Альтернативная стоимость и факторы производства.
Рис. 1. Пирамида потребностей А. Маслоу
Потребности людей не являются неизменными, они развиваются в процессе эволюции человеческого общества. Немецкий ученый Э. Энгель ( XIX в.) установил связь между денежными доходами населения и структурой потребления, известную как закон Энгеля. Его суть в том, что чем выше качество жизни людей, тем относительно меньше их спрос на продовольственные товары. Одновременно увеличивается спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня жизни людей возрастают покупки товаров и услуг повышенного качества.
Потребности людей и производство взаимно влияют друг на друга, что находит свое выражение в законе возвышения потребностей. Он устанавливает объективную необходимость роста и совершенствования потребностей людей по мере развития производства и культуры.
Считается, что быстрее всего насыщаются физиологические потребности, а потребности высших уровней являются, по сути, безграничными.
Таким образом, первым условием организации общественного производства является наличие потребностей, которые являются побудительным фактором. Однако наличия потребностей недостаточно, для общественного производства еще нужны ресурсы.
Важным направлением исследования общественного производства является анализ его структуры, который проводится по различным критериям:
1. По функциональному назначениюобщественное производство подразделяется на две составляющих: производство средств производства и производство предметов потребления. В зависимости от их соотношения можно делать вывод о том, что составляет приоритет функционирования национальной экономики (экономический рост или удовлетворение потребностей).
2. По сферам приложения труда и капитала в составе общественного производства выделяют материальное и нематериальное производство. Согласно официальной статистике в материальное производство включаются отрасли и предприятия, которые производят материальные блага (промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.), а также те, которые оказывают материальные услуги (транспорт, связь и т.п.). Нематериальное производство (непроизводственная сфера) включает отрасли и предприятия, производящие нематериальные блага (здравоохранение, просвещение, культура, искусство, спорт).
3. По отраслевому признаку общественное производство характеризуется преобладающими группами (комплексами) отраслей или их соотношением (промышленность, сельское хозяйство, военно-промышленный комплекс и т.п.). По этому критерию национальная экономика может быть охарактеризована как аграрная, индустриальная или аграрно-индустриальная.
4. В зависимости от масштабов в системе общественного производства различают: Единичное (индивидуальное) производство – форма организации производства, при которой различные виды продукции изготовляются в одном или нескольких экземплярах. В единичном производстве используется широкая номенклатура материалов, универсальные технологии. Оно распространено в тяжелом машиностроении.
Серийное производство – форма организации производства, для которой характерен выпуск изделий большими партиями (сериями), повторяемыми через некоторые промежутки времени, возможно, с последующей их модернизацией. Серийное производство может быть специализировано на продукции относительно узкой номенклатуры.
Массовое производство – форма организации производства, специализированного на выпуске в больших количествах, однородных по назначению и конструктивно-технологическим признакам изделий, что предполагает максимальную стандартизацию и унификацию их узлов и деталей. Для массового производства характерна высокая степень комплексной механизации и автоматизации всех основных технологических процессов.
Производство – это единичный акт движения продукта по фазам собственно производства, распределения, обмена и потребления. Подобное пофазное строение экономики обусловило возникновение проблемы определения приоритетности одной из четырех фаз в системе общественного производства. Каждая фаза имеет свих сторонников и противников. Рассмотрим коротко аргументы каждой из сторон.
· Сфера производства – признается приоритетной на том основании, что производство является основой экономики: невозможно распределить, обменять и потребить то, что не произведено, не создано. Одновременно производство определяет и уровень эффективности экономики.
· Сфера потребления – признается приоритетной с позиции того, что только потребление наделяет производство целевой функцией, предотвращая всегда реальную опасность возникновения «производства ради производства». Лишь свобода потребительского выбора способна преодолеть потенциальный диктат производителя над потребителем.
· Сфера обмена – имеет больше всего сторонников из числа исследователей, сводящих экономику к обмену. Их аргументация – только свободный эквивалентно-возмездный обмен результатами труда объединяет производителей (в условиях разделения труда), реализует рыночно справедливое распределение доходов, вынуждает каждого предпринимателя работать эффективно (непосредственно на потребителя), а потребителя – рационализировать свой выбор. Таким образом, обмен выступает «естественным» регулятором экономики, избавляя общество от необходимости директивного вмешательства в сферу производства.
· Сфера распределения – также имеет сторонников, признающих именно за ней приоритет. Поскольку производство никогда не сможет обеспечить равно изобильный уровень потребления всем членам общества, возникает имущественное неравенство, социальный антагонизм. В этой ситуации только целенаправленное перераспределение доходов способно минимизировать социальные издержки рыночной экономики. Таким образом, «упорядочение» сферы распределения является залогом социальной справедливости, когда поддерживаются бедные и не разоряются богатые.
Альтернативная стоимость— альтернативные издержки — стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной (упущенной) возможности производства другого вида товара или услуг, требующих тех же затрат ресурсов; цена замены одного блага другим. Если при выборе из двух возможных благ и их источников потребитель (покупатель) отдает предпочтение одному, жертвуя другим, то второе благо есть альтернативная цена первого. Так что альтернативная стоимость блага есть цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо.