Жанровое своеобразие героического эпоса.

Факторы, определяющие развитие культуры Средневековья (СВ).

Лекция 2. Литература средневековья.

Выводы

Основные средства – это часть внеоборотных активов организации Их аналитический и синтетический учет организуется в соответствии с правилами, установленными ПБУ 6/01.

Основные средства принимаются на учет в оценке по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость основных средств определяется по разному. в зависимости от источника их поступления.

Первоначальная стоимость определяется в момент принятия основных средств на учет и остается неизменной в течение всего срока их использования в организации.

Основные средства погашают свою стоимость путем начисления амортизации. Организации самостоятельно выбирают способ начисления амортизации, начисляют амортизацию ежемесячно и ежемесячно включают амортизацию производственных основных средств в состав производственных затрат.

Восстановление основных средств осуществляют путем проведения текущего и капитального ремонта. Связанные с этим затраты включают в состав производственных затрат одним из предусмотренных нормативными документами способов.

При выбытии основных средств вне зависимости от причины в учете отражают связанные с этим расходы и доходы и определяют финансовый результат.

По решению организации основные средства могут переоцениваться. В результате переоценки определяется восстановительная стоимость основных средств. В установленные организацией сроки проводится инвентаризация основных средств, результаты которой оформляются документально и отражаются в учете.

 

 

Началом истории СВ является образование на территории бывшей Римской империи феодальных государств в 5-6 в.н.э. Закат СВ в 14-15 вв, когда появляются черты капиталистических отношений.

Средневековое искусство – новая, неизвестная в эпоху античности картина мира. Представления о мире, человеке определяет христианство. Принцип теоцентризма – центральное место занимает Бог, от которого человек зависим. Бог – это нравственный авторитет. В основе СВ картины – идея бинарности, т.е. мир делится на Божественное и Дьявольское. Жизнь – это постоянная борьба души с искушениями. Бинарность определяет организацию времени и пространства.

СВ человек моделирует картину мира, соотносит себя со Вселенной. Каждое произведение – законченная модель мира, отражает представления о Вселенной. Христианство, возникая в древнем мире, уравнивает хозяина и раба перед Богом. Христианство делит мир на 2 сферы: земное существование (подготовка к вечной жизни души) и небо. Вводит жесткую систему нравственных ценностей. Культивируется духовное начало.

С падением рабовладельческого государства, христианство образует феодальное государство:

Бог => Король => Феодалы => Рыцари => Священники => Горожане - ремесленники => Крестьяне-вилланы

 

Общая характеристика литературы СВ. Жанрово-тематическая классификация.

 

К моменту распада Римской Империи население тех её западных провинций, которые были наиболее тесно связаны с метрополией – Италии, Галлии, Испании, - в основном было романизовано. Латинский язык вытеснил здесь местные языки – распространилась “вульгарная латынь”.

Зарождение и развитие литературы средневековья определяется взаимодействием трех основных факторов: традиций народного творчества (трудовые, обрядовые песни), культурных воздействий античного мира (античность была необходима, т.к. часто являлась единственным источником знаний) и христианства (религиозные гимны, жития святых). Литература делится на религиозную, рыцарскую и городскую.

Центральное место - религиозная литература, которая представлена лирикой песнопений, прозой проповедей, житий и драматургией обрядовых действий.

Самая многочисленная – рыцарская. Выделяется 3 основных жанра: героический эпос, куртуазная и придворная лирика, рыцарский роман.

1) героический эпос возникает в эпоху зрелого СВ (11-12 вв), наследует эпосу раннего СВ, который представлен языческими сказаниями кельтских и скандинавских культов, возникает в период формирования нации и государственности. Эпос, который появляется, как проявления нац.языка. Сюжетная основа – великое переселение народов. («Песнь о Нибелунгах» - нем., «Песнь о Роланде» - фр., «Песнь о моем Сиде» - исп.). Носителями эпоса были бродячие певцы.

Основной сюжет раннего эпоса – сказки; героического эпоса – исторические события, в которых закрепляется представление о вассальном героическом и религиозном долге.

2) куртуазная поэзия возникает после первых крестовых походов. Восточная культура превосходит культуру Европы. Рыцари принесли с Востока новые знания, новый представления о поведении (куртуазное поведение). Основная тема – тема любви. Развитие мировой поэтической традиции. Любовь открыта, как самое ценное чувство.

3) рыцарский роман возник в границах куртуазных традиций, фэнтези + решение серьезных проблем феодальной действительности.

 

4) городская литература, в которой развивался жанр животного эпоса. Возникла средневековая система театральных жанров (многодневные мистерии, библейские истории, фарсы (бытовые комические пьесы) и моралите (аллегорическая пьеса о столкновении пороков в душе человека).

 

В архаических эпосах сохранилась связь с традицией фольклора, с богатырскими сказками и сказаниями о первопредках. Соответственно эти эпические памятники насыщенны мифологической и сказочной фантастикой. Кругозор их творцов практически ограничен родоплеменными отношениями, так что даже великие столкновения народов трактуются как родовая распря. Сильны элементы идеализации родовых отношений. В скандинавском мифологическом эпосе гибель родовых отношений трактуется как крушение мира.

3 основных темы: 1) оборона родины от внешних врагов (варвары, норманны) 2) верная служба королю и наказание изменников; 3) кровавые феодальные распри.

Героический эпос появляется в период становления государственности.

 

«Песнь о Роланде»

 

Возникла около 1100 г., незадолго до 1- го крестового похода, неизвестный автор сохранил глубокий смысл и выразительность старинного героического предания, связав его мысль с живой современностью, нашел для их выражения блестящую художественную форму. В основе песни о Роланде – предание о походах Карла Великого в 700-х гг. Объединение галлии, Италии и Германии в единую Германскую империю. Карл воплощает идею сильного, справедливого правителя. Слово король произошло от имени Карл.

Песнь о Роланде актуализирует вопросы, которые надо решить в период подготовки к первым крестовым походам, поэтому в песне возникают новые темы: 1) песня должна показать превосходство христиан над маврами; 2) создается идеал рыцаря; 3) создается образ сильного короля. Песня решат пропагандистские задачи. Поэтику песни определяют 2 идеи: - идея рыцарства и – образ родины.