прочие расходы.

С собственными экономическими ресурсами фирмы связаны ее неявные издержки , учет которых принципиально отличает экономический подход от бухгалтерского. Поскольку фирма отказалась от использования собственных факторов производства в альтернативных целях, то ее неявные издержки оцениваются как сумма максимального упущенного дохода от этих факторов производства в наилучшем из исключенных вариантов. Так, если собственник фирмы одновременно является ее управляющим, использует собственный капитал и принадлежащее ему помещение, то к неявным издержкам фирмы можно отнести:

  • упущенную заработную плату , которую он мог бы получать в другой фирме в качестве наемного работника;
  • упущенный рентный доход , который он мог бы получать, сдавая в аренду собственное помещение;
  • упущенный процентный доход на собственный капитал, который он мог бы иметь, положив деньги в банк;
  • упущенный предпринимательский доход , то есть прибыль, которую он мог бы получать в любой другой отрасли, организовав там свой бизнес.

Для собственника все издержки – явные и неявные – являются альтернативными, так как существуют альтернативные варианты использования ресурсов, вложенных им в фирму. Экономические издержкипредставляют собой платежи всем собственникам экономических ресурсов, достаточные для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от альтернативных вариантов использования.

С эк. = С бухг. + С неявн.

Таким образом, бухгалтерский подход отражает традиционное понимание издержек, но он не отражает того важного обстоятельства, что экономические ресурсы редки и ограниченны, а, следовательно, не учитывает необходимость их эффективного использования.

Экономический подход основан на выявлении того, какой максимальный доход можно было бы получить при альтернативном использовании израсходованных фирмой факторов производства.

Экономический интерес фирмы связан с прибылью , которая определяется как разница между доходом фирмы от продажи продукции и ее совокупными издержками:

В финансовых отчетах фирмы рассчитывается бухгалтерская прибыль, информация о которой необходима собственникам (акционерам), управляющим, инвесторам, налоговым органам, для принятия решений.

Прибыль бухгалтерская определяется как разница между валовым доходом и явными издержками фирмы:

Величина экономической прибыли является ориентиром при принятии управленческих решений о целесообразности деятельности фирмы в данной отрасли.

Экономическая прибыль считается как разница между совокупным доходом и всеми издержками фирмы:

Нормальная прибыль– это минимальный доход, необходимый для того, чтобы удержать предпринимателя в данной отрасли. Нормальная прибыль является элементом неявных издержек. Если p эк. = 0, то это означает, что предприниматель получает только нормальную прибыль, которая позволяет удержаться ему в рамках данного направления деятельности.

В краткосрочном периоде различают постоянные и переменные издержки.

Постоянные издержки ( TFC) – это денежные затраты, которые не зависят от объема выпускаемой продукции (затраты на эксплуатацию оборудования, зданий, сооружений, процент по кредиту, рентные платежи, страховые взносы, заработная плата управленцам, охрана и т.д.)

Постоянные издержки являются обязательными и сохраняются даже если фирма ничего не производит, поэтому на графике постоянные издержки выражаются прямой, параллельной оси абсцисс.

Переменные издержки ( TVC) – это денежные затраты, изменяющиеся вместе с объемом выпуска продукта. Это расходы на сырье, вспомогательные материалы, труд и т.д. Переменные издержки изменяются пропорционально выпуску продукции, поэтому на графике кривая переменных издержек – восходящая линия.

Общие издержки ( T С ) – это совокупность всех затрат предприятия на производство и реализацию продукции:

Производителя часто интересует величина средних издержек, то есть издержек, пересчитанных на единицу продукции.