Условия расчетов за туристов.

 

К принципиальным вопросам сделки с турфирмой-контрагентом относятся условия расчетов за туристов.

1.Форма или способ платежей. Для расчетов между фирмами используются либо банковские переводы, либо дорожные чеки, либо наличная валюта, которую привозит сопровождающий группы и по прибытии в первый пункт страны-пребывания сдает ее предста­вителю принимающей фирмы.

Российские турфирмы, осуществля­ющие операции как по направлению российских туристов за границу, так и по приему иностранных туристов через одну и ту же иностран­ную фирму, могут вести с ней расчеты на основе взаимозачета (кли­ринга). По окончании всех операций подсчитывается сальдо, которое выплачивается одной из сторон другой стороне.

2.Сроки платежей. В международном турбизнесе в большинстве случаев применяется предварительная оплата, вследствие чего в про­цессе переговоров необходимо определить день платежа: будет ли это день, когда отправляющая турфирма дает поручение банку о переводе денежных средств, или это день, когда принимающая турфирма полу­чает от своего банка извещение о поступлении денежных средств (этот вариант интересен для принимающей фирмы, но неинтересен для отправляющей, так как она не может влиять на быстроту и четкость банковских операций).

Поэтому в качестве компенсации за невыгод­ные для отправляющей фирмы условия ей рекомендуется добиваться от партнера согласия на максимальное приближение срока поступле­ния денежных средств ко дню прибытия туристов в страну путеше­ствия.

3.Основание платежей. Для исполнения банковского перевода необ­ходимо иметь основание. Им может быть или копия контракта, или счет фирмы, которые предъявляются в банк вместе с платежным пору­чением.

Санкции за просрочку платежей или пени, размер которых состав­ляет 0,05% суммы задолженности за каждый день задержки платежа. Ответственность турфирмы за аннуляцию тура.

Аннуляция — это отказ от использования забронированных услуг отправляющей фирмой или отказ от предоставления этих услуг принимающей фир­мой. Аннуляция бывает полной и частичной: полная — это отказ от всей поездки; частичная — отказ от части забронированных мест для груп­пы или от части услуг в забронированном для группы или индивиду­алов турпакете. В соответствии с действующими в международном туристском бизнесе правилами и обычаями потерпевшая сторона (в большинстве случаев это принимающая фирма) может настаивать на компенсации расходов, понесенных в связи с аннуляцией. К таким расходам относятся: затраты фирмы на оплату труда персонала, связь, транспорт и т.д. (эти затраты определяются как фиксированная сум­ма, например, 5—10 дол. США с человека) и расходы, которые может предъявить гостиница, предприятие питания, транспортное предприятие из-за простоя забронированного номера, неиспользования питания, прогона автотранспорта и т.д. (в общей сумме эти расходы не должны превышать стоимости дня комплексного обслуживания).

Во многих слу­чаях принимающие фирмы соглашаются до минимума снизить или пол­ностью отказаться от выставления аннуляционных штрафов при неболь­шой частичной аннуляции группового тура. Обычно по взаимной договоренности сокращение первоначального количества туристов в груп­пе на 20% не является причиной предъявления какого-либо аннуляционного штрафа, но это условие должно быть зафиксировано в договорных документах. В договоре также четко оговорены и зафиксированы сроки наступления материальной ответственности за аннуляцию. Как правило, для групповых туров в сезон — 21 день до прибытия группы в первый пункт обслуживания, в несезон — 14 дней; для индивидуалов — 3 дня до прибытия в первый пункт обслуживания. Однако в зависимости от кон­кретных условий сделки сроки аннуляции могут быть иными. При обсуж­дении условий об ответственности за аннуляцию фирмам необходимо проводить очень гибкую политику, которая будет способствовать макси­мальному развитию деловой активности обеих сторон.