Проверка и регулировка стартера со снятием с трактора
Проверка состояния стартера. Отсоединяют провода от стартера, снимают стартер с дизеля и очищают его от пыли и грязи.
Снимают защитный кожух или защитную ленту, закрывающую коллекторно-щеточный узел. Проверяют коллектор, щетки и щеточную арматуру. Щетки должны двигаться свободно, без заеданий. Измеряют динамометром усилие в момент отрыва пружины от щетки. Если усилие окажется меньше значений, приведенных в таблице 7, то следует заменить щетки или увеличить давление пружин путем их подгибания.
Если коллектор подгорел или замаслился, то его протирают чистым обтирочным материалом, смоченным в бензине. Если следы подгорания не смываются, то коллектор зачищают мелкой шкуркой, после чего внутреннюю полость стартера продувают сжатым воздухом.
Проверяют состояние шестерни привода и венца маховика. Если на их торцах имеются забоины, то их зачищают.
Таблица 7 — Параметры состояния стартеров
Тракторы | Стартер | Напряжение, В, не более | Потребляемый ток, А, не более | Минимальное усилие отрыва пружины от щетки, Н | Зазор между шестерней привода и упором в момент включения контактов, мм |
К-701, К-700А, К-700 | СТ103А-01 | 7,0 | 12,5 | 11,7... 16,0 | |
Т-150, Т-150К, МТЗ-80Л, МТЗ-82Л, ЮМЗ-6АЛ, ЮМЗ-6КЛ, ДТ-75В, ДТ-75МВ, МТЗ-100, МТЗ-102 с дизелем Д-240ТЛ | СТ362 | 9,0 | 10,0 | 1,0 ...3,0 | |
МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100, МТЗ-102 с дизелем Д-240Т | СТ212-А | 7,0 | 7,5 | 2,0 ...4,0 | |
ЮМЗ-6АМ, ЮМЗ-6КМ | СТ212-Р1 | 7,0 | 7,5 | 2,0...4,0 |
У стартеров с электромагнитными тяговыми реле снимают крышку реле с контактными болтами и осматривают рабочую поверхность контактных болтов и диска. При подгорании их зачищают мелкой шкуркой или напильником с мелкой насечкой, после чего продувают сжатым воздухом. В случае чрезмерного износа или сильного подгорания в местах соприкосновения с контактным диском контактные болты поворачивают на 180°, а диск переворачивают другой стороной. Убеждаются в свободной посадке контактного диска на шток якоря реле. Устанавливают снятые составные части на место и смазывают трущиеся соединения.
Проверка и регулировка привода стартера. Проверяют положение шестерни привода относительно упора на валу якоря в момент замыкания контактов тягового реле или включателя. Для этого соединяют 12-вольтовую (при проверке стартера СТ103А-01 — 24-вольтовую) лампочку одним проводом со свободным выводным зажимом (болтом) обмоток тягового реле или с зажимом включателя и другим проводом с плюсовой клеммой 12-вольтовой (при проверке стартера СТ103А-01 24-вольтовой) аккумуляторной батареи. Подсоединяют провод с наконечником к минусовой клемме батареи.
Закладывая между шестерней привода и упором поочередно прокладки толщиной, соответствующей максимальному и минимальному допустимым зазорам между указанными деталями (таблица 7), замыкают цепь, присоединив наконечник свободного конца провода, подключенного к минусовой клемме батареи, к неокрашенной части корпуса стартера. При проверке стартеров СТ103А-01, СТ353, СТ362, СТ212-А, СТ212-Б1, СТ212-Р1, СТ222 в момент замыкания цепи срабатывает тяговое реле; при проверке стартера СТ204 после замыкания цепи нажимают рукой на рычаг привода (включения) до отказа.
Если привод отрегулирован правильно, то при установке прокладки максимальной толщины контакты не должны замыкаться (лампочка не должна загораться), а при установке прокладки минимальной толщины контакты должны замыкаться (лампочка должна загораться). Замыкание контактов реле или включателя при зазоре, превышающем максимально допустимое значение, или незамыкание при минимальном допустимом зазоре указывает на необходимость регулировки стартера.
Привод регулируют следующими способами:
— у стартеров СТ103А-01, СТ353 — регулировочными винтами, ввернутыми в якорь тягового реле;
— у стартеров СТ204, СТ362 — регулировочным винтом, ввернутым в рычаг включения при отпущенных контргайках;
— у стартеров СТ212А, СТ212-Б1, СТ212-Р1 — перемещением ерьги рычага привода по тяге при отпущенном стопорном винте;
— у стартера СТ222 — поворотом эксцентриковой оси рычага привода при отпущенной контргайке.
По окончании регулирования стартер устанавливают на дизель и подключают к нему питание от аккумуляторной батареи.
Проверка стартера без снятия с трактора прибором КИ-1093. Проверяют ток, потребляемый стартером в режиме полного торможения дизеля. Для этого выключают включатель «массы». Подключают к клемме батареи шунт и переключают прибор КИ-1093 на измерение тока 1500 А и напряжения 30 В.
К выводу стартера подключают вольтметр прибора КИ-1093. Включают любую передачу и затормаживают трактор. Включают выключатель «массы». Включают стартер не более чем на 10 с и быстро отсчитывают ток, потребляемый стартером, и напряжение на его выводах. При отклонении стрелки амперметра на величину менее трех делений шкалы устанавливают переключатель в положение 300 А. Повторно измеряют ток и напряжение. Они не должны превышать значений, приведенных в таблице 7. Если они превышают эти значения, то по полученным показаниям прибора, используя таблицу 8, выявляют характер неисправности.
Проверка реле блокировки прибором КИ-1093. Выключают выключатель «массы», отсоединяют провода от вывода «=» реле и отгибают их так, чтобы они не касались других клемм и «массы» трактора. Подключают прибор: вывод реостата прибора подключается к выводу «В» реле-регулятора; выводы «масса» и «V» прибора подключаются к одному входу «=» реле блокировки, к другому входу реле блокировки подключен вывод «М» реле-регулятора. Вывод «масса» прибора соединяется с «массой» трактора.
Включают включатель «массы» трактора. Реостатом прибора плавно повышают напряжение до тех пор, пока не сработают контакты реле и не загорится контрольная лампа на щитке приборов трактора.
Напряжение срабатывания реле блокировки должно составлять 9...10 В. В противном случае проверяют и регулируют зазор между якорем и сердечником при замкнутых контактах. Зазор должен составлять 0,35...0,45 мм.
Если реле блокировки не срабатывает, то его необходимо отправить в ремонт.
Таблица 8 — Наиболее распространенные неисправности системы пуска и указания по их устранению