ДИСПОЗИЦИЯ В РАССУЖДЕНИИ: ХРИЯ
Хрия – та модель расположения текста, которая основывается на цели рассуждения и привлекает повествование и описание как дополнительные аргументы. Хрия – вид диспозиции (расположение материала). Строгая хрия имеет следующие части: 1. Приступ (похвала теме и организаторам). 2. парафразис – интерпретация темы, разъяснение её сопоставляющих. 3. Повествование – исторически развитые темы. Собираются из опыта, иллюстрируют значимость темы повествования. 4. Тезис – точка зрения автора речи на её предмет. 5. Род и вид предмета речи. 6. Свойства предмета речи – признак понимания выступления. 7. Примеры. 8. Сравнения и аналогии. 9. Свидетельства, цитаты. 10. Заключительные – резюме по каждому положению, применение вопросов. В свободной хриимогут отсутствовать некоторые части (например, свидетельство, подобие, пример) или др. их порядок. Искусственная хрия. Здесь сначала приводятся примеры и доказательства, а уже потом выдвигается тезис. Применение хрий зависит от характера расположенности аудитории к выступающему. Необходимы переходы между частями речи, чтобы для адресата были понятны логические связи. Переходы необходимы 1) во введении; 2) м\у темой и 1 позицией основной части; 3) м\у пунктами основной теории: упоминаются уже рассмотренные позиции и называются следующие. Хрия представляет собой сложный квазилогический аргумент, положение которого развернуто и обосновано рядом доводов, обеспечивающих защиту положения от возможных возражений. Порядок расположения аргументов по хрии определяется естественным развертыванием содержания мысли, при котором (1) положение сначала (2)изъясняется, затем посредством силлогизма или энтимемы обосновывается (3) причина его истинности (аксиология — собственно доказательство), далее предлагаются доводы (4) от противного, за которыми следует (5) сравнение, потом даются (6) примеры, вся последовательность завершается (7) свидетельством (аргументом к авторитету) и (8)заключением. Положение: “Видно, истина нужна миру, видно, нужно чрезвычайное о ней свидетельство, видно, не была бы она достойно и удовлетворительно засвидетельствована, если бы не свидетельствовал о ней воплощенный Бог-Слово”. Причина. “Истина есть одна из естественных и существенных потребностей духа человеческого”. Свидетельство:“Божественное откровение говорит в глубоком значении, что слово Божие, или истина Божия, есть хлеб жизии. Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих”. Подобие: “Подобно и естественный разум, хотя не в таком глубоком разумении, может сказать, что истина есть жизненная пища духа человеческого”. Противное: “Уничтожьте истину, в уме останется пустота, голод, жажда, томление, мука, если только он не в омертвении или не в обмороке от крайнего невежества. Если вздумаете питать его образами воображения, имеющими преходящий блеск, но не заключающими в себе твердой истины, ему вскоре наскучит черпать воду бездонным сосудом, и жажда его останется неутолимой, и мука неисцельной. Пример: Что значит любопытство детей, их желание о всем спросить и все узнать?” Свидетельство — аргумент: “Но можно ли действительно находить истину? — должно думать, что можно, если ум без нее не может жить, а он, кажется, живет, и, конечно, не хочет признать себя лишенным жизни”.