Проверка уровня и плотности электролита, степени разряженности аккумуляторной батареи

Параметры технического состояния, средства диагностирования электрооборудования

 

К параметрам технического состояния основных агрегатов элек­трооборудования относятся:

— уровень электролита в аккумуляторах;

— плотность электролита и разряженность аккумуляторных батарей;

— натяжение ремня генератора;

— напряжение на фазах генератора;

— напряжение, поддерживаемое реле-регулятором;

— ток срабатывания реле защиты;

— зазор между шестерней привода и упорной шайбой стартера в момент включения основных контактов включателя или в момент замыкания контактов электромагнитного реле;

— ток, потребляемый стартером при полностью заторможенном якоре;

— сила и тональность звукового сигнала.

При проверке технического состояния электрооборудования применяют следующие средства диагностирования.

Переносной вольтамперметр КИ-1093 предназ­начен для контроля генераторов, реле-регуляторов, стартеров, зву­ковых сигналов, стартерных аккумуляторных батарей. Переносной вольтамперметр КИ-1093 (рисунок 1) имеет металлический футляр, в который вмонтированы ампер­метр, тахометр, вольтметр и нагрузочный реостат. Для управле­ния прибором и подключения его к проверяемым объектам на передней панели размещены органы управления. Футляр закрыва­ется съемной крышкой. В футляре имеется пространство, в кото­ром размещены шунт и комплект проводов для подключения при­бора к контролируемым объектам.

1 — амперметр; 2 — вольтметр; 3 — тахометр; 4 — рукоятка переключателя вольтметра; 5 — клемма подключения вольтметра; 6 — клемма подключения вольтметра и тахометра; 7 — клемма подключения тахометра; 8 — рукоятка пере­ключателя амперметра; 9 — клемма «А» подключения амперметра; 10 — клемма подключения массы проверяемого трактора; 11 — клемма подключения реостата; 12 — рукоятка нагрузочного реостата

Рисунок 1 — Передняя панель переносного вольтамперметра КИ-1093

Амперметр имеет шунт на 30 А для испытания генераторов, реле-регуляторов, звуковых сигналов, электродвигателей, а так­же выносной шунт для стартеров. При использовании выносного шунта предел измерения расширяется до 1500 А. Диапазон изме­рения вольтметром — 0...3 В; при введении в электрическую цепь добавочного резистора этот диапазон расширяется до 30 В.

Для измерения напряжения переменного тока в цепь вольт­метра введены диод и резистор.

Тахометр прибора — электроимпульсный с диапазоном изме­рения 0...5000 мин-1, предназначен для измерения частоты вра­щения коленчатого вала. Принцип действия тахометра основан на считывании импульсов тока, выдаваемых прерывателем магнето или распределителя. Нагрузочный реостат прибора имеет полное сопротивление 6 Ом и при испытании генераторов рассчитан на максимально допускаемый ток до 25 А в течение 5 мин.

Нагрузочная вилка ЛЭ-2 служит для выявления неисправ­ностей и определения разряженности аккумуляторных батарей по напряжению каждого аккумулятора в отдельности. Нагрузочная вилка ЛЭ-2 (рисунок 2) включает в себя вольтметр, закрепленный шарнирно на двух контактных ножках, которыми она присоеди­няется к клеммам аккумуляторов батареи. Ножки подключаются к вольтметру двумя нагрузочными сопротивлениями, выполненными из нихромовой проволоки или шины.

Рисунок 2 — Проверка аккумуля­торной батареи нагрузочной вилкой

Наличие двух сопротивлений позволяет получить три варианта нагрузки аккумуляторов, которую создают в зависимости от ем­кости батареи:

1) при проверке аккумуляторных батарей емкостью 40...65 А-ч завинчивают левую клемму, при этом включается сопротивление 0,018...0,020 Ом; правая клемма при этом должна быть отключена;

2) при проверке батарей емкостью 70...100 А-ч завинчива­ют правую клемму, включив таким образом сопротивление 0,010...0,012 Ом; левая клемма при этом должна быть отключена;

3) при проверке аккумуляторных батарей емкостью 100...135 А-ч завинчивают обе клеммы, благодаря чему в измерительную цепь включаются оба сопротивления параллельно.

Время выдержки при проверке каждого аккумулятора под на­грузкой не должно превышать 5 с.

Нагрузочной вилкой можно измерить электродвижущую силу аккумулятора, отвинтив обе клеммы и отключив нагрузочные сопротивления.

Аккумуляторный денсиметр служит для определения плот­ности электролита. Аккумуляторный денсиметр состоит из арео­метра, помещенного в стеклянную колбу, резиновой груши, проб­ки с отверстиями и резиновой пробки с эбонитовым наконечни­ком. Ареометр градуируют от 1100 до 1400 кг/м3, цена одного де­ления 10 кг/м3. Шкалу градуируют из расчета, что измерения бу­дут проводиться при температуре +20 °С.

Плотномер КИ-13951 предназначен для оценки плотности электролита в аккумуляторах батареи. Он состоит из пластмассового корпуса с наконечником, резиновой груши и шести цилиндрических поплавков, рассчитанных на следующие значения плотности: 1190, 1210, 1230, 1250, 1270, 1290 кг/м3.

Чтобы измерить плотность, наконечник денсиметра или плот­номера погружают в электролит и, сжав резиновую грушу, наби­рают его в колбу денсиметра или корпус плотномера. После того как ареометр денсиметра всплывет и уровень электролита в стек­лянной колбе перестанет подниматься, отсчитывают плотность по шкале ареометра напротив нижнего мениска электролита. При определении плотности электролита с помощью плотномера пос­ле наполнения корпуса в нем всплывает поплавок, соответствую­щий измеряемой плотности электролита в аккумуляторе, а также поплавки, рассчитанные на меньшую плотность.

Для определения уровня электролита в аккумуляторах в нако­нечнике денсиметра просверливают отверстие диаметром 2 мм на расстоянии 15 мм от края. Для этой же цели можно использовать резиновую грушу, просверлив в ее наконечнике указанное отверстие. При определении плотности электролита отверстие в наконечнике денсиметра перекрывают полиэтиленовый муфтой.

 

Очищают батарею от пыли и грязи. Проверяют, нет ли трещин баке и мастике. При наличии трещин и течи электролита батарею заменяют.

Вывертывают пробки из банок аккумуляторов. Опускают в заливное отверстие аккумулятора наконечник денсиметра, до упора в защитную решетку. Сжав и разжав грушу, вынимают денсиметр из банки аккумулятора и проверяют, нет ли в колбе электролита. Отсутствие электролита в колбе указывает на то, что его уровень в аккумуляторе не превышает нормальной величины. Заполняют колбу денсиметра дистиллированной водой и выливают воду в аккумулятор. Затем, опустив наконечник до упора в защитную решетку, снова проверяют уровень электролита, сделав отсос грушей. Если в колбе не окажется электролита, то добавляют в аккумулятор дистиллированную воду и опять делают отсос. При избытке электролита в аккумуляторе (уровень электролита выше поверхности защитной решетки больше чем на 15 мм) груша отсосет его через контрольное отверстие, при недостатке уровень электролита выше поверхности защитной решетки меньше ем на 15 мм) добавляют электролит. После проверки уровня электролита во всех аккумуляторах и долива дистиллированной воды, ввертывают на место пробки, предварительно осмотрев и прочистив вентиляционные отверстия.

Плотность электролита измеряют, погружая поочередно в каждую банку наконечник денсиметра, предварительно сжав резиновую грушу и набрав в пипетку такое количество электролита, при котором ареометр всплывает, но не упирается своим верхним краем в резиновую грушу. Если в банки доливали дистиллированную воду, то плотность следует измерять после 30...40 мин работы дизеля или зарядки батареи с помощью зарядного устройства.

Измеряют температуру электролита. Если она меньше или боль­ше +20°С, то в измеренную плотность вносят поправку (таблица 1).

Таблица 1 — Температурные поправки к измеренной плотности электролита

Температура электролита, °С Поправка к показаниям ареометра, кг/м3
-50...-36 -50
-35 ...-21 -40
-20...-6 -30
-5...-1 -20
0... 14 -10
+15 ...+25
+26...+40 + 10
+41 ...+55 +20
+56 ...+60 +30

 

Разница в плотности электролита аккумуляторов одной батареи не должна превышать 20 кг/м3. При большей разнице батарею следует заменить.

По наименьшей плотности электролита, измеренной в одном из аккумуляторов одной батареи, определяют разряженность батареи (таблица 2).

Таблица 2 — Показания плотности электролита, при которых батарея может работать без подзарядки

Климатический район и средняя температура воздуха в январе, °С Время года Плотность электролита, с учетом температурной поправки, кг/м3
при полностью заряженной батарее при разряженной батарее
на 25% на 50%
Холодный: очень холодный (–50...–30) холодный (–30... –15) Зима Лето Круглый год
Умеренный: умеренный (–15... –8) теплый влажный (0...+4)   Круглый год То же      
Жаркий сухой (–15...+4) »

 

Если плотность электролита неизвестна, то определяют разряженность батареи по напряжению под стартерной нагрузкой. Для этого поочередно подключают ножки нагрузочной вилки к выво­дам каждого аккумулятора батареи на 5 с и определяют показания.

Разность напряжений аккумуляторов одной батареи не должна превышать 0,2 В. При большей разности батарею следу­ет заменить.

Разряженность батареи определяют с помощью таблицы 3. Батарею, разряженную более чем на 50 % летом и на 25 % зи­мой, подзаряжают.

Таблица 3 — Оценка степени разряженности батареи по напряжению под нагрузкой вольтметра

Показания вольтметра нагрузочной вилки при подключенном резисторе в течение 5 с, В Степень разряженности аккумуляторной батареи, %
1,8...1,7
1,7...1,6
1,6...1,5
1,5...1,4
1,4...1,3

 

Определяют состояние аккумуляторной батареи, пользуясь таблицей 4.

Таблица 4 — Неисправности аккумуляторной батареи и указания по их устранению

Показания денсиметра, приведенные к 20°С Показания нагрузочной вилки Заключение о техниче­ском состоянии Способ устранения неисправ­ности
Плотность электролита в аккумуляторах батареи превышает плотность, указанную в гр. 3 таблицы 2 Разрядное напря­жение в течение 5 с устойчиво. Разность напряжений отдель­ных аккумуляторов не превышает 0,2 В Батарея исправна, плотность электроли­та высокая Откоррек­тировать плотность электролита
Плотность электролита в аккумуляторах бата­реи не более чем на 40 кг/м3 ниже плот­ности, указанной в гр. 3 таблицы 2, разность плотности электролита в аккумуляторах не превышает 20 кг/м3 То же Батарея исправна, но недо­статочно заряжена В зимнее время батарею отправить на зарядку

 

 

Продолжение таблицы 4