Проверка реле-регуляторов РР362-Б, РР362-Б1 и РР385-Б, интегрального регулятора напряжения
Проверка состояния электропроводки, системы освещения и сигнализации, натяжения ремня генератора
Проверяют надежность присоединения проводов к приборам электрооборудования и крепления пучков проводки скобами, а также состояние электропроводки, прежде всего в местах крепления и пересечения с металлическими частями машины. Поврежденную изоляцию следует обмотать изоляционной лентой. Для этого измеряют падение напряжения в проверяемой цепи, пользуясь вольтметром прибора КИ-1093-ГосНИТИ, при включенных потребителях электроэнергии в следующем порядке.
Присоединяют к выводам «V» и «±» прибора два провода с игольчатыми щупами. Переключатель вольтметра устанавливают в положение «–3 В». Игольчатые щупы присоединяют к началу и концу проверяемой цепи. Допустимое падение напряжения в основных цепях электропроводки трактора указано в таблице 5.
Проверяют состояние клемм и при необходимости зачищают поверхность наконечников и зажимов, подтягивают болты.
Проверяют работу системы освещения при различных положениях выключателей и переключателей и надежность крепления осветительной аппаратуры.
Таблица 5 — Допустимое падение напряжения в основных цепях электропроводки трактора
Проверяемая цепь электропроводки | Допустимое падение напряжения, В, не более |
Дальнего света фар | 1,1 |
Ближнего света фар | 0,6 |
Заднего света | 0,6 |
Подфарников | 0,5 |
Сигнальных ламп включения тормозов | 0,7 |
Выключателя стартера | 0,5 |
Проверяют состояние электрических цепей указателей поворотов и переключателей. Для этого, переведя рукоятку переключателя вправо и влево, убеждаются в том, что мигание света указателей поворота равномерное и устойчивое. Затем, поворачивая рулевое колесо вправо и влево, проверяют, обеспечивается ли выключение указателей поворота при выходе из поворота на прямую. Если указатель поворота не выключается, то регулируют положение переключателя.
Проверяют работу сигнальных ламп выключения тормозов, нажав два-три раза на тормозные педали. Лампы должны работать четко, без перебоев.
Если какой-либо прибор освещения и сигнализации не работает, то проверяют исправность лампочки и проводки, а также убеждаются, не перегорел ли плавкий предохранитель в цепи данного прибора.
На тракторах, снабженных раздельными приводами вентилятора и генератора, проверяют натяжение ремня генератора с помощью приспособления КИ-13918. Если результат проверки натяжения ремня не соответствует рекомендованному, то необходима регулировка.
Проверка регулятора напряжения производится прибором КИ-1093 непосредственно на тракторе в следующем порядке. Выводы «V» и амперметра прибора соединяются с выводами «В» реле-регулятора. Выводы реостата и «минус» прибора соединяются с «массой» трактора.
Включают выключатель «массы» трактора, пускают дизель и устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала. Устанавливают нагрузку генератора 14 А при проверке реле-регулятора РР362-Б, 10 А — при проверке реле-регулятора РР362-Б1 и 40 А — при проверке реле-регулятора РР385-Б и измеряют регулируемое напряжение. Оно должно соответствовать указанным маркам реле-регуляторов летом — 13,2... 14,0; 13,6... 14,2 и 13,5... 14,3 В, зимой — 14,0... 15,2; 14,2... 15,4 и 14,3... 15,5 В. В противном случае проверяют состояние контактов и регулируют реле, сняв крышку. Контакты реле должны быть чистыми и не должны иметь следов подгара. Чтобы повысить напряжение, увеличивают натяжение пружины реле, а чтобы снизить — уменьшают. Реле-регулятор РР362-Б1 регулированию не подлежит.
Проверка реле защиты производится прибором КИ-1093 на тракторе в следующем порядке. Вывод амперметра прибора соединяют с выводом «М» («масса»), а вывод реостата прибора — с выводом «Ш» («шунт») реле-регулятора. Все остальные соединения выводов прибора снимают. Включают включатель «массы», пускают дизель, устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала. Медленно увеличивая реостатом ток, фиксируют его максимальную величину при срабатывании реле. Сила тока должна составлять 4,0... 4,5 А.
Если сила тока срабатывания реле не соответствует приведенным данным, то проверяют состояние контактов и регулируют реле защиты, увеличивая натяжение пружины для повышения силы тока или уменьшая натяжение пружины — для понижения. Реле-регулятор РР362-Б1 заменяют.
Если требуемые режимы работы реле напряжения и реле защиты невозможно установить изменением натяжения пружины, то проверяют и регулируют зазоры между сердечниками и якорями, а также между контактами обоих реле (реле-регуляторы РР362-Б и РР385-Б).
При разомкнутом реле напряжения зазор между якорем и сердечником должен составлять 1,4...1,5 мм, между контактами — 0,2...0,3 мм. При разомкнутом реле защиты зазор между якорем и сердечником должен составлять 0,7...0,8 мм, между контактами — 0,2...0,3 мм. При замкнутом реле защиты зазор между якорем и сердечником должен составлять 0,15...0,25 мм.
Зазор между якорем и сердечником изменяют перемещением контактов, а между контактами — подгибанием ограничителя хода якоря.
Проверка интегрального регулятора напряжения (ИРН) производится на тракторе прибором КИ-1093 в следующем порядке. Выход генератора соединяют с выводом «V» прибора. Вывод «минус» прибора соединяется с «массой» трактора. Все остальные соединения выводов прибора снимаются. Включают выключатель «массы» трактора, пускают дизель, устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала.
Исправность регулятора определяют по показаниям вольтметра при напряжении источника питания 12,0...12,5 В. Если вольтметр показывает не более 1,5 В, то регулятор исправен; около 12 В — имеется внутренний обрыв; около 1 В — указывает на короткое замыкание входной цепи.