Куртуазный рыцарский роман.

 

В рыцарском романе и его разновидности – рыцарской повести –отражение чувств и интересов, которые составляли содержание рыцарской лирики, это прежде всего тема любви, понимаемая в более или менее возвышенном стиле. Другим столь же обязательным элементом РР является фантастика в двояком понимании этого слова – как сверхъестественное (сказочное, не христианское) и как все необычное исключительное приподнимающее героя над обыденностью жизни. Обе эти формы фантастики обычно связаны с любовной темой покрываются понятием приключений или авантюр, случающимися с рыцарями, которые всегда идут на встречу этим приключениям. Свои авантюрные подвиги рыцари совершают ради личной славы.

Кельтское сказание о «Тристане и Изольде» было известно в большом количестве обработок на французском языке, но многие из них погибли, от других сохр-сь лишь небольшие отрывки. Путем слияния всех известных редакции романов о Тристане оказалось возможным восстановить фабулу недошедшего до нас романа середины 12 в.

Автор этого романа довольно точно воспроизвел все подробности кельтской повести, сохранив трагическую окраску, и только заменил почти всюду появление кельтских нравов и обычаев чертами французского рыцарского быта, из этого материала создал повесть, пронизанную общим чувством и мыслью. Успех романа обусловлен главным образом той особенной ситуации, в которую поставлены герои, концепцией их чувств. В страданиях, которые испытывает Тристан, видимое место занимает мучительное сознание безысходного противоречия между его страстью и моральными устоями общества, обязательными для него самого. Любовь Тристана и Изольды представляется автору несчастьем, в котором повинно любовное зелье.

Конфликт между долгом и чувством: Тристан не должен любить Изольду, потому что она жена его дяди, который его воспитывал и любит как родного сына, и доверяет во всем (в том числе и в добывание Изольды). А Изольда тоже не должна любить Тристана, потому что замужем.

Отношение автора к этому конфликту двойственное: с одной стороны он признает правоту морали (или долга), заставляя Тристана мучится сознанием вины, с др. – сочувствует ей, изображая в положительных тонах все, что способствует этой любви.


Городская литература Средних веков.

 

Новыми общественными отношениями новый общественными отношениями определяется радикальный переворот в литературе, происходящий в 13 веке. Наряду со все более теряющей связь жизнью и впадающей в абстракцию рыцарской поэзией поднимается новая городская литература. Ее поэтика, диаметрально противоположная поэтики куртуазной рыцарской поэзии, характеризуется торжеством здравого смысла и трезвой рассудительности, склонность к изображению обыденной жизни, нередко даже в ее низменных уродливых проявлениях. К гротескной игре красок и образов, взятых из жизни всех без исключения слоев общества, в частности христианства и городских низов. Городской литературе свойственно стремление дидактизму, сатире и назидательности, соответствующим деловому критическому складу ума горожан. Самые яркие сюжеты и образы восходят к фольклору и наиболее острую выразительную художественную сатиру мы находим в произведениях, имеющих народные корни.

Новшество – создание художественной прозы. Язык максимально приближается к бытовой речи, появляются диалектизмы, жаргонизмы. Фаблио – небольшие стихотворные рассказы о забавных и нелепых происшествиях из обыденной жизни. Простейший вид фаблио – анекдот или юмористика, основанная на игре слов или случайно возникшей комической ситуации. Аналогии просматриваются в сказках, новеллах различных стран и эпох, в частности много параллелей в буддистских моральных назидательных рассказах.

В средневековом «Романе о Лисе» фигура главного героя Ренара далеко не единообразна. Первоначально Ренар, как грабитель и насильник, без сомнения рыцарь. Но к его облику присоединились черты, характерные для горожанина (деловитость, изворотливость, простота языка и манер, практицизм). Моральная оценка его личности раздваивается. Если при столкновении Ренара с феодалами симпатии рассказчика на его стороне, то этот же самый Ренар обличается как низкий хищник в тех случаях, когда он грабит бедняков. Народная мудрость противопоставляется как рыцарскому началу, так и морали горожан.

 

 

Данте. Жизнь и творчество. Новаторство в цикле «Жизнь новая»

 

Данте Алигьери родился в 1265 г. в небогатой семье во Флоренции, умер в 1321 г. в Равенне. Жизнь связана с Флоренцией. Мироощущение складывалось в обстановке борьбы партий гвельфов (за власть папы) и гиббелинов (за власть германского императора).

С 1290 г. – любовь к Беатриче. 7 лет жизни и творчества посвящены этой любви. Любовь в лучших куртуазных традициях. 1290 г. – смерть Беатриче.

В к. 90-х гг. Данте входит в правительство города. Гвельфы изгнали гибеллинов из города. Но сами разделилсь на белых и черных. Белые за императорскую власть, черные – за папскую. Данте поддержал белых, а они потерпели поражение. В 1302 г. изгнан из Флоренции с конфискацией имущества и сожжением в случае самовольного возвращения. В годы изгнания живет при княжеских дворах, сближается с гвельфами, потом с гибеллинами, потом, убедившись в их корысти, покидает всех. Стремится расширить познания о мире. Писал на итальянском языке, так как считал, что латынь – белый хлеб, доступный немногим, а итальянский – черный, для всех.

«Жизнь новая» - поэтический сборник, состоящий из 30 стихотворений, написанный в 1293 г. Вобрал стихотворения разных жанров – сонеты, кансоны, баллады. Стихи снабжены прозаическим комментарием. История любви к Беатриче, которая рано умерла. Алый цвет – символ Беатриче. Данте скрывает любовь, следуя традициям и выбирает даму-ширму, за которой картинно ухаживает. Смерть Беатриче рисует как приход апокалипсиса. Образ Беатричче условен и идеализирован. Новое связано с глубиной переживаний. Б. первая женщина воспетая в своем имени. Не условная история, а конкретная любовь.

Столь благородна, столь скромна бывает
Мадонна, отвечая на поклон,
Что близ нее язык молчит, смущен,
И око к ней подняться не дерзает.

Она идет, восторгам не внимает,
И стан ее смиреньем облачен,
И, кажется: от неба низведен
Сей призрак к нам, да чудо здесь являет.

Такой восторг очам она несет,
Что, встретясь с ней, ты обретаешь радость,
Которой непознавший не поймет,

И словно бы от уст ее идет
Любовный дух, лиющий в сердце сладость,
Твердя душе: «Вздохни...» - и воздохнет.

 

«Божественная комедия»

Поэма Данте «Божественная комедия» состоит из 100 песен = 1 вводная + по 33 на Ад, Чистилище и Рай. Такое построение было новым явлением в литературе. Данте опирался на средневековую символику числе (3 – Троица и производное от него 9).

Комедия” открывается прологом, в котором он определяет время путешествия и вводит нас в свой мир. Итак, это Страстная пятница 1300 г. Поэма написана в форме видения. Стремление к всеобъемлемости.

Земной реальной жизни противопоставляет свой мир: Земля, подземелье, Космос. В центре – земной шар. Основа мировой гармонии – Бог, к нему Данте и стремится. Когда вершина достигнута, видение исчезает.

Выстраивая модель Ада, Данте следует за Аристотелем, который относит к 1 разряду грехи невоздержности, ко 2 – насилие, к 3 – обман. У Данте – 2- 6 круги для невоздержанных, 7 для насильников, 8-9 для обманщиков и предателей. Логика: чем грех материальнее, тем он простительнее. Кара всегда носит символический характер.

Обман тяжелее, чем насилие, потому что разрушает духовные связи между людьми.