Организация синтетического и аналитического учета основных средств

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих организации на правах собственности, согласно Плану счетов бухгалтерского учета ведется на счете 01 «Основные средства», счет балансовый, активный, инвентарный.

Этот счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.

По дебету счета отражается принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также увеличение их первоначальной стоимости при достройке, дооборудовании, реконструкции и переоценке.

По кредиту счета отражается списание первоначальной стоимости по выбывшим объектам основных средств, а также уменьшение их первоначальной стоимости при частичной ликвидации основных средств и переоценке.

Сальдо счета показывает стоимость имеющихся в организации основных средств: находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, переданных в текущую аренду.

При разработке учетной политики организации по учету основных средств в рабочем плане счетов рекомендуется предусмотреть к счету 01 «Основные средства» следующие субсчета:

01.1 «Собственные основные средства (здания, сооружения, машины, оборудование, земля, объекты природопользования и т.д.)»;

01.2 «Арендованные основные средства по договору лизинга»

01.3 «Основные средства на консервации»

01.4 «Основные средства в запасе»

01.5 «Выбытие основных средств»

Аналитический учет основных средств осуществляют в бухгалтерии по классификационным группам и по инвентарным объектам, а также по местам нахождения объектов основных средств у материально ответственных лиц.

Единицей аналитического учета основных средств является инвентарный объект.

Согласно п.6 ПБУ 6/01 инвентарный объект - это объект основных средств со всеми к нему приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Если один объект состоит из нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

В бухгалтерии каждому инвентарному объекту основных средств при принятии его к бухгалтерскому учету присваивается инвентарный номер.

Присвоенный инвентарному объекту номер может быть обозначен путем прикрепления металлического жетона, нанесения краской или иным способом. В тех случаях, когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как отдельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер. Если по объекту, состоящему из нескольких частей, установлен общий для объектов срок полезного использования, указанный объект числится за одним инвентарным номером.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данной организации. Инвентарные номера выбывших объектов основных средств не рекомендуется присваивать вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение 5-ти лет по окончании года выбытия.

Аналитический учет наличия и движения основных средств внутри организации осуществляется в инвентарных карточках.

Инвентарные карточки являются регистром аналитического учета основных средств. Бухгалтерия ведет инвентарные карточки в одном экземпляре: на каждый объект - по форме № ОС-6, на группу объектов - по форме № ОС-6а, для объектов основных средств малых предприятий — по форме № ОС-6б. Инвентарные карточки хранятся в бухгалтерии в картотеке.

В инвентарных карточках приводятся основные данные по объекту на дату принятия к учету (первоначальная стоимость, срок полезного использования) и дату передачи (фактический срок эксплуатации, сумма начисленной амортизации), а также сведения о переоценке, внутреннем перемещении.

На объект основных средств, полученный в аренду, для организации учета указанного объекта на забалансовом счете в бухгалтерской службе арендатора рекомендуется также открывать инвентарную карточку. Данный объект может учитываться арендатором по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.

Организация, имеющая небольшое количество объектов основных средств, аналитический учет может осуществлять в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об объектах основных средствах по их видам и местам нахождения

Записи в инвентарные карточки производятся на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств (формы №ОС-1, №ОС-1а, №ОС-1б), об их перемещении (форма № ОС-2), документов по дооборудованию, реконструкции, модернизации, капитальному ремонту (форма № ОС-3) и списанию (формы № ОС-4, № ОС-4а, № ОС-46), а также на основании технических паспортов и других документов.