Проверка уровня и плотности электролита, степени разряженности аккумуляторной батареи
Параметры технического состояния, средства диагностирования электрооборудования
К параметрам технического состояния основных агрегатов электрооборудования относятся:
— уровень электролита в аккумуляторах;
— плотность электролита и разряженность аккумуляторных батарей;
— натяжение ремня генератора;
— напряжение на фазах генератора;
— напряжение, поддерживаемое реле-регулятором;
— ток срабатывания реле защиты;
— зазор между шестерней привода и упорной шайбой стартера в момент включения основных контактов включателя или в момент замыкания контактов электромагнитного реле;
— ток, потребляемый стартером при полностью заторможенном якоре;
— сила и тональность звукового сигнала.
При проверке технического состояния электрооборудования применяют следующие средства диагностирования.
Переносной вольтамперметр КИ-1093 предназначен для контроля генераторов, реле-регуляторов, стартеров, звуковых сигналов, стартерных аккумуляторных батарей. Переносной вольтамперметр КИ-1093 (рисунок 1) имеет металлический футляр, в который вмонтированы амперметр, тахометр, вольтметр и нагрузочный реостат. Для управления прибором и подключения его к проверяемым объектам на передней панели размещены органы управления. Футляр закрывается съемной крышкой. В футляре имеется пространство, в котором размещены шунт и комплект проводов для подключения прибора к контролируемым объектам.
1 — амперметр; 2 — вольтметр; 3 — тахометр; 4 — рукоятка переключателя вольтметра; 5 — клемма подключения вольтметра; 6 — клемма подключения вольтметра и тахометра; 7 — клемма подключения тахометра; 8 — рукоятка переключателя амперметра; 9 — клемма «А» подключения амперметра; 10 — клемма подключения массы проверяемого трактора; 11 — клемма подключения реостата; 12 — рукоятка нагрузочного реостата
Рисунок 1 — Передняя панель переносного вольтамперметра КИ-1093
Амперметр имеет шунт на 30 А для испытания генераторов, реле-регуляторов, звуковых сигналов, электродвигателей, а также выносной шунт для стартеров. При использовании выносного шунта предел измерения расширяется до 1500 А. Диапазон измерения вольтметром — 0...3 В; при введении в электрическую цепь добавочного резистора этот диапазон расширяется до 30 В.
Для измерения напряжения переменного тока в цепь вольтметра введены диод и резистор.
Тахометр прибора — электроимпульсный с диапазоном измерения 0...5000 мин-1, предназначен для измерения частоты вращения коленчатого вала. Принцип действия тахометра основан на считывании импульсов тока, выдаваемых прерывателем магнето или распределителя. Нагрузочный реостат прибора имеет полное сопротивление 6 Ом и при испытании генераторов рассчитан на максимально допускаемый ток до 25 А в течение 5 мин.
Нагрузочная вилка ЛЭ-2 служит для выявления неисправностей и определения разряженности аккумуляторных батарей по напряжению каждого аккумулятора в отдельности. Нагрузочная вилка ЛЭ-2 (рисунок 2) включает в себя вольтметр, закрепленный шарнирно на двух контактных ножках, которыми она присоединяется к клеммам аккумуляторов батареи. Ножки подключаются к вольтметру двумя нагрузочными сопротивлениями, выполненными из нихромовой проволоки или шины.
Рисунок 2 — Проверка аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой
Наличие двух сопротивлений позволяет получить три варианта нагрузки аккумуляторов, которую создают в зависимости от емкости батареи:
1) при проверке аккумуляторных батарей емкостью 40...65 А-ч завинчивают левую клемму, при этом включается сопротивление 0,018...0,020 Ом; правая клемма при этом должна быть отключена;
2) при проверке батарей емкостью 70...100 А-ч завинчивают правую клемму, включив таким образом сопротивление 0,010...0,012 Ом; левая клемма при этом должна быть отключена;
3) при проверке аккумуляторных батарей емкостью 100...135 А-ч завинчивают обе клеммы, благодаря чему в измерительную цепь включаются оба сопротивления параллельно.
Время выдержки при проверке каждого аккумулятора под нагрузкой не должно превышать 5 с.
Нагрузочной вилкой можно измерить электродвижущую силу аккумулятора, отвинтив обе клеммы и отключив нагрузочные сопротивления.
Аккумуляторный денсиметр служит для определения плотности электролита. Аккумуляторный денсиметр состоит из ареометра, помещенного в стеклянную колбу, резиновой груши, пробки с отверстиями и резиновой пробки с эбонитовым наконечником. Ареометр градуируют от 1100 до 1400 кг/м3, цена одного деления 10 кг/м3. Шкалу градуируют из расчета, что измерения будут проводиться при температуре +20 °С.
Плотномер КИ-13951 предназначен для оценки плотности электролита в аккумуляторах батареи. Он состоит из пластмассового корпуса с наконечником, резиновой груши и шести цилиндрических поплавков, рассчитанных на следующие значения плотности: 1190, 1210, 1230, 1250, 1270, 1290 кг/м3.
Чтобы измерить плотность, наконечник денсиметра или плотномера погружают в электролит и, сжав резиновую грушу, набирают его в колбу денсиметра или корпус плотномера. После того как ареометр денсиметра всплывет и уровень электролита в стеклянной колбе перестанет подниматься, отсчитывают плотность по шкале ареометра напротив нижнего мениска электролита. При определении плотности электролита с помощью плотномера после наполнения корпуса в нем всплывает поплавок, соответствующий измеряемой плотности электролита в аккумуляторе, а также поплавки, рассчитанные на меньшую плотность.
Для определения уровня электролита в аккумуляторах в наконечнике денсиметра просверливают отверстие диаметром 2 мм на расстоянии 15 мм от края. Для этой же цели можно использовать резиновую грушу, просверлив в ее наконечнике указанное отверстие. При определении плотности электролита отверстие в наконечнике денсиметра перекрывают полиэтиленовый муфтой.
Очищают батарею от пыли и грязи. Проверяют, нет ли трещин баке и мастике. При наличии трещин и течи электролита батарею заменяют.
Вывертывают пробки из банок аккумуляторов. Опускают в заливное отверстие аккумулятора наконечник денсиметра, до упора в защитную решетку. Сжав и разжав грушу, вынимают денсиметр из банки аккумулятора и проверяют, нет ли в колбе электролита. Отсутствие электролита в колбе указывает на то, что его уровень в аккумуляторе не превышает нормальной величины. Заполняют колбу денсиметра дистиллированной водой и выливают воду в аккумулятор. Затем, опустив наконечник до упора в защитную решетку, снова проверяют уровень электролита, сделав отсос грушей. Если в колбе не окажется электролита, то добавляют в аккумулятор дистиллированную воду и опять делают отсос. При избытке электролита в аккумуляторе (уровень электролита выше поверхности защитной решетки больше чем на 15 мм) груша отсосет его через контрольное отверстие, при недостатке уровень электролита выше поверхности защитной решетки меньше ем на 15 мм) добавляют электролит. После проверки уровня электролита во всех аккумуляторах и долива дистиллированной воды, ввертывают на место пробки, предварительно осмотрев и прочистив вентиляционные отверстия.
Плотность электролита измеряют, погружая поочередно в каждую банку наконечник денсиметра, предварительно сжав резиновую грушу и набрав в пипетку такое количество электролита, при котором ареометр всплывает, но не упирается своим верхним краем в резиновую грушу. Если в банки доливали дистиллированную воду, то плотность следует измерять после 30...40 мин работы дизеля или зарядки батареи с помощью зарядного устройства.
Измеряют температуру электролита. Если она меньше или больше +20°С, то в измеренную плотность вносят поправку (таблица 1).
Таблица 1 — Температурные поправки к измеренной плотности электролита
Температура электролита, °С | Поправка к показаниям ареометра, кг/м3 |
-50...-36 | -50 |
-35 ...-21 | -40 |
-20...-6 | -30 |
-5...-1 | -20 |
0... 14 | -10 |
+15 ...+25 | |
+26...+40 | + 10 |
+41 ...+55 | +20 |
+56 ...+60 | +30 |
Разница в плотности электролита аккумуляторов одной батареи не должна превышать 20 кг/м3. При большей разнице батарею следует заменить.
По наименьшей плотности электролита, измеренной в одном из аккумуляторов одной батареи, определяют разряженность батареи (таблица 2).
Таблица 2 — Показания плотности электролита, при которых батарея может работать без подзарядки
Климатический район и средняя температура воздуха в январе, °С | Время года | Плотность электролита, с учетом температурной поправки, кг/м3 | ||
при полностью заряженной батарее | при разряженной батарее | |||
на 25% | на 50% | |||
Холодный: очень холодный (–50...–30) холодный (–30... –15) | Зима Лето Круглый год | |||
Умеренный: умеренный (–15... –8) теплый влажный (0...+4) | Круглый год То же | |||
Жаркий сухой (–15...+4) | » |
Если плотность электролита неизвестна, то определяют разряженность батареи по напряжению под стартерной нагрузкой. Для этого поочередно подключают ножки нагрузочной вилки к выводам каждого аккумулятора батареи на 5 с и определяют показания.
Разность напряжений аккумуляторов одной батареи не должна превышать 0,2 В. При большей разности батарею следует заменить.
Разряженность батареи определяют с помощью таблицы 3. Батарею, разряженную более чем на 50 % летом и на 25 % зимой, подзаряжают.
Таблица 3 — Оценка степени разряженности батареи по напряжению под нагрузкой вольтметра
Показания вольтметра нагрузочной вилки при подключенном резисторе в течение 5 с, В | Степень разряженности аккумуляторной батареи, % |
1,8...1,7 | |
1,7...1,6 | |
1,6...1,5 | |
1,5...1,4 | |
1,4...1,3 |
Определяют состояние аккумуляторной батареи, пользуясь таблицей 4.
Таблица 4 — Неисправности аккумуляторной батареи и указания по их устранению
Показания денсиметра, приведенные к 20°С | Показания нагрузочной вилки | Заключение о техническом состоянии | Способ устранения неисправности |
Плотность электролита в аккумуляторах батареи превышает плотность, указанную в гр. 3 таблицы 2 | Разрядное напряжение в течение 5 с устойчиво. Разность напряжений отдельных аккумуляторов не превышает 0,2 В | Батарея исправна, плотность электролита высокая | Откорректировать плотность электролита |
Плотность электролита в аккумуляторах батареи не более чем на 40 кг/м3 ниже плотности, указанной в гр. 3 таблицы 2, разность плотности электролита в аккумуляторах не превышает 20 кг/м3 | То же | Батарея исправна, но недостаточно заряжена | В зимнее время батарею отправить на зарядку |
Продолжение таблицы 4